Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Олимпиадные задания для 10 класса

Олимпиадные задания для 10 класса

Задание А. Выберите один ответ их четырёх предложенных

1. «Силовыми станциями» называют следующие органоиды клеток

а) ядро

б) рибосомы

в) лизосомы

г) митохондрии

2.Растения обыкновенно сохраняют энергию в форме

а) гликогена

б) жира

в) клетчатки

г) крахмала

3.Разнообразие окраски тела водорослей вызвано

а) привлечением животных

б) приспособлением к фотосинтезу

в) маскировкой

г) особенностями размножения

4.Росянка растет

а) в еловом лесу

б) по берегам водоемов

в) на торфяных болотах

г) на лугах

5.Процесс клеточного дыхания (аэробный путь превращения ПВК) происходит

а) в хлоропластах всех растительных организмов

б) на мембранах эндоплазматической сети (ЭПС) и аппарата Гольджи

в) на внутренней стороне наружной клеточной мембраны

г) на внутренней поверхности мембран митохондрии

6.Основой фундаментального свойства живого - способности к воспроизведению себе подобного являются реакции

а) образование цепочки углеводов

б) реакции гликолиза

в) реакции матричного типа

г) превращение АТФ в АДФ

7.Синтез липидов и углеводов связан со следующими структурами клеток

а) с ядром

б) с гладкой эндоплазматической сетью

в) с лизосомами

г) с рибосомами

8.Роль родопсина

а) участвует в фотосинтезе

б) участвует в регуляции углеводного обмена

в) белок мышц млекопитающих, связывающий кислород

г) хромопротеид, присутствующий в палочках сетчатки глаза

9.Цикл Кребса служит для

а) обезвреживания уксусной кислоты

б) обеспечения дыхательной цепи восстановленными коферментами

в) удаления избытка АТФ

г) утилизации образующихся в ходе гликолиза восстановленных коферментов

10.Молярное отношение А /Т и Г/Ц в молекуле ДНК

а) 1,0 б) 0,5 в) 0,75 г) 2,0

Задание Б. Выберите правильные суждения

1.В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.

2. Во всех клетках одного организма содержится одинаковая генетическая информация о составе и структуре его белков.

3. В живых организмах содержатся все элементы таблицы Менделеева.

4.Митоз не обеспечивает сохранения постоянного числа хромосом

5.Код вырожден потому что, несколько аминокислот шифруются одним кодоном

6.Цикл Кребса завершается образованием АТФ

7.Бычий цепень получает энергию в основном за счёт анаэробного гликолиза.

8. Партеногенез - это вариант полового размножения.

9.В организме человека наиболее чувствительны к радиоактивному излучению половые клетки и кроветворные ткани

10.Химическое взаимодействие клеток, тканей, органов и систем органов, осуществляемое через кровь, происходит в процессе нервной регуляции.

11.Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты.

12.. Микротрубочки веретена деления состоят из белка тубулина.

13.В анафазе митоза к полюсам клетки поровну расходятся гомологичные хромосомы.

14.Эволюция растений шла в направлении преобладания спорофита над гаметофитом.

15. Большинство мутаций являются рецессивными.

Задание В. Ответьте на вопрос.

1.Какие клеточные органоиды можно назвать «сборочным цехом» клетки, а какие «силовыми станциями»? Почему? Дайте объяснение процессам, происходящим в них.

Задание Г.

Найдите соответствие

А.Имеет клеточную стенку

Б.Имеет жгутики

В.Синтезирует белки

Г.Содержит митохондрии

Д.Содержит ДНК

Е.Не размножается

1.Тромбоцит

2.Кишечная палочка

3.Малярийный плазмодий

4.ВИЧ

5.Дрожжи

Задание Д-1

Выберите признаки, характерные для:

а – белков;

б – липидов;

в – углеводов.

Коды ответов:

1. Могут служить ферментами. 2. Являются полимерами. 3. Встречаются в составе всех биологических мембран. 4. Часто состоят из одинаковых мономеров. 5. Расщепляются ферментами слюны.

6. Расщепляются пепсином. 7. Входят в состав хромосом.

Задание Д-2

Выберите признаки, характерные для следующих процессов:

а – гликолиза;

б – цикла Кребса;

в – фотосинтеза.

Коды ответов:

1. Образуются макроэргические соединения. 2. Происходит в цитоплазме. 3. Приводит к образованию градиента протонов. 4. Выделяется CO2. 5. Поглощается CO2. 6. Все ферменты закодированы в ядерном геноме. 7. Может происходить у растений.

Задание Е.

Сопоставьте в правильные пары названия групп ферментов и выполняемые ими функции в живых организмах.

а) оксидоредуктазы; 1. Участвуют в гидролизе-расщеплении

органических веществ с помощью воды

б) трансферазы; 2. Ответственны в организме за реакции

окисления и восстановления

в) гидролазы; 3. Переносят определенные группы атомов

с одной молекулы на другую

г) лиазы; 4. Расщепление веществ без участия воды

д) изомеразы 5. Способствуют внутренним, в т.ч.

пространственным, изменениям

Задание Ж. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Пояснения к выполнению заданий.

Учащиеся общеобразовательных учреждений базового уровня выполняют задания А, Б, В, Г, Д-1, Ж .

Задание Д-2 выполняется только учащимися профильных классов.

Учащиеся учреждений повышенного уровня обучения выполняют задания А, Б. В, Г, Д -1, Д-2, Е, Ж.

Ключи к проверке заданий.

Задание А.

1.г

2.г

3.б

4.в

5.г

6.в

7.б

8.г

9.б

10.а

Задание Б.

Правильные ответы: 2,7,8,9,12,14,15

Задание В.

«Сборочным цехом» клетки можно назвать рибосомы, в которых происходит синтез белка. В известной степени и аппарат Гольджи тоже подходит под это определение, поскольку в нём происходит укрупнение молекул углеводов, сортировка, накопление и выведение секреторных продуктов; образование липопротеидов, гликопротеидов; формирование клеточной пластинки, образование лизосом.

«Силовые или энергетические станции» -это митохондрии, в которых происходит образование энергии в форме АТФ в ходе процессов окислительного фосфорилирования.

Задание Г.

А-2,5 Б-2, В-1,2,3,5. Г-1,3, 5. Д- 2,3,4,5. Е-1.

Задание Д-1

а – 1, 2, 3, 6, 7; б – 3; в – 2, 4, 5.

Задание Д-2

а – 1, 2, 6, 7; б – 1, 4, 6, 7; в – 1, 3, 5, 7.

Задание Е.

а-2. б-3. в-1. г-4. д-5.

Задание Ж. Предполагаемый ответ

При ответе на это вопрос необходимо отметить особенности организации вирусов, сближающие их с неживой природой( отсутствие собственного обмена веществ, отсутствие роста, не вырабатывают энергию, не потребляют пищу, не имеют клеточного строения, вне живых организмов имеют форму кристаллов) .

Также определить сходство с живыми организмами ( способность к размножению, приспособляемость к меняющимся условиям среды, проявление наследственности и изменчивости)

Отметить специфические черты: простота организации, очень маленькие размеры, носитель наследственно информации ДНК или РНК и т. д.

Критерии оценки:

Выполнения работы в объёме 91-100% - I место

Выполнения работы в объёме 85-90% II место

Выполнения работы в объёме 75-84% - III место

Выполнения работы в объёме 70- 74% - лауреат.

Максимальное количество баллов следует отвести для оценивания заданий В, Г , Ж.

Л. Ф. Лозинская, МОУ "ТСШ № 17", г. Тирасполь, ПМР

Метки: Биология