Класс Земноводные или Амфибии
Класс Земноводные или Амфибии
.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой.
ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде, расширить представления о многообразии амфибий, их роли в природе и жизни человека, познакомить с земноводными – обитателями Камчатки.
ЗАДАЧИ УРОКА:
познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;
развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать, развитие дивергентного (творческого) мышления посредством решения творческих задач , формирование умения работать с демонстрационным мультимедийным материалом.
воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.
МЕТОДЫ: словесные (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образные (таблицы, иллюстрации, игрушка), ТСО (мультимедийный проектор).
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, демонстрационный мультимедийный материал.
ХОД УРОКА:
№ |
Этап урока |
Основные вопросы |
Методы |
Оборудование |
1 |
Организационный |
Земноводные и люди: защита незаслуженно гонимых амфибий |
Постановка проблемного вопроса Определение целей и задач урока |
Посылка с игрушкой, письмо |
2 |
Изучение нового материала |
Место земноводных в системе органического мира |
Беседа |
Слайд |
Происхождение земноводных |
Беседа |
Слайд |
||
Особенности внешнего и внутреннего строения как результат жизни в двух разных средах |
Беседа |
Слайд |
||
Дыхание земноводных |
Беседа Решение творческих задач |
Слайд |
||
Кровообращение |
Метод контрольных вопросов |
Слайд |
||
Пищеварение, обмен веществ |
Беседа |
Слайд |
||
Размножение, развитие |
Лекция Решение творческой задачи Работа с текстом учебника, составление таблицы |
Слайд |
||
Многообразие земноводных |
Работа в малых группах, обсуждение результатов Сообщения учащихся |
Учебник, слайды |
||
Роль земноводных в природе и в жизни человека |
Лекция |
Слайд |
||
|
Закрепление знаний |
Земноводные и их особенности |
Тест |
Слайд
|
|
Рефлексия |
|
Самоанализ |
|
|
Задание на дом |
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.(4 – 5 мин)
Сегодня утром в школу принесли посылку и письмо для кабинета биологии. Давайте прочитаем, что написано в этом послании:
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая. Помогите мне, ребята!»
Как вы думаете, кто его прислал? Отгадка – в посылке. Открываем, а там лягушонок Квака.
Давайте разберёмся сегодня на уроке - права ли лягушка, а заодно попробуем доказать слова известного писателя Джеральда Даррелла.
«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких – либо пусть самых маленьких привлекательных черт».
Но для этого мы должны познакомиться поближе с этим замечательным, на мой взгляд, существом и его ближайшими родственниками.
ТЕМА УРОКА: Класс Земноводные или Амфибии.
Какие цели мы поставим сегодня на уроке?
Выяснить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания
Познакомиться с многообразием класса, определить роль амфибий в природе и жизни человека
Узнать о земноводных – жителях Камчатки
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 мин)
Давайте вспомним, животных какого Типа мы изучаем? С представителями каких классов мы познакомились?
Посмотрите на лестницу животных – следующая ступенька – это класс земноводные.
Определите систематическое положение класса земноводные. (часть А)
В настоящее время на нашей планете обитает около 3 тыс. видов земноводных. А появились они примерно 350 млн. лет назад, их предками были древние кистеперые рыбы. Это были первые наземные животные, но перейдя к жизни на суше, земноводные столкнулись с рядом проблем.
Квака спрашивает «Что это за проблемы?»
Со всеми проблемами земноводные справились очень хорошо, приспособившись к жизни на суше, но не потеряв связь с водной средой.
Давайте поговорим об этом подробнее, по ходу заполняя схему на рабочем листе.
Внешнее строение
Дыхание
Кровообращение
Пищеварение
Размножение и развитие
Головастик – личинка лягушки (заполнение таблицы, стр 116)
Многообразие земноводных. ( 7 – 8 мин)
Работа по группам – рядам. Сообщения о камчатских видах. Заполнение схемы часть Б.
Роль в природе и в жизни человека
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному:
Не птице, не зверю, а земноводному.
Всё для людей они сделать готовы!
Верой и правдою служат учёным.
Ведь опыты с нею не ради игрушки -
Памятник этот поставлен – лягушке!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (10-12 мин)
Тест
Творческая задача – по мультфильму «Рукавичка»
ВЫВОДЫ – почему лягушку мы воздвигли на пьедестал почета?
- Лягушки томные в пруду,
Особенно в начале лета
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедлю у пруда шаги,
Как песня лунная напевна.
Не бей лягушек – береги
А вдруг одна из них… царевна!
РЕФЛЕКСИЯ (4 – 5 мин)
Посмотрите внимательно на цели урока. Достигли ли вы их? Что Вам понравилось на уроке? Какой момент показался трудным?
ЗАДАНИЕ НА ДОМ (2 мин)
ü § 24, вопросы
ü Кроссворд «Многообразие земноводных»
О. А. Спесивцева, МБОУ СОШ №3, г. Вилючинск, Камчатский край
Метки: Биология