Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Класс Земноводные или Амфибии

Класс Земноводные или Амфибии

.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой.

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде, расширить представления о многообразии амфибий, их роли в природе и жизни человека, познакомить с земноводными – обитателями Камчатки.

ЗАДАЧИ УРОКА:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

развивающая: развитие умения сравнивать и обобщать, развитие дивергентного (творческого) мышления посредством решения творческих задач , формирование умения работать с демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.

МЕТОДЫ: словесные (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образные (таблицы, иллюстрации, игрушка), ТСО (мультимедийный проектор).

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, демонстрационный мультимедийный материал.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Основные вопросы

Методы

Оборудование

1

Организационный

Земноводные и люди: защита незаслуженно гонимых амфибий

Постановка проблемного вопроса

Определение целей и задач урока

Посылка с игрушкой, письмо

2

Изучение нового материала

Место земноводных в системе органического мира

Беседа

Слайд

Происхождение земноводных

Беседа

Слайд

Особенности внешнего и внутреннего строения как результат жизни в двух разных средах

Беседа

Слайд

Дыхание земноводных

Беседа

Решение творческих задач

Слайд

Кровообращение

Метод контрольных вопросов

Слайд

Пищеварение, обмен веществ

Беседа

Слайд

Размножение, развитие

Лекция

Решение творческой задачи

Работа с текстом учебника, составление таблицы

Слайд

Многообразие земноводных

Работа в малых группах, обсуждение результатов

Сообщения учащихся

Учебник,

слайды

Роль земноводных в природе и в жизни человека

Лекция

Слайд

Закрепление знаний

Земноводные и их особенности

Тест

Слайд

Рефлексия

Самоанализ

Задание на дом

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.(4 – 5 мин)

Сегодня утром в школу принесли посылку и письмо для кабинета биологии. Давайте прочитаем, что написано в этом послании:

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня всем людям большая. Помогите мне, ребята!»

Как вы думаете, кто его прислал? Отгадка – в посылке. Открываем, а там лягушонок Квака.

Давайте разберёмся сегодня на уроке - права ли лягушка, а заодно попробуем доказать слова известного писателя Джеральда Даррелла.

«Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких – либо пусть самых маленьких привлекательных черт».

Но для этого мы должны познакомиться поближе с этим замечательным, на мой взгляд, существом и его ближайшими родственниками.

ТЕМА УРОКА: Класс Земноводные или Амфибии.

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Выяснить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных в связи со средой обитания

Познакомиться с многообразием класса, определить роль амфибий в природе и жизни человека

Узнать о земноводных – жителях Камчатки

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 мин)

Давайте вспомним, животных какого Типа мы изучаем? С представителями каких классов мы познакомились?

Посмотрите на лестницу животных – следующая ступенька – это класс земноводные.

Определите систематическое положение класса земноводные. (часть А)

В настоящее время на нашей планете обитает около 3 тыс. видов земноводных. А появились они примерно 350 млн. лет назад, их предками были древние кистеперые рыбы. Это были первые наземные животные, но перейдя к жизни на суше, земноводные столкнулись с рядом проблем.

Квака спрашивает «Что это за проблемы?»

Со всеми проблемами земноводные справились очень хорошо, приспособившись к жизни на суше, но не потеряв связь с водной средой.

Давайте поговорим об этом подробнее, по ходу заполняя схему на рабочем листе.

Внешнее строение

Дыхание

Кровообращение

Пищеварение

Размножение и развитие

Головастик – личинка лягушки (заполнение таблицы, стр 116)

Многообразие земноводных. ( 7 – 8 мин)

Работа по группам – рядам. Сообщения о камчатских видах. Заполнение схемы часть Б.

Роль в природе и в жизни человека

В Токио памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному:

Не птице, не зверю, а земноводному.

Всё для людей они сделать готовы!

Верой и правдою служат учёным.

Ведь опыты с нею не ради игрушки -

Памятник этот поставлен – лягушке!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (10-12 мин)

Тест

Творческая задача – по мультфильму «Рукавичка»

ВЫВОДЫ – почему лягушку мы воздвигли на пьедестал почета?

- Лягушки томные в пруду,

Особенно в начале лета

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлю у пруда шаги,

Как песня лунная напевна.

Не бей лягушек – береги

А вдруг одна из них… царевна!

РЕФЛЕКСИЯ (4 – 5 мин)

Посмотрите внимательно на цели урока. Достигли ли вы их? Что Вам понравилось на уроке? Какой момент показался трудным?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ (2 мин)

ü § 24, вопросы

ü Кроссворд «Многообразие земноводных»

О. А. Спесивцева, МБОУ СОШ №3, г. Вилючинск, Камчатский край

Метки: Биология