Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Тема: «Путешествие в мир клеток» (урок в 7 классе).

Тема: «Путешествие в мир клеток» (урок в 7 классе).

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

- проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование: компьютер, персональные компьютеры, цифровые микроскопы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, интерактивный конструктор «Растительная и животная клетка».

ХОД УРОКА.

I. Организационный этап. (5 минут). (Слайд 1)

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,…

1.Психологический настрой. (Слайд 2).

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5).

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.

Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.

-Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).

Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит растительная клетка.

Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8)

(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)

- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)

Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры.

- Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки, чем отличается клетка растения от клетки животного.)

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?

1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки.

2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.

3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду, находить черты сходства и различия животной и растительной клеток.

Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10)

- А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное.

Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).)

Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.

II. Актуализация знаний.(6 мин).

  1. Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12).

Игра «Цепочка».

Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не закончатся все карточки.

Предложенные вопросы для игры «Цепочка»

Предполагаемые ответы

1.Назовите основные части клетки…

Ядро, цитоплазма, ядро.

2.Что примыкает у растительных клеток с внешней стороны мембраны…

Клеточная оболочка, она состоит из целлюлозы.

3.Как называются части клеток, расположенные в цитоплазме…

Органоиды.

4.Этот органоид клетки содержит клеточный сок, с растворёнными в нем питательными веществами…

Вакуоль.

5.Органоиды растительной клетки, которые содержат хлорофилл…

Хлоропласты.

6.Какую функцию выполняют хлоропласты…

Участвуют в образовании органических веществ в процессе фотосинтеза.

-Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13).

-Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов,

Наличие вакуолей с клеточным соком,

Прочная клеточная стенка из целлюлозы).

2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16).

- Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от внешней среды).

Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли, хлоропласты,

III. Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).

Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие.

Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит?

Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

1. Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21)

Цель:

Сравнить особенности клеток растений и животных.

Ход работы:

1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом пинцетом снять часть кожицы лука и поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения растительной клетки.

2. Приготовить временный препарат буккального эпителия ротовой полости человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки.

3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки лука и животной клетки под микроскопом, я убедился в справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________, ____________________, ____________. Только в животной клетке имеется ____________________.

Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения лабораторной работы.

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???

2. Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин) (Слайд 22)

Сегодня на уроке мы говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и было время, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23)

Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории.

Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности.

IV.Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24)

V.Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26)

1. Работа с интерактивным тренажером: (3 мин)

- Проверь себя.

- Собери животную клетку.

VI.Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд 27,28)

... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... .

Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … .

Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.

Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте.

0 ошибок - «5»

1,2,3 ошибки – «4»

4,5 ошибки – «3»

2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.)

Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное учениками вашего класса, и постараемся помочь решить проблему героям «клеточного государства». (Учащиеся должны ответить на вопрос, кто самый главный в клетке).

АВТОР:

В царстве, что ни дать, ни взять,

В микроскопе лишь видать,

Приключилась небольшая

Раз история такая.

У себя собрав совет,

Царь потребовал ответ:

Кто в его сторонке малой

Самый главный из вельмож?

Кто бы, что ни говорил,

Царь подумал и решил -

Не жалеючи наград,

Оценить сей важный вклад.

Все вокруг засуетились -

Каждый хочет доказать,

Что работа в государстве

Без него враз может встать.

ЯДРО:

Я сейчас вопрос задам вам,

Дайте на него ответ!

Что для пользы государства

Сделал каждый конкурент?

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ:

.Всех вокруг я заверяю,

Роль я важную играю,

У меня есть свой завод.

Ежегодный оборот

Составляет много тонн.

В государстве важен он.

Я в мембранные структуры

Упакую всякий хлам,

Позже от него избавлюсь,

Если повезет - продам.

Запасаюсь всем, чем надо,

Забиваю свой же склад,

И за это я имею

Очень скромненький оклад.

МЕМБРАНА:

Заявляю без обмана —

Всех важнее я - мембрана!

Я на страже государства

День и ночь стою без сна

И его оберегаю, без прикрас скажу —

Одна!

Чтобы не иссякла влага,

Чтобы не пробрался враг,

И поэтому сегодня

Не представлю я бумаг!

Здесь и так уже все ясно,

Что с мембраной все прекрасно,

И пока на страже я,

Спит спокойно вся страна.

МИТОХОНДРИЯ:

Для такого государства

Ведь энергия нужна.

Без энергии заводы — ерунда,

Ни дать, ни взять.

И мембране без нее же

Как задачу выполнять?

Все знают, без энергии

Придет всему конец.

Ее даст митохондрия,

Работая, как ТЭЦ.

РИБОСОМА:

Я уже здесь всем знакома.

Мое имя — Рибосома.

Мы производим белок для строительства

И строим. Для жителей и для правительства.

Вклад в дела государства

Мы вносим весомый —

Все здания в клетке

Построены Рибосомой.

ХЛОРОПЛАСТ:

Здравствуйте, здравствуйте, господа!

Узнали? Узнали! Конечно же, да.

Меня не узнать почти невозможно,

Без нас государство почти безнадежно.

Мы производим, без всяких хлопот

Важный для всех газ — кислород.

И углеводы, что скажем заранее,

Важные очень продукты питания.

ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:

Выступить должна успеть

Эндоплазматическая сеть.

Я буду краткой, все устали,

Но я хочу, чтоб вы узнали,

Что все перевозки от двери до двери

Осуществляю совсем без потери.

Заказ доставят в срок специалисты,

Сработают четко, красиво и быстро.

Конкурсанты совещаются.

ЯДРО:

Мы спорили долго и совещались,

И, надо признаться, совсем растерялись.

Выглядит каждый вполне убедительно,

И список заслуг имеет внушительный.

Время пришло награждать победителя.

Может быть, в этом помогут нам зрители?

Кто самый важный? Скажите скорее.

Без вас разобраться мы не сумеем.

Ученики дают ответы.

АВТОР:

Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:

Все очень важны и незаменимы.

- Итак, подведем итог. Государство - это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): «Клетка - целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым».

(Слайд 30)

VII. Итог урока. (3 мин.)

Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.

Какие клетки изображены на рисунках?

Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши.

Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх.

Если только в животной клетке – встаете.

(митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр).

Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31)

- оценка работы учеников во время урока.

(Слайд 32)

А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу.

…Так клетка, кажется, мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

(Слайд 33)

Рефлексия. (1 мин)

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34)

Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5

2. (познавательное) подготовить сообщение об открытии клетки

3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

(Слайд 35, 36)

Урок окончен, всем СПАСИБО.

Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика ___________________________

Тема урока: ____________________________________________.

Задание 1: Лабораторная работа

Ход работы:

1 вариант.

Приготовить препарат кожицы лука.

1. На предметное стекло нанести каплю йода.

2. Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода.

3. Рассмотри под микроскопом

4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной клетки.

2 вариант.

Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки).

1. На предметное стекло нанести каплю йода.

2. Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло.

3. Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.

4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения животной клетки.

Сделай подписи к рисункам и вывод.

Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился в справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________,____________________,___________________. Только в животной клетке имеется ____________________.

Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .

1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.

2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - _____________.

4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________.

5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит наследственную информацию.

6.Энергетический центр клетки _________________.

Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.

Проверьте тест самостоятельно, выставив оценку соседу по парте:_______________________

0 ошибок - «5»

1,2 ошибки – «4»

3,4 ошибки – «3»

Задание 4. Определи свое настроен

И. Н. Мититаниди, МБОУ СОШ №21, г. Шахты, Ростовская область

Метки: Биология