Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок экологии человека "Стресс как негативный биосоциальный фактор "; 8 класс

Урок экологии человека "Стресс как негативный биосоциальный фактор "; 8 класс

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУХ И ОРГАНЫ РАВНОВЕСИЯ»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ:

КЛАСС:

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЕТ:

А) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Б) ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЛЮДЕЙ

В) ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2.СИЛА ШУМА ИЗМЕРЯЕТСЯ:

А) В МЕТРАХ НА СЕКУНДУ (м/с)

Б) В ДЕЦИБЕЛАХ (дБ)

В) В ДЖОУЛЯХ (Дж)

3.БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ СЛУХА И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЕТСЯ ШУМ:

А) 20-40 дБ

Б) 85 дБ

В) 100 дБ

4.СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОВРЕЖДЕНИИ ОРГАНА СЛУХА

А) ДА

Б) НЕТ

5.ШУМ НАРУШАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЗАМЕДЛЯЯ ВСЕ НЕРВНЫЕ РЕАКЦИИ

А) ДА

Б) НЕТ

6. НАПИШИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ БОЛЕЗНИ ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

ЗАДАЧИ УРОКА:

Понять, что такое стресс; показать губительную роль стресса на здоровье человека; выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения; учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитать бережное отношение к своему здоровью.

ТИП УРОКА:

Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Термометры, глобус, система караоке.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

Рассказ учителя, элементы беседы, практическое упражнение, лабораторная работа.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, обернитесь ,пожалуйста, и поздоровайтесь. Садитесь.

А сейчас давайте проверим готовность к уроку: на парте должен находиться учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручки. Дежурный объявите отсутствующих .

2. Проверка домашнего задания в виде теста для всех учащихся.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как шум влияет на здоровье человека, о том, какая сила звука является предельно допустимой и о значении вестибулярного аппарата. Поэтому в качестве проверки домашнего задания , вы самостоятельно ответите на вопросы теста. По окончании работы свои ответы передавайте на первую парту своего ряда.

3. А мы продолжаем говорить о здоровье человека, потому что это основное его богатство.

Давайте вспомним , что такое здоровье?

А что означает здоровый образ жизни?

Здоровье- это спокойствие души и отсутствие болезней тела.

Здоровый образ жизни- соблюдение режима дня, правильное питание, занятия спортом.

Посмотрите на доску, здесь вы видите высказывание древнего афинского государственного деятеля Перикла. Я цитирую : «Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды.»

В этом определении отметим два чрезвычайно важных момента: во-первых – здоровье лежит в основе взаимодействия человека со средой, т.е. согласитесь со мной, что природа влияет на здоровье, во-вторых, человек может потерять способность к адаптации перед лицом серьезного жизненного кризиса, т.е. нервная система человека может не справиться с трудными жизненными ситуациями.

Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

« Стресс как негативный биосоциальный фактор»

Давайте в тетрадях запишем тему урока.

Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение».

Стресс возникает под влиянием разных факторов среды.

Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут вызвать стресс у человека?

Низкие температуры влекут развитие холодового стресса, высокие температуры – теплового. Так же мы можем привести пример длительной слякотной, пасмурной погоды в то время, когда положено лежать снежному покрову, температура воздуха должна быть отрицательной, периодически должно было появляться солнце. Отсутствие солнца в течение нескольких месяцев привело к возникновению стресса у большинства людей, некоторые впали в состояние депрессии.

Какие еще примеры влияния погоды на возникновения стресса у человека мы можем привести? Период половодья, когда по улицам мы наблюдаем бурлящие потоки воды, наши огороды и дома подмывает разлившаяся река. Что мы испытываем в этот момент? Нервное напряжение, страх, т. е. стресс. Также стресс вызывает длительная засуха летом, когда мы переживаем за свои огороды и вынуждены в дневное время суток прятаться от палящих лучей солнца.

Существует лекарственный стресс, возникающий в результате избыточного употребления лекарств. Но наиболее распространен эмоциональный стресс.

Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье, который установил, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в три стадии.

1 стадия тревоги. Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору.

2 стадия устойчивости. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, которым был вызван стресс. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.

3 стадия истощения. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

В тот момент, когда человек испытывает стресс, учащается сердцебиение. Тютчев писал:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые их переносят легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности человека передаются по наследству.

Итак, как уже было сказано, наиболее распространен эмоциональный стресс, который возникает в ответ на конфликтные ситуации.

Ребята, какие конфликтные ситуации вызывают стресс у людей?

Это непонимание со стороны окружающих, завышенные требования, наказания, отсутствие дружеских отношений со сверстниками, высокий темп жизни и др.

Давайте рассмотрим рисунок 40 на стр. 103 вашего учебника

Если мы достаточно подробно рассмотрим режим дня школьника, то увидим , что в течение дня организм несколько раз испытывает напряжение.

Так для многих из вас стрессом является подъем с постели, сбор в школу ( вспомним про «сов», людей, которым необходим утренний сон до 8-ми, 9-ти часов).

Многие из вас не всегда бывают готовы к урокам, поэтому в течение учебного дня испытывают стресс, боясь , что учитель спросит и поставит неудовлетворительную оценку.

Участвуя в мероприятиях, где вам приходится выступать перед классом , родителями вы также испытываете нервное напряжение.

Придя домой, вы сразу включаете телевизор и получаете негативную информацию об убийствах, пожарах, наводнениях и других катастрофах, при этом наверняка поглощаете обед, плохо пережевывая пищу. И это тоже стресс для организма.

Некоторые из вас забыли выполнить просьбу родителей, и в семье возник конфликт.

Ребята, можно ли визуально определить то, что человек находиться в состоянии стресса?

Да, конечно, при этом кто-то грызет ногти, накручивает волосы на пальцы, смотрит в одну точку, теребит ручку или платок, грубо отвечает на вопросы, хлопает дверью и т. д.

А сейчас я для вас исполню песню из кинофильма «Приключения электроника» «Это что же такое», а вы определите, чем у Сыроежкина был вызван стресс.

Примеров эмоционального стресса множество.

Так в современном мире стресс может быть вызван массовой нищетой населения развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, где люди голодают и иногда со смертельным исходом. Согласно статистическим данным, в этих странах ежегодно умирают 15 млн. детей.

В развитых странах (США) психические и социальные стрессы у 13 млн. детей вызваны неработающими отцами, 2/3 детей становятся свидетелями развода своих родителей, 17% детей и подростков живут в нищете, убогих перенаселенных домах, страдая от загрязненной среды, несчастных случаев, грубого отношения.

Статистика, представленная Национальным советом здравоохранения Щвеции, показывает, что каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет психические отклонения ( ночные страхи, недержание мочи, агрессивность). Каждый третий взрослый страдает от недомогания, бессонницы, усталости, угнетенного состояния и тревоги. Каждый десятый алкоголик.

Согласно исследованиям ВОЗ, в мире 48 млн. наркоманов. Но это лишь один пример патологической реакции на стресс. Другой пример реакции на стресс – курение, которое является основной причиной 1/3 всех раковых заболеваний, 75% хронических бронхитов и 25% инфарктов миокарда.

Эмоциональный стресс и его последствия можно избежать.

1. Быстрому снятию стресса способствует глубокое дыхание.

Давайте вместе сделаем глубокий вдох и выдох. Повторяйте за мной.

2. Общение с домашними животными.

Поднимите руку т е ребята, у которых есть домашние животные. Какие эмоции они у вас вызывают? Конечно только положительные, мы любим за ними наблюдать, играть с ними. Животные очень преданные, мы с вами знаем, что их любовь бескорыстна. Давайте посмотрим на фотографии кошек. Они вызывают у нас чувство умиления.

3. Прослушивание мелодичной музыки.

4. Физические упражнения и подвижные игры.

Играете ли вы в подвижные игры? Какие игры самые любимые? Да , это футбол, волейбол, баскетбол и др. Во время игры вы забываете обо всем, о делах, проблемах, И организм восстанавливается.

5. Но наиболее эффективное средство – это полноценный сон.

Сколько часов длится полноценный сон ? Да, не менее 8 часов в сутки.

Именно за этот период организм успевает восстановиться после трудового дня.

Помимо выше перечисленных способов борьбы с напряжением организма, существуют и другие способы релаксации. Но они требуют специальной подготовки. Об этом вы узнаете дома при подготовке домашнего задания.

А сейчас мы вместе выполним упражнение, предназначенное для снятия психического и физического напряжения. Называется оно «Чередующееся носовое дыхание».

Сидя на стуле, выпрямите спину. Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую зажимая пальцем . Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счет 6. Вдыхайте правой ноздрей и т. д. Повторить 5-6 раз.

Старайтесь делать это упражнение не реже 1 раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

Ребята, так почему стресс является негативным биосоциольным фактором?

Потому, что стресс вызывается природными и общественными причинами.

Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.

А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.

Лабораторная работа

Тема: Оценка температурного режима учебных помещений.

Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды.

Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.

Ход работы

1. Измерить среднюю температуру в классе. (Норма 18-23*С)

2. Измерить температуру пола, у стены с окнами и у противоположной. ( Разница недолжна превышать 2*С)

3. Измерить температуру пола. ( Нижняя допустимая температура пола 17-18*С)

4. Сделать вывод о том , является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

А сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.

Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок.

Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.

А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.

Лабораторная работа

Тема: Оценка температурного режима учебных помещений.

Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды.

Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.

Ход работы

5. Измерить среднюю температуру в классе. (Норма 18-23*С)

6. Измерить температуру пола, у стены с окнами и у противоположной. ( Разница недолжна превышать 2*С)

7. Измерить температуру пола. ( Нижняя допустимая температура пола 17-18*С)

8. Сделать вывод о том , является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

Мы проделали лабораторную работу. А теперь ответьте мне на вопросы.

Что такое стресс?

Как звали исследователя, который занимался изучением стресса?

Сколько стадий стресса вы знаете?

Какие факторы вызывают стресс?

Как можно избежать стресс и его последствия?

Сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.

Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок.

Метки: Биология