Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

  • Библиотека
  • Биология
  • Мастер–класс на тему "Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования",9кл.

Мастер–класс на тему "Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования",9кл.

Мастер–класс на тему "Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования",9кл.

Введение

Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 40 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому гимназисту возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.

Я стараюсь гибко сочетать в работе самые разнообразные формы и методы. Это дает возможность создавать условия для развития рационального и образного мышления, а также как познавательного, так и деятельностного поведения, навыков индивидуальной работы и сотрудничества. Кроме того, я активно осваиваю современные информационные технологии и использую их в образовательном процессе. Не секрет, что сейчас в школах качество наглядных пособий и оборудования оставляет желать лучшего. В результате многие современные изобретения и открытия в области естественных наук вообще остаются за пределами представлений и понимания ребят. Срез человеческого волоса, структура перчинки, внешний вид вирусов – разве можно увидеть всё это в обычный школьный микроскоп? Используя различные дополнительные информационные ресурсы – и интерактивные пособия, и мультимедийные энциклопедии, и ресурсы сети Интернет, я стараюсь знакомить школьников с этими уникальными явлениями. В последнее время в процесс создания подобных обучающих пособий активно включаются и ребята. Таким образом, даже у детей, увлекающихся техническими и точными науками, возникает интерес к естественным дисциплинам.

Полученные на уроках знания находят свое применение во внеклассной деятельности на занятиях секций и кружков школьной академии творчества. Здесь ребята выполняют научно-исследовательские, проектные работы.

В своей работе я использую различные активные диалоговые формы и методы обучения и прежде всего – метод проектов. Именно этот метод позволяет формировать ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Работая над проектом, школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Проектное обучение стимулирует их усилия, оно личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса. Результат – повышение мотивации, формирование и развитие ключевых компетенций, профессиональное самоопределение. Гимназист пробует себя в различных ролях – исследователя, организатора, руководителя, технического исполнителя и т.д.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием способности самостоятельно мыслить, навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Именно этим обусловлено широкое внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, и, в частности, методов и технологий на основе исследовательской деятельности школьников.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Цель мастер - класса:

познакомить слушателей с особенностями организации и проведения исследовательского проекта школьников.

Задачи мастер - класса:

– познакомить слушателей с современными подходами к организации исследовательской деятельности школьников;

– систематизировать информацию об отличительных характеристиках исследовательского проекта, о формах представления результатов исследований;

– дать представление об элементарных методах исследования;

– научить в общих чертах методике постановки исследовательского проекта

1. Теоретическая часть

1.1 Логика исследовательского проекта (этапы организации исследования)

В науке логика исследования включает в себя правила, процедуру, структуру и этапы исследования.

Поскольку развитие исследовательской деятельности учащихся определяется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм этой деятельности. Поэтому при организации исследовательской деятельности учащихся за основу принимается модель исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных процедур, осуществляемых в определённой последовательности (поэтапно), присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается:

– общее знакомство с проблемой исследования, определение ее внешних границ, разработанности, перспективности, значимости;

– формулировка целей исследования как достижения новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как результата преодоления противоречия между должным и сущим, описание проектируемого нормативного результата;

– выбор объекта исследования;

– разработка гипотезы исследования;

– постановка задач исследования;

– изучение и классификация доступной информации, составление библиографии и тезауруса исследования;

– выбор методов исследования;

– планирование и осуществление исследования сбор данных (проведение наблюдения и/или эксперимента);

– анализ полученных результатов;

– проверка выдвинутой гипотезы; формулирование общих и частных следствий, допускающих контрольную проверку и воспроизведение экспериментального эффекта;

– оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций;

– формулирование выводов;

– разработка прикладной части теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики;

– подготовка отчёта и/или защита работы.

Однако, так как главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально отличается от таковой в сфере науки, то и модель учебного исследования несколько видоизменяется, а именно в ней появляется новая процедура, осуществить которую необходимо на первом (подготовительном) этапе, а именно мотивация школьников к учебному исследованию. Остальная же логика исследования полностью сохраняется. Причём, всё вышесказанное относится и организации детского исследования в рамках проекта. Только в этом случае исследование будет являться не системой, а подсистемой, т.к. роль системы будет выполнять проект.

Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности:

1. Мотивация исследовательской деятельности школьников - возникновение у ученика во­проса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

2. Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы

3. Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

4. Выбор объекта исследования, (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

5. Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

6. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели — не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).

7. Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.

8. Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

9. Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов.

10. Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соот­ношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.

11. Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомнить­ся в истинности предложений, а может внести изменения в их форму­лировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основа­нием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедли­вости.

12. Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истин­ности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

13. Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.

Таким образом, поскольку исследовательская работа, даже в случае учебного исследования, не может быть какой-либо специальной — детской, юношеской, женской, студенческой и т.п., на любую работу, если она претендует называться «исследовательской», распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д.

1.2Технологии организации исследовательской деятельности.

В исследовательской деятельности учащихся задается определенный способ эволюции функциональных позиций ее участников. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы.

В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, являются партнерами. Учитель должен четко знать, на что нацеливать ученика и как ученик должен построить и представить свою работу. Продумать вместе с учеником соответствие темы, содержания исследовательской работы заявленной тематике, корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы, обозначить актуальность. Для того чтобы познакомить учащихся с основами науки на современном уровне, научить хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания, научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс, учителю самому необходимо владеть методами исследования. Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему ученика.

Однако, учебное исследование – это не только познавательная деятельность учащихся под руководством учителя, но и метод обучения самой исследовательской деятельности. Приобщение к ней делает учёбу производительным трудом, повышает развивающий эффект обучения, который состоит и в приобретении новых знаний, и в овладении новыми способами деятельности.

В обучении школьников исследовательской дея­тельности выделяют следующие этапы:

I. Обучение учащихся методам научных иссле­дований. В процессе деятельности учащие­ся усваивают методы преобразования и анализа ин­формации, решения творческих, исследовательских и практических задач. На этом этапе ученики обучаются ре­ферировать научно-популярные тексты, анализировать решенные и решать нерешенные научные про­блемы.

II. Обучение учащихся технологиям научных исследований - методике научного исследования, конструированию, проектированию. В процессе этой деятельности учащиеся проводят свои первые учебные исследования и оформляют результаты.

III. Организация самостоятельного поиска и исследования научных проблем. На этом этапе учи­тель помогает ученикам организовать самостоятель­ный поиск и исследование научных проблем. Само­стоятельное исследование учащиеся выполняют по желанию. В процессе исследовательской деятельно­сти учитель знакомит школьников с правилами нрав­ственного анализа.

В соответствии с этапами в обучении исследовательской деятельности - возможны «варианты деятельности учащихся и учителя» во время подготовки исследовательской работы:

– Учитель знает путь поиска, предлагает пройти этот путь ученику, чаще всего, предполагая или наверняка зная искомый результат. Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще очень робко делают первые исследовательские шаги.

– Учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата. Предлагаю ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование. Используя эту модель, основная цель работы учителя — подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.

– Учитель владеет методикой и различными методами научного исследования, он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата. Безусловно, педагог должен владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция. Эти же качества необходимо активизировать и у ученика. Подобная модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать уже научно-исследовательской деятельностью учащегося.

1.3 Формы организации исследовательского проекта

Формы организации исследовательской деятельности учащихся могут быть самыми разными. В урочное время исследовательская деятельность традиционно реализуется в форме практических и лабораторных работ; ее элементы используются для проведения самостоятельных домашних наблюдений и экспериментов. В дополнительном образовании используются разнообразные формы организации исследовательской деятельности – научные объединения учащихся, малые академии наук, научно-методические сборы, исследовательские экспедиции, летние лагеря и школы. Система стимулирования творческой исследовательской деятельности включает всероссийские и региональные творческие конкурсы, олимпиады, турниры, выставки, научно-практические конференции и предметно-ориентированные проекты с участием ведущих вузов страны, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций России.

1.4 Методы исследовательского проекта.

Метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы.

Классификация методов исследования


Методы или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить возможность применения гипотезы, теории, модели для конкретной ситуации.

Выбранные методы исследования должны обеспечить:

– достоверность - достаточность для объективной характеристики явления или объекта;

– валидность - адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор

В свою очередь, исследователь должен:

– полностью владеть информацией о переменных и исследуемых факторах, их возможной группировке;

– выбрать метод исследования и владеть им;

– изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.

Таким образом, важной проблемой выбора методов исследовательского проекта является обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе, соответствовать выбранным методам. Об этом не стоит забывать в самом начале планирования исследования. Следующий момент, обеспечивающий корректность метода – это его доступность возрастной группе юных исследователей. Под доступностью в данном случае, мы подразумеваем и наличие необходимого оборудования или источников информации, и сформированность у исследователей умений этим оборудованием пользоваться, а также понять текст из источника информации.

Далее, выбранные методы должны обеспечивать достаточность получения информации и обеспечить её (информации) достоверность. При использовании метода должны выполняться ВСЕ требования методики. Элементарный пример: школьники проводят изучение качества очистки питьевой воды с целью выявления соответствия её требованиям СанПиН. При этом выбраны методы качественного и количественного анализа водопроводной воды. На первый взгляд всё правильно. Однако, местом отбора проб служат домашние краны, а состояние водопроводных сетей в домах, где живут ребята значительно отличается друг от друга. И по факту, школьники проводят исследование состояния водопровода в каждом конкретном доме.

Иногда корректность выбранных методов исследования плавно переходит в гуманность. Одно дело исследовать отрицательное влияние, предположим, некоторой вредной среды на некоторые живые организмы и хладнокровно констатировать факт гибели данных живых организмов, и совсем другое дело создавать условия, ведущие к гибели организмов самому. Это неизбежно при проведении научных исследований, наука требует не меньших жертв, чем красота. Практически любое коллекционирование, к примеру, связано с гибелью живых организмов. Но встречаются работы, в которых данные методы не обоснованы поставленными задачами и их результаты запрограммированы элементарной логикой и вряд ли нуждаются в подобного рода подтверждениях.

2. Практическая часть

Теперь мы непосредственно на практике попробуем рассмотреть особенности организации и проведения исследовательского проекта.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, т.к. времени у нас немного я предлагаю Вам исследовать и частично выполнить исследовательский проект по проблеме, которая нас объединяет:

Прекрасен мир, в котором мы живём!

Но хрупок он, и сохранить его так важно!

Прекрасный мир умрет, и мы умрем.

Спасём же мир, в котором мы живём!

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты прихо­дится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую гор­ную вершину Европы. Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - амери­канцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

Я предлагаю Вам поработать над решением проблемы бытового мусора. Это проблема глобальная, Вы не сможете решить ее полностью, но частично это Вам по силам.

Преподаватель предлагает выполнить мини- проект по исследованию и частичного решения проблемы бытового мусора.

Участникам курса выдаются приложения с заданиями и дополнительным материалом для работы над проектом (Приложения 1-3, глосарий).

3. Заключение

В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:

1. Проектный метод является наиболее современным подходом к организации исследовательской деятельности школьников;

2. Исследовательский проект по структуре является подлинно научным исследованием;

3. Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

4. При выполнении проекта используются различные методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Литература

1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm

2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37

3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.

4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.

5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.

6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума

7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".

8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны.

9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.

10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО

11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования

12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.

Приложение 1

«Мозговая атака»

Дорогие участники проекта!

К сожалению, захламленность нашего города и свалки в самых неподходящих местах давно стали обыденностью. От кого же зависит чистота городских улиц? Как сделать наш город чистым? Можем ли мы остановить наступление «мусорной цивилизации»?

Предлагаем всем участникам проекта приступить к поиску решений этой актуальнейшей для нашего родного города проблемы.

Задание:

Обсудите в своей группе основные части исследовательского проекта по «Проблеме бытового мусора», в которых отразите основные этапы своей деятельности по решению данной проблемы. Если Вы испытываете затруднения, используйте вопросы, которые помогут вам:

I. Вступление:

  1. В чем актуальность данной проблемы?
  2. Какова цель Вашего проекта?
  3. Что является объектом исследования?
  4. Решение, каких задач помогут Вам достигнуть решения поставленной цели?

II. Теоретическая часть:

Используя предложенную информацию и Ваши знания, в краткой форме изложите

  1. Каковы причины увеличения бытовых отходов в нашем городе и стране?
  2. Какие варианты обращения с бытовым мусором Вам известны?
  3. Что такое спецотходы и как они утилизируются?

III. Практическая часть:

1. Какие методы исследования Вы будите использовать в своей работе?

2. Какие варианты по решению проблемы бытового мусора Вы можете предложить?

3. Какие практические мероприятия Вы можете организовать по решению данной проблемы?

IV. Заключение:

14. Сформулируйте выводы.

Приложение 2

Учебный материал

Сегодняшнее население Земли представляет собой общество суперпотребителей. На каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда более 97% при этом идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит, и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того: современная экономика … поощряет расточительство. 20 лет назад лучшие автомобили пробегали 250 тысяч километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре 120 тысяч километров, это – «кандидат» на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай …

Если вы хотя бы раз побываете на любой городской свалке – впечатления, которые вы оттуда вынесете, запомните на всю жизнь. При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляет бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы. Но если бумага и картон достаточно быстро смешиваются с землей и разлагаются под действием бактерий, то пластмасса практически неразложима. Однажды экологи провели простейший эксперимент – зарыли нейлоновые чулки на 1,5 см в землю. Через 7 лет чулки оказались целехоньки!

Продуктами жизнедеятельности любого города, тем более крупного промышленного центра, являются разного рода от­ходы. Их относят к твердым, жидким, газообразным, и они имеют происхождение как промышленное, так и бытовое.

Твердых отходов в крупных городах накапливается до 300 кг в год на каждый квадратный километр. В год твердых бытовых отходов в Москве приходится до 149 кг на одного человека, в Астрахани — до 161 кг, а в Краснодаре — до 240 кг.

Утилизация твердых бытовых отходов является сегод­ня серьезной проблемой. Собранные твердые бытовые отходы свозятся на простые свалки, специальные полигоны, сжигаются, перера­батываются. У нас в России около 90% твердых бытовых отходов вывозится на свалки, занимающие в целом по стра­не более 20 тыс. га. На доставку отходов на свалку приходится тратить много средств, так как они все дальше отодвигаются от горо­дов — уже на 50-100 км.

Приложение 3

Справка:

v Постоянный невывоз мусора из частного сектора Центрального района привёл к тому, что жильцы окрестных многоэтажных домов терпят «стихийное бедствие» злоновоньем.

v Ежедневно из Тольятти вывозится около 3220 куб. метров твёрдых отходов (из Автозаводского района-2300, и Комсомольского-420, из Центрального-500).

v Установленная норма мусорообразования в год на одного человека - 1,22 куб. метров.

v Самый чистый район города - Комсомольский.

v В результате рейдов инспектирующих организаций, в Тольятти ежегодно выявляется 30-50 несакционированных свалок.

v Официальных свалок в городе 14:

10-на его территории, 4-на предприятиях

v Дни Защиты природы Тольятти проводятся с 20 марта по 5 июня.(Субботники, выходы на уборку территории и т.д.).

Проблема мусора в городе Тольятти:

Тольяттинские власти вынуждены заложить в бюджет города дополнительные два с половиной миллиона рублей на вывоз мусора. Повышение уровня жизни и покупательской способности тольяттинцев спровоцировало увеличение количества отходов на душу населения.

К переполненным мусорным контейнерам и разбросанным вокруг них отходам горожане уже привыкли. И хотя специальная техника ежедневно вывозит из Тольятти сотни тонн отходов, такая картина постоянно украшает городские дворы. Последний раз нормы накопления мусора в Тольятти пересматривались 4 года назад. За это время количество отходов значительно возросло, а сумма заложенная на уборку мусора в городском бюджете, осталась прежней. В среднем дворе живёт около 600 человек. По старым нормам 3 мусорных бачков должно хватать, как минимум на сутки. Однако уже через час контейнеры переполняются.

Глоссарий

Анализ и синтез – (от греч. analissis – разложение + synthesis - соединение) применение логических приемов, в соответствии с которыми изучаемые предметы и явления рассматриваются по отдельным признакам (анализ) и, наоборот всесторонне в целом (синтез). Анализ и синтез могут быть сведены к следующим основным видам аналитико-синтетической деятельности: а) мысленное расчленение целого на части (элементарный анализ) и обратный процесс – составление целого из его частей (элементарный синтез); б) переход от конкретного к абстрактному путем выделения в конкретном некоторых общих признаков в соответствии с познавательной задачей (абстрагирующий анализ) и переход от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков (обобщающий синтез); в) с применением анализа осуществляется мысленный переход от следствия к их причинам, с помощью синтеза устанавливается связь причин и следствий; г) движение от искомого к данным выражает анализ, а обратное движение – от данных условий к искомому – выражает синтез.

Анкета – (фр. enquete) опросный лист для получения каких-либо сведений о тот, кто его заполняет.

Актуальность – (греч. actualis - деятельный) один из критериев исследовательской деятельности, выражающийся в соответствии результатов этой деятельности с тенденциями общественного развития, передовым идеям науки.

Гипотеза - (греческое hypothesis — основание, предположение) научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем. Любое предположение, догадка, допущение.

Гипотеза исследования – научное предположение, которое нужно доказать теоретически и (или) экспериментально. Истинность предположения не очевидна. Если Г. Подтверждается, то она становится фактом, концепцией, теорией; если – нет, то строится новая гипотеза.

Гипотеза объяснительная - предположение о причинах, законах вещей.

Гипотеза описательная - предположение о присущих предмету свойствах.

Гипотеза рабочая - выдвигаемое на первых шагах исследования предположение, условное допущение, позволяющее группировать результаты наблюдений и экспериментов, дающее им первоначальное объяснение.

Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл использованных терминов.

Демонстрация – (лат. demonstratio - показывание) - методический прием, выражающийся в показе окружающим результатов исследовательской деятельности, наглядно представленные.

Дискуссия - (лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

Деятельность самостоятельная исследовательская учащихся - проведение исследований по определенной теме, направленных на создание новой информации, выявлении скрытого, неизвестного для учащихся.

Исследование – деятельность, отличающаяся тем, что в ее результате создается новая информация, выявляется скрытое, неизвестное для учащихся.

Критериями исследовательской деятельности являются:

1. Актуальность

2. Полезность продукта, практическая значимость

3. Уровень новизны

4. Научная обоснованность

Исследовательская работа - проведение исследований по определенной теме. Исследовательская работа может быть двух видов:

поисковая - поиск неизвестных явлений, свойств, способов, параметров, закономерностей, ограничений и т.д. в природе или человеческой деятельности. Например, создание периодической системы Д. И. Менделеева, поиск сверхсветовых частиц – тахионов, или поиск предельно высоких температур, или поиск способа, как измерить глубину водоема с летящего самолета. Последний пример показывает, что изобретение можно отнести к поисковому виду исследовательской работы;

объяснительная – попытка установить причины непонятных явлений, свойств, закономерностей и т.д. Например, работа Л. Купера, объясняющая причины сверхпроводимости, работа А. Эйнштейна, объясняющая фотоэффект, работа Д. Гриффита, объясняющая разрушение материалов наличием микротрещин.

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений. Цель данного метода - получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время. Мозговая атака состоит из двух фаз: генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой метода Мозговой атаки является усиление эвристичности за счет использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной непредсказуемости ассоциативных рядов, возникающих в группе людей. Вторая фаза Мозговой атаки заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в критическом рассмотрении и преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные предложения.

Методы исследования – приемы познания и изучения явлений действительности основаны на исследовании объекта как системы. Различают методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, классификация, сравнение, выдвижение гипотез, моделирование, прогнозирование, экстраполяция, статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальные: педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, хронометраж, тестирование, экспертная оценка, мониторинг.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.

Метод ассоциации основан на способности человека так преобразовывать, полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии предусматривает рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

Мышление - отражение действительности в форме опосредованных, обобщенных, абстрактных, опирающихся на язык образов. Формальная логика изучает мышление не во всем его объеме, а только как процесс движения уже сформировавшегося знания, получившего выражение в языке. Мышление опосредуется формами чувственного отражения действительности.

Наблюдение – это общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Научная обоснованность - доказанное решение проблемы опирается на законы природы и не противоречит ее фундаментальным законам.

Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира.

Объект исследования – та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект определяется в самом начале исследования, иначе оно может получиться не о том.

Поиск – информационный процесс извлечения объекта из массива данных.

Планирование – вид умственной деятельности, при котором создается образ предполагаемого результата, включающий понимание этапов его достижения.

Практика (от греч.Praktikos - деятельный, активный) - деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. Практика - опыт, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполненье или попытка к тому, испытанье.

Предмет исследования – та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Важно: предмет либо совпадает с темой, либо близок.

Презентация – форма представления результатов самостоятельных действий и результатов самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Суть – знание о незнании.

Цель исследования – это то, что исследователь должен или намерен достигнуть в итоге работы над темой. В качестве цели обычно в сжатом виде формулируется тот результат, который должен быть получен в итоге работы над темой исследования.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности. Отличается от наблюдения тем, что в основе эксперимента есть теория, определяющая постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Метки: Биология