Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Мастерская построения знаний о здоровом образе жизни «Помоги себе сам»

Мастерская построения знаний о здоровом образе жизни «Помоги себе сам»

Аннотация

В связи с отмечаемой в последние годы тенденцией ухудшения состояния здоровья школьников в РФ, во многих программных документах по развитию образования поставлены задачи уделять вопросам охраны здоровья повышенное внимание. Данную разработку можно использовать на уроках биологии в 8 классах, на классных часах, во время проведения Недель биологии и экологии.

(In connection with the tendency of worsening health of schoolboys in Russian Federation, many documents of department of education set the problem on a health of student care. This work can be used on the lessons of biology in 8 classes, on class collections, and also during realization of weeks of biology and ecology)

Мастерская построения знаний о здоровом образе жизни «Помоги себе сам»

Цель: продолжить пропаганду здорового образа жизни;

Задачи: сформировать знания о слагаемых здоровья;

сформулировать вывод о здоровье как самой главной ценности человеческой жизни.

Оборудование: презентация «Методика оздоровления Порфирия Иванова «Помоги себе сам», опорная схема «Слагаемые здоровья», конверты с заданиями для групповой работы, кроссворды «Виды спорта», «Органы человека», «Болезни человека», маркеры.

Ключевые слова: закаливание, здоровый образ жизни

Эпиграф занятия:

«Быть здоровым – наука непростая»

Юрий Власов

Ход занятия

1.Учитель. Постановка проблемы: рассказ о генерале Карбышеве и Порфирии Иванове. Во время Великой Отечественной войны фашисты выставили Порфирия Иванова голым на тридцатиградусный мороз, пытаясь убить его холодом, и несколько суток поливали ледяной водой. Кожа человека покрылась толщей льда, но он выжил. Такая же участь постигла генерала Карбышева, немцы пытались добиться от него важных военных сведений. Генерал ничего не сказал и погиб от холода. Почему Порфирий Иванов выжил, а генерал Карбышев погиб? (Группы высказывают свои предположения, многие слышали о методике оздоровления П. Иванова и знают, что в течение полувека до пленения он занимался закаливанием, вырабатывая в себе нечувствительность к холоду).

2.Учитель. Сейчас мы просмотрим презентацию «Методика оздоровления Порфирия Иванова «Помоги себе сам» и проанализируем правила этой методики.

Правило 1. Два раза в неделю купайся в природной холодной воде. Горячее купание (1-2 раза в неделю) заверши холодным.

Правило 2. Старайся ходить босиком. Перед купанием вдохни через рот несколько раз воздух.

Правило 3. Не употребляй алкоголя и не кури.

Правило 4. Старайся хоть раз в неделю обходиться без пищи и воды (по своему самочувствию).

Правило 5. Сделай воскресные прогулки на природе системой.

Правило 6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся и не выплевывай из себя ничего.

Правило 7. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

Правило 8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся.

Правило 9. Победи в себе лень, жадность, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость.

Правило 10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

Правило 11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – делай.

Правило 12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

3.Учитель. Каждая группа получила задания, одинаковые для всех. Работая с ними, мы будем формулировать выводы-кирпичики для нашего Дома Здорового Образа Жизни.

Задание 1. «Мы – философы»: необходимо продолжить фразу по смыслу

1.Травоедом быть полезней, чем рабом своих … болезней.

2.Зелень молодая – в завтрак и обед, и, не увядая, будешь жить … без бед.

3.Где пиры да чаи – там и … немочи.

4.Где щи да каша, там и место … наше.

5.Если ты хочешь здоровье вернуть, скромно обедай, о … винах забудь.

6.Много есть - … невелика честь.

7.Наши деды ели просто и … жили лет по сто.

8.Лучшего не ищут, да его и нет, предпочтите в пищу свежий … винегрет.

9.Все, что в меру – полезно для здоровья, все, что сверх меры …– вредно.

10.Платные отравы – капли, порошки - пусть заменят травы … – вершки и корешки.

Группы формулируют вывод о первом слагаемом ЗОЖ: рациональное питание – основа здоровья.

Задание 2. «Пословицы и поговорки»

1.Береги нос в … большой мороз.

2.Не спеши языком, … торопись делом.

3.У неряхи да непряхи … нет путной рубахи.

4.Не учись безделью, а … учись рукоделью.

5.Ремесло пить-есть не просит, … а само кормит.

6.Здровье сгубишь, … новое не купишь.

7.Захворать – один день, … а поправляться – семь недель.

8.Хворь не сорочка - … с плеч не скинешь.

9.Живи с разумом, … так лекарей не надобно.

10.Кто день начинает с зарядки, … у того все в порядке.

11.Губа не дура, язык не лопатка, разбирает, … что горько, что сладко.

12.Хлеб да вода - … здоровая еда.

13.Слышит и ухо, что … не сыто брюхо.

Группы формулируют вывод о втором слагаемом ЗОЖ: закаливание, гигиена, труд продлевают жизнь.

Задание 3. «Доктор Айболит»

1.Какой цветок хвастается своим долголетием? (Алоэ – столетник).

2.Из семян какого растения делают касторовое масло? (Из клещевины).

3.Название какого лекарственного растения олицетворяет доброго и злого человека? (Мать-и-мачеха).

4.Какое лекарственное растение своим названием сообщает о своем количестве листьев? (Тысячелистник).

5.Какое лекарственное растение из семейства крестоцветных носит оригинальное название из старины далекой? (Пастушья сумка).

6.Как в просторечье называют топинамбур? (Земляная груша).

7.В какое время года собирают с боковых ветвей взрослых растений почки сосны, березы, тополя? (Ранней весной, в марте-апреле, когда они еще не тронулись в рост).

8.В какое время года и период жизнедеятельности собирают кору дуба, ивы, крушины? (Весной, в период усиленного сокодвижения).

9.В какое время года выкапывают корни, корневища и клубни растений? (Осенью).

10.В какую погоду и какое время дня собирают листья, травы, цветки и соцветия? (Исключительно в сухую погоду в 8-9 часов утра, когда подсохнет роса).

Группы формулируют вывод о необходимости использования фитотерапии.

Задание 4. «Степная кухня»: установи соответствие между растением и блюдом.

Блюдо или продукты

Растение

1.Ароматный чай

1. Шиповник

2.Заменитель кофе

2. Корни лопуха, одуванчика

3.Мука

3. Клубни стрелолиста

4.Варенье и джем

4. Ягоды ежевики, рябины

5.Пастила

5. Рябина, ежевика, шиповник

6.Начинка для пирогов

6.Щавель, донник

7.Салат

7. Пастушья сумка, донник, подорожник

8.Зеленые щи

8. Подорожник, щавель

9.Пюре

9. Одуванчик, пастушья сумка, щавель, плоды и лепестки шиповника

10.Соки и напитки

10. Мята, рябина, ежевика

11.Кисель

11. Исландский мох

Группы формулируют вывод о необходимости присутствия в рационе фруктов, овощей, зеленных растений – источников витаминов и минеральных солей.

Задание 5. «Объясни пословицу или поговорку»

1.Держи голову в холоде, живот – в голоде, ноги – в тепле.

2.Депрессии и слезы – для здоровья угрозы.

3.На судьбу не ропщи, в себе просчеты ищи.

4.Дари людям добро и свет, избежишь тогда бед.

5.Глубокий крепкий сон недуг прогонит вон.

6.Холодной водой обливаться – простуды можно не бояться.

7.Лучше стоять, чем сидеть, лучше идти, чем стоять, лучше бежать, чем идти.

8.Кто в баньке парится, тот не старится.

9.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

10.Самый лучший путь к здоровью – путь пешком.

Группы формулируют вывод о необходимости гармонии между физическим и психическим здоровьем.

Задание 6. «Объясни правила ЗОЖ Поля Брэгга»

1.Самый большой грех – страх.

2.Самый лучший день – сегодня.

3.Самый лучший город – тот, в котором ты живешь.

4.Самая лучшая работа – та, которую ты любишь.

5.Самый лучший отдых – работа.

6.Самая большая ошибка – потеря надежды.

7.Самая большая слабость – ненависть.

8.Самый большой нарушитель спокойствия – болтун.

9.Самый опасный человек – лжец.

10.Самая большая потребность – в общении.

11.Самое большое богатство – здоровье.

12.Самый большой дар – любовь.

13.Самый большой друг – хорошая книга.

14.Твои враги – потакание своим слабостям, жадность, зависть, жалость к самому себе.

15.Самое отрицательное в человеке – зазнайство.

Группы формулируют вывод о необходимости позитивного настроя, самопознания, самосовершенствования.

Задание 7. «Заполни кроссворд»

Группам предлагаются кроссворды: «Виды спорта», «Органы человека», «Болезни человека». Делается вывод о взаимозависимости болезней и нездорового образа жизни.

4.Учитель. Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.

Слагаемые здоровья:

- здравоохранение – 10%;

- окружающая среда – 20%;

- наследственность – 20%;

- образ жизни – 50%.

От чего же зависит возможность вести здоровый образ жизни? Группы формулируют ответ:

- от пола, возраста, состояния здоровья;

- от условий обитания;

- от экономических условий (питание, работа, отдых);

- от наличия полезных привычек (гигиена, закаливание);

- от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, переедание, малоподвижный образ жизни).

Учитель: итак, мы можем выделить составляющие понятия «здоровый образ жизни».

Группы называют эти составляющие:

- отказ от вредных привычек;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции;

- высоконравственное отношение к окружающим людям, природе.

Выполнение творческого задания: изображение ЗОЖ в виде схемы, символов, рисунков, знаков и т.п.

Учитель. Каждый из нас, соблюдая определенные гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь. И каждый обязан это сделать ради себя, ради родных и друзей и, наконец, ради своей страны. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем.

Таким образом, наше здоровье – в наших руках.

Г.М. Луговская (Вестник «ЗОЖ», №14, 2004)

Подсознанье свое напрягаю

И внушаю здоровье себе.

Организм сам поможет, я знаю,

Победить мне в неравной борьбе.

Улыбайся, смотри веселее!

Жизнь прекрасна, так пользуйся ею!

Больше двигайся, будь посмелее,

К окружающим стань подобрей.

Меньше ешь, соблюдай гигиену,

Дружбу с чистой водою веди.

И здоровье, как дар всей Вселенной,

Как награда, нас ждет впереди!

Литература

1.П. С. Брэгг «Формула совершенства», Минск: ООО «Полифакт-Альфа», 1994.

2.Л. Кудинова «Помоги себе сам», Москва: газета «Сельская жизнь», №61 1991.

3.В.Т. Лободин «Семь «за» и семь «против», Москва: Вестник «ЗОЖ», №8 2001.

4.З.Б. Минина «Методическая работа в Северо-Западном округе Москвы», Москва: Биология в школе, №5 2008, ООО Издательство «Школа-Пресс».

5.И.Я. Шерихова «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?», Москва: Биология в школе, №6 2001, Издательство «Школа-Пресс».

Метки: Биология