Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок-экспедиция «Исследование лишайников» в 6 классе

Урок-экспедиция «Исследование лишайников» в 6 классе

Аннотация

На изучение лишайников в программе В.В. Пасечника отводится 1 час. Они помещены в раздел «Царство «Растения». У школьников может сложиться ошибочное мнение, что лишайники относятся к растениям. Согласно современным представлениям об органическом мире, растениями лишайники называть нельзя, поскольку из составляющих их компонентов только зеленые водоросли принадлежат к царству растений, тогда как грибной компонент представляет царство грибов, сине-зеленые водоросли – царство цианобактерий. Сейчас большинство лихенологов рассматривают эти организмы как лихенизированные грибы. Не вдаваясь в эти подробности, учителю биологии необходимо так построить урок, чтобы информация о лишайниках ассоциировалась у школьников с чем-то необычным и запоминающимся.

(On the study of cladinas, based on the program В. В. Pasechnik, is taken 1 hour in a week. They are placed in a chapter "Reign of "Plant". For schoolboys there can be misbelief, that cladinas behave to the plants. According to the modern pictures of the organic world, cladinas can be not named a plant. As you know only oystergreens are belong to the reign of plants, while a mushroom component presents the reign of mushrooms, and dark blue-green water-plants are belong to the reign of cyanobacterias. Now most scientific, engaging in the study of cladinas, examine these organisms as similar to the cladina mushrooms. Not going into these details, the teacher of biology must build a lesson soб that information about cladinas was associated for schoolboys with something unusual and memorized.)

Урок-экспедиция «Исследование лишайников» в 6 классе

Цели урока: изучение строения, местообитания, размножения и значения лишайников.

Задачи: установление взаимосвязей между деятельностью человека и средой обитания организмов; знакомство с профессиями биологического профиля; формирование экологического мышления, воспитание бережного отношения к своей малой родине.

Оборудование: таблицы с изображением лишайников, гербарий, видеофрагмент

«Лишайники», компьютер, проектор, зоогеографическая карта мира, таблички с названиями станций, 6 лепестков ромашки из плотного картона с контрольными вопросами по материалу данного урока на обратной стороне лепестков.

Межпредметные связи: Физическая география, История Древнего мира, Природоведение, ОБЖ, Экология.

Ключевые слова: лишайники, симбиоз, индикаторы чистоты

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы совершим научную экспедицию «Исследование лишайников» с целью изучения их строения, местообитания, размножения и значения. Путешествие наше будет проходить на сверхзвуковом лайнере. Через несколько секунд мы приземлимся на станции «Географической». В ходе путешествия мы будем придерживаться маршрутного листа, и делать путевые заметки. Мы познакомимся с лихенологией – наукой о лишайниках.

II. Изучение нового материала

1.Штурман (ученик). Наш корабль приземлился на северной станции «Географическая». (Прикрепляет на магнитную доску название станции). Здесь ботаник-натуралист расскажет нам о среде обитания лишайников. Ученик по Книге для чтения по ботанике (с.156) делает сообщение «Лишайники – растения-пионеры». На экране проецируется кадр из видеофрагмента «Лишайники». В ходе беседы выявляются среды обитания лишайников, штурман по зоогеографической карте показывает Сахару, Тибет, Антарктиду, Заполярье, Дальний Восток. Под руководством учителя школьники записывают в тетрадь тему экспедиции, среды обитания лишайников. Штурман прикрепляет на доске лепесток ромашки с вопросами и делает это на каждой станции после бесед.

2.Штурман. Мы летим к станции «Исследовательской». Нам предстоит узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник «растением-сфинксом». (Меняет название станции на доске).

Учитель. Давайте вспомним из курса Древней истории, кто такой сфинкс? Ответы учащихся: это статуя льва с головой человека возле пирамиды Хеопса в Египте.

Поищем в путеводителе (учебнике) ответы на вопросы:

1) каково строение лишайника?

2) как питается и дышит лишайник?

3) как размножаются и распространяются лишайники? (Работа учащихся с текстом учебника, гербарием, составление схемы)

Виды лишайников:

- кустистые;

- листоватые;

- накипные.

  1. Штурман. Наша экспедиция делает остановку на станции «Промышленной». (Меняет название станции на доске). Инженер крупного химического комбината расскажет нам о практическом использовании лишайников. Сообщение ученика о получении из них лекарств, красок и особого вещества – лакмуса - для химической промышленности, парфюмерии. Лишайники содержат особые вещества, больше нигде в природе не встречающиеся. Это лишайниковые кислоты. Некоторые из них обладают стимулирующим, или антибиотическим действием. Вероятно, поэтому ряд лишайников издавна применялся в народной медицине как противовоспалительное, вяжущее или тонизирующее средство – отвары «исландского мха», например. На Севере они зимой служат кормом для оленей. [3]

Беседа по вопросам:

1) каково значение лишайников для химической промышленности?

2) как используются лишайники в сельском хозяйстве РФ?

3) для чего еще человек применяет лишайники?

4. Штурман. Наш лайнер приземляется на станции «Исторической». (Меняет название станции на доске). Здесь мы встречаемся с историком-археологом и фольклористом. Сообщение ученика: Археология – наука, изучающая быт, культуры древних цивилизаций. Фольклор – собирание песен, сказок, обрядов, легенд. С медленным ростом связана постоянная скорость и необычайно большая продолжительность жизни лишайников. Это свойство лишайников неожиданно получило полезное практическое применение. Их стали использовать для датировки возраста субстрата, на котором обосновались лишайники. Так, когда открыли гигантские статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Ученые столкнулись с неожиданными трудностями: статуи были высечены из вулканического туфа и радиоуглеродный метод к ним не применим. Помогли поселившиеся на статуях лишайники. Сравнивая размеры одних и тех же слоевищ у трех видов растений по фотографиям, сделанным в 1914 и 1961 гг., западногерманский лихенолог Г. Фольман по годовому приросту определил минимальный возраст статуй в 430 лет, что позднее было подтверждено археологами. [2]

По Книге для чтения по ботанике делается другим школьником сообщение о съедобном лишайнике (с.158).

Беседа по вопросам:

1) почему К.А. Тимирязев назвал лишайники «растением-сфинксом»? В чем кроется биологическая ошибка в названии? (Современная систематика относит лишайники к царству Грибов, Лишайников или к Лихенизированным грибам).

2) как лишайники помогли археологам?

3) о чем нам рассказала библейская легенда про «манну небесную»?

5. Штурман. Следующая станция – «Экологическая». (Меняет название станции на доске).

Мы попадем в лабораторию охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательских институтов страны. Нас уже ждет специалист-эколог.

Сообщение ученика: лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте окружающего воздуха. Если в воздухе содержится значительная концентрация углекислого газа и особенно сернистого газа, лишайники исчезают. Эту их особенность предлагается использовать для оценки чистоты воздуха в городах и промышленных районах. Такая работа уже проведена во многих городах мира, в том числе и у нас. [3]

Особенно губительны для лишайников различные окислы, образующие с водой кислоты той или иной концентрации. Поступая в таллом, такие соединения разрушают хлоропласты водорослей, равновесие между компонентами лишайника нарушается и организм гибнет. Поэтому многие виды лишайников быстро исчезают с территорий, подверженных значительному загрязнению, в частности из городов, где автотранспорт и ТЭЦ являются поставщиками кислотных загрязнителей. Еще в середине XIX века классик лихенологии В. Нюландер, швед по происхождению, долгое время работавший во Франции, обратил внимание на постепенное исчезновение лишайников из Люксембургского сада из-за использования новых видов топлива и газа для освещения парижских улиц. Это дало ему основание назвать лишайники «гигиенометрами», видовой состав и состояние которых на данной территории отражают качество воздуха и комфортность условий проживания для самого человека.[1]

6. Штурман. Мы возвращаемся с путевыми заметками, багажом научных знаний в свою школу, где весь собранный материал обобщим и систематизируем.

III. Повторение и закрепление изученного материала по вопросам на лепестках ромашки:

1) что изучает наука экология?

2) почему лишайники называют живыми барометрами?

3) каково значение лишайников в природе?

4) укажите места обитания лишайников на территории нашего поселения.

5) что такое симбиоз? Приведите примеры.

6) почему лишайники получили такое название? (Вопросы написаны на обратной стороне лепестков ромашки).

IY. Домашнее задание: изучить §12, оформить в рабочих тетрадях путевые заметки «Исследование лишайников».

Приложение

  1. Среда обитания лишайников – горы, пустыни, тайга, тундра, сосновые боры.
  2. Внешнее строение лишайников – слоевище кустистое, листоватое, накипное по форме; розоватое, серое, белое, коричневое, золотисто-желтое по окраске.
  3. Внутреннее строение – лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  4. Дыхание – дышит лишайник через поры клеток слоевища.
  5. Питание – минеральное – поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ нитями гриба; углеводное – образование органических веществ в процессе фотосинтеза клетками зеленых водорослей.
  6. Размножение – кусочками слоевища и особыми клетками внутри тела лишайника, которые разрывают его.
  7. Распространение – ветром и дождевыми потоками.
  8. Значение в природе – выделяют кислород для дыхания организмов, разрушают горные породы, участвуют в почвообразовании.
  9. Значение в жизни человека – корм оленям, КРС, свиньям; получение лекарств, красок, лакмуса, парфюмерии; индикаторы чистоты воздуха; определители возраста археологических находок.

Литература.

1. Бязров Л.Г. Лишайники – организмы-гигиенометры. Москва: Биология в школе (приложение к газете «1 сентября»). №4 1997, с.4.

2. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. Москва: Филологическое общество «Слово». Компания «Ключ – С». ТКО АСТ. 1995, с.220-221.

  1. Мельникова С. Синтетический организм, или растение-сфинкс. Москва: Биология в школе (приложение к газете «1 сентября»). №2 1996, с.1, 8.
  2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Москва: «Дрофа», 2007
  3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Москва: «Просвещение» 1985, с.156, 158.

Метки: Биология