Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья "Такие разные функции"

Статья "Такие разные функции"

Такие разные функции

В арсенале каждого педагога есть набор каверзный вопросов, призванных проверить способность ученика мыслить системно и логически выводить одно из другого. Допустим, даёт ученик определение: «Система органов - это группа органов, выполняющих одинаковую функцию». А вы ему сразу же вопрос: «Функции языка, аппендикса, зубов и прямой кишки совершенно различны. Но эти органы относятся к одной системе. Почему?». И только тут выясняется, что не всё так просто, и что на самом деле к одной системе относятся те органы, которые объединены выполнением одной общей задачи. В данном случае - обработки пищи. Это и есть единая функция целой системы. Само слово функция - functio - происходит от глагола facere - делать. Следовательно, русский эквивалент его - действие, (делание).

В этом плане мне очень нравится спрашивать, какие функции выполняет та или иная система, орган, клетка. То есть, что она делает в организме. На мой взгляд данный вопрос достаточно плохо рассмотрен практически в большинстве учебных пособий. Ведь когда человек изучает организм по системам, порой бывает трудно самостоятельно связать одно с другим, особенно если эту связь авторы учебника оставили как само собой разумеющееся на самостоятельное усвоение.

Спросите любого ученика: каковы функции дыхательной системы человека? Для чего она нужна организму, что она в нём делает? Нормальный человек сразу скажет: она снабжает организм кислородом и удалять из него углекислый газ. Но так ли это? Ведь данный ответ положителен для тех организмов, у которых дыхательная система действительно проходит во все части тела, передавая во все органы кислород - у насекомых с их системой разветвлённых по всему телу трахей. У человека же дыхательная система заканчивается границами грудной полости. А вот газы переносит по всему телу кровь. Значит, эта система существует прежде всего для того, чтобы кислород из окружающей среды направлять в кровь. И забирать из крови углекислый газ.

Но только ли? Достаточно подышать на холодное стекло, чтобы убедиться, что с дыханием удаляется и некоторое количество воды. Кроме того, выдыхаемый воздух содержит ещё и некоторые другие газообразные продукты. Например, часть спирта у пьяного человека удаляется с дыханием, отсюда и понятие перегара.

Ещё одна функция дыхательной системы - сигнальная, если так можно назвать звуки, издаваемые животными как на вдохе, так и на выдохе. Вспомните, ведь для этой цели специально существует целый отдел системы - гортань. (Да и язык играет не последнюю роль в формировании звуков. И зубы тоже...)

Теперь представьте ситуацию: лежащему человеку на грудь кладут помост, на который заезжает грузовик. Простой расчёт показывает, что если бы не амортизирующее действие воздуха предварительно набранного в грудной полости, Грудную клетку бы расплющило. Следовательно, всё это опять же благодаря дыхательной системе? Чем не защитная функция?

Наконец, почему-то совершенно забывают о дыхательной гимнастике, методах оздоровительного дыхания. А разве можно отрицать хотя бы массирующее воздействие масс воздуха на внутренние органы? Ведь без правильного дыхания нет здоровья, об этом говорят не только йоги, но многие именитые врачи. Грех при этом не вспомнить о системе доктора Бутейко.

Кстати, ради смеха можно привести ещё одну функцию дыхательной системы: охлаждать пищу и тело потоком воздуха на выдохе. (Этот же поток можно использовать и для транспорта некоторых материальных объектов - при плевании).

Теперь что касается кровеносной системы, к которой традиционно относят сердце и сосуды. Функции её - переносить по всему организму кровь. А вот что делает сама кровь? На мой взгляд, функции крови следующие.

I. Транспортная

1) Переносит газы - кислород к клеткам организма и углекислый газ от них;

2) Переносит питательные вещества, воду к клеткам и забирает от них вредные вещества, продукты распада;

3) Переносит форменные элементы и кровяные пластинки к повреждённым участкам тела;

4) Переносит гормоны по всему организму;

5) Переносит вредные вещества по всему организму - например, яды змей, пауков, скорпионов, а также попавшие в организм с пищей. Кроме того, кровь участвует в образовании метастазов, разнося во все части тела частички раковых опухолей. Функция отрицательная, но кто скажет, что её нет?

II. Защитная

1) Участвует в заживлении ран, образуя тромб, который препятствует как выходу крови наружу, так и проникновению болезнетворных микробов внутрь;

2) Участвует в выработке антител;

3) Уничтожает болезнетворные микробы (явление фагоцитоза);

4) Участвует в перераспределении температуры в организме, унося излишки тепла от перегретых органов и принося тепло в охлаждённые части тела.

III. Терморегуляторная. По сути - вынесенная отдельно предыдущая функция. Ведь появление постоянной температуры тела прежде всего призвано защитить организм от колебаний окружающей температуры, сделать его независимым от неё.

IV. Гомеостатическая. Участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма. Это в принципе следствие выполнения первой и третей функций.

V. Механическая. Наполнение кровью некоторых органов вызывает изменение их формы, увеличение в размере, уплотнение и упрочнение. Пример - эрекция полового члена, сосков, изменения просвета влагалища и т.д.

Как вы видите, классификация здесь несколько иная, нежели предложенная в учебнике (дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная и гуморальная).

Когда в курсе зоологии мы проходим типы кровеносных систем, даём отличие между замкнутой и незамкнутой системами, обычно разговоры на эту тему заканчиваются с началом изучения позвоночных. Целое второе полугодие мы твердим, что у всех рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих кровеносная система замкнутого типа, а посему об этом можно и не говорить вообще.

Однако, когда речь заходит о лимфатической системе, не грех напомнить, что она-то как раз незамкнутая, хотя и частично совмещена с кровеносной. Это упоминание поможет лишний раз сделать вывод, что системы человеческого организма имеет массу аналогий с системами его предков.

Метки: Биология