Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Аукцион знаний по теме «Пушистое золото» в 7 классе

Аукцион знаний по теме «Пушистое золото» в 7 классе

Аннотация

Данную разработку или ее фрагменты можно использовать на учебном занятии или внеклассном мероприятии. Класс делится на 4-5 групп экспертов – знатоков биологии пушных зверей. В ходе занятия каждая группа старается заработать максимальное количество баллов. До проведения занятия ученики, увлекающиеся биологией, готовят сообщения о жизни пушных зверей, компьютерные презентации. В разработке используются коммуникативно-диалоговая и игровая технологии. Они воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. Сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа в классе. В такой организации образовательного процесса создается цепочка: предметная деятельность, общение, творчество. Использование регионального компонента в обучении биологии развивает интерес к предмету, способствует воспитанию патриотических и эстетических чувств, чувства ответственности перед природой.

Цели: расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих; познакомить школьников с общей характеристикой отрядов грызунов и зайцеобразных; с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей названных отрядов; показать их значение в природе и жизни человека; формировать гражданскую позицию в деле охраны окружающего мира.

Ключевые слова: царство Животные, класс Млекопитающие, отряд Грызуны, отряд Зайцеобразные, охрана животных, акклиматизация, межпредметные связи.

Оборудование: таблицы, иллюстрации из книг, открытки с изображением пушных зверей; презентация «Пушные звери»; кроссворды «Пушные звери» в файлах, маркеры; схема ответа-характеристики животного; сигнальные карточки, полоски картона с буквами алфавита, молоточек, чучела или шкурки пушных зверей.

Ход занятия

I.Вступительное слово учителя или подготовленного ученика.

Пушистым золотом называют мех многих пушных зверей, которыми богата наша Родина. Все зарубежные страны охотно закупают нашу пушнину, оплачивая ее золотом. Очень много пушнины используется и в нашей стране. Ежегодно, в Санкт-Петербурге, во Дворце пушнины, проходит традиционный международный аукцион. Сюда съезжаются со всего мира знатоки и ценители пушнины. Вообразите себя в роли экспертов на торгах аукциона. В ходе аукциона мы узнаем о биологии некоторых пушных зверей из отряда Грызунов, научимся вести деловые заметки с голоса, проникнемся чувством национальной гордости к Родине, где проводятся мероприятия по охране и расселению ценных пушных зверей. Итак, в своих тетрадях записываем число, деловые заметки «Пушные звери».

II.Изучение нового материала.

1.Ведущий. Мы находимся с вами во Дворце пушнины. На сегодняшнем аукционе представлены меха пушных зверей из отряда Грызунов. Мы уверены, что товары нашего аукциона удовлетворят любой вкус.

В чем же ценность пушных зверей? Прежде всего, большинство из них обладает поразительной красотой. Темно-коричневая с серебристой проседью шкурка бобра, замечательные шкурки серых, дымчатых и красноватых белок. Нежно-коричневый мех ондатры, разнообразные расцветки нутрий – таков далеко неполный перечень набора красок пушных зверей. Но красота – это не единственное достоинство шкурок. Они отлично предохраняют от мороза. Мех зверей лучше других материалов способен удерживать тепло. Вот почему жители полярных стран ходят в одежде, почти исключительно состоящей из мехов. Наш аукцион открывается представлением бобра.

Учитель. Уважаемые покупатели! Придерживаясь схемы ответа-характеристики пушных зверей, делайте заметки о биологии представляемых животных, которые вам пригодятся в ходе аукциона.

(Сообщение учащегося-эксперта по биологии бобра с демонстрацией слайдов презентации «Пушные звери»).

2.Ведущий. Ученые и звероводы заботятся о том, чтобы ценных зверей было как можно больше. С этой целью у нас расселяют новых зверей, которых тут раньше не было, но условия для их жизни имеются. Этот процесс называется акклиматизацией. Об одном таком звере следующий рассказ.

(Сообщение учащегося-эксперта по биологии нутрии с демонстрацией слайдов презентации «Пушные звери»).

3.Ведущий. Наш аукцион представляет зверя, способного жить в заболоченных водоемах. Это – ондатра.

(Сообщение учащегося-эксперта по биологии ондатры с демонстрацией слайдов презентации «Пушные звери»).

4.Ведущий. Сейчас мы узнаем о пушном зверьке, мех которого еще ни разу наша страна не продавала на аукционах, но, может быть, через несколько лет мы сможем предложить и его. Это – шиншилла.

(Сообщение учащегося-эксперта по биологии шиншиллы с демонстрацией слайдов презентации «Пушные звери»).

5.Ведущий. Наше представление пушных зверей из отряда грызунов закончено. Грызуны белка, бурундук, летяга, а также заяц, кролик из отряда зайцеобразных – вот далеко не полный перечень животных, которые вместе с теми, о ком вы слышали сегодня, составляют наше национальное богатство. И если разумно использовать его, с каждым годом все больше будет у нас меховых пальто, теплых шапок, красивых воротников. И мы будем одеваться еще красивее! Вместе с тем, в мире ширится движение против использования мехов с целью защиты животных. Современная мода предлагает одежду из легких и дешевых синтетических материалов. Мы можем только порадоваться за пушных зверей, которые смогут жить в природе, не боясь выстрела из ружья.

А сейчас начинаем аукцион знаний – торги. Каждая группа стремится заработать большее число балов.

III.Закрепление изученного материала.

1.Учитель. Пользуясь алфавитом, в течение 1 минуты напишите максимальное число названий пушных зверей.

2.Учитель. Прочитайте первый абзац текста на с.165 §32 учебника о строении зубов грызунов.

3.Учитель. Используя деловые заметки в ходе аукциона, дадим биологическую характеристику бобра, нутрии, ондатры.

(Представители каждой команды по очереди произносят фразу-характеристику. Ведущий фиксирует ответы на листе бумаги, общий счет – на доске. В ходе аукциона знаний побеждает команда, назвавшая большее число фраз-характеристик представляемого животного. Здесь используется аукционный молоточек).

4.Учитель. Сейчас проведем викторину по знанию пушных зверей. Необходимо быстро ответить на вопрос, подняв сигнальную карточку. В случае неправильного ответа отвечает команда, поднявшая карточку второй и т.д.

1) по принципу строения и функционирования резцов какого грызуна в нашей стране сконструированы самозатачивающиеся резцы многих металлорежущих станков? (Бобра)

2) что на Руси называли «мягкой рухлядью»? (Шкурки пушных зверей)

3) какого грызуна называют лесным «акробатом»? (Белку)

4) по имени какого грызущего млекопитающего названы два города в Белоруссии? (г. Бобр, г. Бобруйск Могилевской области)

5) шкурки какого грызуна были первыми деньгами на Руси? (Беличьи шкурки)

6) мех какого грызуна самый дорогой в мире? (Шиншиллы)

7) название какого города в Воронежской области РФ и в Украине связано с названием грызуна? (г. Бобров, г. Бобровицы)

8) объясните происхождение выражения «как белка в колесе». (Русские купцы для забавы держали белок в клетке. Без движения зверек погибал. Ему стали устанавливать колесо)

9) небольшой грызун-древолаз, напоминающий белку, обладает способностью к полету за счет широкой складки кожи между передними и задними конечностями, играющей роль парашюта. (Летяга)

10) существует поговорка: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Половину чьего ушка означала денежная единица на Руси «полушка»? (1/2 беличьего ушка)

11) какое водное животное называют мелиоратором? (Бобра)

12) какой близкий родственник грызунов изображен на деньгах европейского государства? (Заяц в Белоруссии)

13) почему белые и серые куропатки зимой сопровождают зайцев? (Они лучше разгребают снег)

14) летающие сумчатые животные – грызуны Австралии и Юго-Восточной Азии, опыляющие цветки эвкалипта. (Летяга, соня)

15) почему кролики, завезенные из Европы в Австралию, стали настоящим бичом для сельского хозяйства страны? (В Австралии не оказалось их естественных врагов, кролики размножились, одичали, стали уничтожать пастбища, посевы, фруктовые сады)

16) у грызунов, как и у некоторых других млекопитающих, ушные раковины временами закрывают отверстие, ведущее в слуховой ход. Какое значение это имеет для животных? (Перекрывание ушной раковины слухового хода защищает ухо животного от слишком громких звуков)

17) известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся? (Резцы с внешней стороны покрыты эмалью. Внутренний слой резцов, лишенный эмали, стирается быстрее. Поэтому зубы затачиваются сами и всегда острые).

18) грызун, завезенный в РФ из Северной Америки, отлично прижившийся на Дону. (Ондатра)

19) грызун, сигнализирующий цветом своих зубов о нехватке витамина А. (Нутрия)

20) место обитания диких кроликов в одной из стран СНГ. (Юг Украины, заповедник Аскания-Нова)

5.Учитель. Пользуясь тестом учебника, заполните маркерами кроссворд «Пушные звери».

1.

0

2.

н

3.

д

4.

а

5.

т

6.

р

7.

а

Ответы: 1 – норка; 2 – куница; 3 – выдра; 4 – белка; 5 – нутрия; 6 – хорь;

7 – заяц.

IY.Подведение итогов аукциона. (Ведущий объявляет количество баллов, набранных командами)

Y.Домашнее задание: изучить §32. Выполнить задание по желанию: подготовить краткие сообщения или презентации о биологии Китообразных, Ластоногих, Хоботных, Хищных (на выбор).

Приложение

План ответа-характеристики животного

1.Название животного (научное и местное)

2.Экологическая характеристика (отряд, семейство, род, вид)

3.Описание внешнего облика, некоторых особенностей морфологии и физиологии

4.Распространение (ареал) на территории Донского края

5.Взаимоотношения с другими животными

6.Условия и образ жизни (питание, размножение, выращивание потомства, миграции)

7.Практическая ценность и использование вида

8.Вопросы охраны и восстановления численности на территории Донского края

Литература

1.Даринский А.В. Краеведение. Москва: «Просвещение», 1987.

2.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. Москва: «Дрофа», 2000.

3.Моллис С.С., Моллис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: «Просвещение», 1988.

Метки: Биология