Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»

Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»

Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем» Эпиграф: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор»

Н.А. Некрасов

Цель: продолжить формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой родине, гражданской позиции в деле охраны природы

Задачи: установление межпредметных связей между географией и биологией; установление связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые цепи и сети; между деятельностью человека и средой обитания организмов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дом, в котором мы живем», мультимедийный диск «Ростовская область», паспорт населенного пункта, гербарий степных растений, фотографии растений и животных, глобус, карта Ростовской области, карта Зимовниковского района., русская народная игрушка «Матрешка»

Ключевые слова: биогеография, экология, уровни изучения живой природы, уровни административного деления, пищевые цепи, пищевые сети, антропогенные факторы.

Ход урока

I.Подведение к теме, цели и задачам урока. На доске написаны уровни изучения живой природы и административного деления, при комментировании которых учитель биологии начинает разбирать матрешку, а учитель географии – собирать. Дается определение биогеографии – науки о распределении живых организмов по поверхности планеты, их группировки в биогеографические зоны. Демонстрируется слайд №1 презентации «Дом, в котором мы живем» - центральная площадь пос. Гашун.

Уровни

Живая природа Административное деление

1.Биосфера 1.Мир

2.Экосистемы 2.Страны

3.Виды и популяции 3.Области, республики, края

4.Организмы 4.Районы

5.Клетки 5.Поселения

6.Молекулы 6.Мой дом

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: - На уроке нам необходимо решить следующую проблему: «На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть». Чуть позже мы ответим на этот вопрос.

Учитель географии: - Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить свою Родину и гордиться, ее нужно знать!

Ученик: - Стихотворение местного зимовниковского поэта Александра Помещенко «Заповедные места» (читает на фоне слайда-видео №2 «Ландшафты» мультимедийного диска «Ростовская область»)

Степь, не тронутая плугом, а за нею Элиста,

Астраханская подруга. Ковыли, как камыши –

Разбежаться есть, где воле, ни строенья, ни души,

Ни движения тем более.

Едем прямо, не юля, сколько может это длиться,

Только небо и земля, точно сон красивый снится.

Учитель географии: - Донской край – это часть нашей необъятной Родины, поэтому мы называем его малой родиной. Давайте вспомним географическое положение (ГП) Ростовской области. (Региональный компонент, 8 класс – слайд №3 озвучен аудиозаписью с рассказом о ГП Ростовской области).

Задание «Выбери правильный ответ. Вам на экране предлагается несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Учитель географии читает текст на фоне демонстрации слайдов 4-23.

1.Ростовская область расположена: на севере, на юге, на востоке, на западе России.(№№4,5).

2.Площадь Ростовской области составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 100 тыс. км2. (№№6,7)

3.Ростовская область входит в состав: Центрального экономического района, Северо-Кавказского экономического района, Волго-Вятского экономического района. (№№8,9).

4.Ростовская область расположена на материке: Австралия, Африка, Евразия (№№10,11).

5.Протяженность Ростовской области с севера на юг: 545 км, 475 км, 800 км. (№№12,13).

6.Протяженность Ростовской области с запада на восток: 765 км, 455 км, 300 км. (№№14,15).

7.Крайняя северная точка расположена в: Тацинском районе, Верхнедонском районе, Тарасовском районе. (№№16,17).

8.Крайняя южная точка расположена в: Орловском районе, Песчанокопском районе, Зимовниковском районе. (№№18,19).

9.Крайняя западная точка расположена в: Каменском районе, Шолоховском районе, Неклиновском районе. (№№20,21).

10.Крайняя восточная точка расположена в: Морозовском районе, Чертковском районе, Заветинском районе. (№№22,23).

Учитель географии: - А теперь вспомним районы Ростовской области, которые вы еще не называли. (Демонстрируется слайд №24 «Административная карта Ростовской области»). Все районы нашей области мы назвать не сможем, потому что… (слайд №25 озвучен аудиозаписью с рассказом о составе Ростовской области).

Учитель географии: - Сегодня мы будем заполнять паспорт населенного пункта, работу с которым вы продолжите дома, и по результатам заполнения получите отметки. Итак, первый пункт «Откуда мы родом?». (Демонстрация слайда №26 – фрагмент видеофильма «Первые поселения на Дону» диска «Ростовская область»). Устная проверка записей. Учитель географии: - Многие населенные пункты получили свое название по фамилиям основателей или по названиям прежних мест переселенцев. В состав нашего Северного сельского поселения входит 8 хуторов. Сейчас мы заполним контурную карту «Северное сельское поселение» (используется административная карта ЗАО «Дружба»), разгадаем кроссворд «Наши поселения».

1.Поселение на берегу реки Сал, имеющее в названии приставку «ново». (Новобарабанщиков).

2.Какой хутор основали переселенцы Мартыновской слободы на берегу балки Худужурта, где соорудили пруд? (Старорубашкин).

3.Назовите бывшую калмыцкую станицу, названную в честь знатного царского генерала. (Власовская).

4.Какой хутор носит название новой одежды? (Новорубашкин).

5.Как называется центральная усадьба ЗАО «Дружба»? (Гашун).

6.Какое поселение основали переселенцы Котельниковской волости, названное в честь В.И. Ленина? (Ульяновский).

7.Какой хутор основали татарские переселенцы на берегу реки Мазанки? (Ивановский).

8.Поселение на берегу реки Сал, основанное переселенцами из Курской губернии и названное в честь любимых садов на родине. (Русско-Садовский).

Учитель географии: - Ребята! Заканчиваем работу с картой. Обратите внимание, что пункт №2 паспорта вы заполните дома.

Учитель биологии: - Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Сал, Большой и Малый Гашун, Большая и Малая Куберле, множеством балок и мнимых притоков рек. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образует естественные сообщества. Сообщества, созданные человеком, называются искусственными. Мы сейчас распределим перечень сообществ в пункте №3 паспорта. Два ученика выходят к доске, остальные работают в паспортах. (Учитель биологии читает текст).

1.Река Сал. 6.Типчаково-полынная степь.

2.Старорубашанский пруд. 7.Верхне-Сальский оросительный канал.

3.Заливной луг на берегу реки Малый Гашун. 8.Пойма реки Мазанки.

4.Ильичевская дубовая роща. 9.Курган.

5.Фруктовый сад. 10.Пшеничное поле.

(Проверка записей. Естественные сообщества – 1,3,6,8. Искусственные сообщества: 2,4,5,?,9,10).

Учитель географии: - Почва – это плодородный верхний слой, на котором растут растения. В Зимовниковском районе каштановые и темно-каштановые почвы занимают более 64% пашни, около 31% - лугово-каштановые и солонцы. Изредка встречаются южные черноземы. А какие почвы у нас? Назовите типы почв нашего поселения, используя ключевые слова: соль, луг, каштан. (Слайд №27 – ответы: солонцы, лугово-каштановые)

Учитель биологии: - Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чабрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудным зеленым ковром с узорами из разноцветных тюльпанов, фиолетовых и желтых ирисов. (Слайд №28, видеофильм «Степь» мультимедийного диска «Ростовская область»).

В любом сообществе (природном комплексе) существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.

Задание №1. Составьте пищевую цепь. (Один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание №5(1) в паспортах). Дано: окунь, водоросли, щука, рачки. Пронумеруйте слова – 1) водоросли; 2) рачки; 3) окунь; 4) щука.

- Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. То есть в пищевой пирамиде на следующий уровень переходит примерно 10% массы и энергии.

Задание №2. Составление пищевой пирамиды. (Один человек выходит к доске). Дано: растения, насекомые, лягушки, змеи, орел. Масса змей составляет 10кг. Составьте пирамиду чисел (Слайд №29 – правильный ответ на экране).

Задание 3. Пищевые сети – это переплетения нескольких пищевых цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещества и энергия. Откройте учебник биологии на с.155 и посмотрите на рис.62 «Пищевая сеть и направление потоков веществ».Пользуясь образцом, впишите в паспорт недостающие звенья пищевой сети №5(3).

гусеницы синица сова

Дерево олень тигр

листовой опад микроорганизмы почвенные насекомые

Задание 4. Живые пирамиды. Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает набор открыток с растениями и животными, из которых нужно составить пищевую цепь и показать живую пищевую пирамиду. (Группы учащихся по очереди выходят к доске с открытками в руках и демонстрируют живую пирамиду).

Учитель географии: - Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока. Итак, ваши версии, почему так произошло – уничтожили комаров, а численность крыс резко увеличилась. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Ими питались тараканы, которые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. И наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случится, если бы жители острова, прежде чем применить ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Учитель географии: - Следующий пункт нашего паспорта – это население. Задание: построить диаграмму, используя данные численности населения в наших хуторах и отметить в паспортах названия хуторов с наибольшей и наименьшей численностью населения. (Инструкция построения диаграммы: 1.MS WORD. 2.Вставка. 3.Рисунок. 4.Диаграмма. 5.Внесите данные в таблицу).

Учитель биологии: - Сейчас мы выберем правильные суждения для 1-го варианта и неправильные суждения для 2 –го варианта.

1.Высшим уровнем изучения живой природы являются экосистемы.

2.В Зимовниковском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы.

3.Ильичевский лес является искусственным сообществом.

4.Биогеография изучает неорганическую природу.

5.Река Сал и оросительный канал – это естественные сообщества.

6.Пищевая цепь – растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица.

7.В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии.

8.Бактерии являются редуцентами - разрушителями.

(Правильные ответы: «+» - 2,3,7,8; «-» - 1,4,5,6).

Учитель географии: - Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом: солнце – желтое, трава – зеленое, небо – синее. Возьмем кисти с такими красками и опустим их в сосуд с водой. При их смешивании с водой получается новый красивый оттенок. Образно представим деятельность человека черным цветом, и, опустив в сосуд кисть с черной краской, увидим, что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с этим цветом выбрано не случайно. Мы все чаще видим примеры отрицательного воздействия человека на природу. А какова экологическая ситуация в нашем поселении? Об этом нам расскажут ребята, которые проводили мониторинг состояния окружающей среды в поселении. (Во время выступления учащихся демонстрируются слайды №30-37 с фотографиями несанкционированных свалок, вырубленных деревьев и т.п. местных экологических преступлений)

1.Экологическая ситуация в нашем поселении. (Беседа на основе анализа информации).

Информация учащихся

Трасса Волгоград-Ростов проходит на расстоянии 46 метров от Магистральной улицы нашего поселка. И поэтому нас беспокоят выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Наблюдается увеличение таких заболеваний как бронхиальная астма, острый тонзиллит, острый бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания. Вот данные профилактического осмотра учащихся МОУ Северной СОШ №13 за 13 сентября 2006 года. В школе обучалось 305 человек, всего осмотрено было 246 школьников. Из них сердечно-сосудистыми заболеваниями страдали 58 человек, заболеваниями дыхательной системы – 50 человек, астматическим бронхитом – 2 человека.

Сейчас автомобили прочно заняли первое место, как по перевозке груза, так и по перевозкам пассажиров. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатель внутреннего сгорания. При этом в воздух попадает большое количество продуктов неполного сгорания топлива – окись углерода, углеводорода, серы и свинца. Легковой автомобиль ежечасно выбрасывает в воздух около 60 м3 выхлопных газов, а грузовой автомобиль – около 123 м3.

Интенсивность транспортного движения на трассе Волгоград-Ростов за один час в 2006 году

Январь 2006г.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

8.00-9.00

67

43

12.00-13.00

86

20

17.00-18.00

40

39

В 1965г. была посажена лесополоса, которая защищала поселок от шума, загазованности и запыленности. В 2004г. ее полностью вырубили электрики.

Еще одним источником отрицательного влияния на здоровье людей нашего поселка является Северокавказская железная дорога. Шум железной дороги способен повысить кровяное давление, причинить вред сердечно-сосудистой системе, вызвать язвы, и, возможно, усиливает предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Свалки бытовых и хозяйственных отходов загрязняют воздух, воды, почву, изменяют климатические условия, уродуют ландшафт, нарушают среду обитания растений и животных

2.Вычисления:

- среднее количество выбросов выхлопных газов за год;

- средний выброс загрязняющих веществ на одного человека.

3.Формулирование вывода о действии загрязняющих веществ на жителей нашего поселения.

Как яблоко на блюде у нас Земля одна,

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Не мудрено добраться до старых тайников,

Разграбить все богатство у будущих веков!

Учитель биологии: - Почему мы назвали наш урок «Дом, в котором мы живем»? Что лично можем сделать мы для того, чтобы в нем царили чистота, красота и гармония?

(Ответы учащихся).

Учитель географии: - Завершит наш урок психологический тест. В программе POWER POINT заранее нарисованы забавные рожицы без рта. Выберите понравившийся вам цветной карандаш и дорисуйте недостающий элемент. Давайте вместе проанализируем рисунки и сделаем вывод о психологическом восприятии урока.

Учитель биологии: - Домашнее задание по географии – завершить заполнение паспорта; домашнее задание по биологии – изучить §5.3, ответить на вопросы к §. Выставление поурочного балла всем учащимся. Благодарим за плодотворную работу.

Литература

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», 9 класс. Москва: «Дрофа» 2005.

2.Фоняков В.В., Гончаров М.А., Гонецкий В.Ф. Край, где мы живем. Историко-краеведческие очерки о зимовниковской земле и ее людях. Волгодонск. 1998.

Приложение 1

Паспорт Северного сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области

(Рабочая тетрадь)

1.Происхождение названия пос. Гашун __________________________________

2.Населенные пункты Северного сельского поселения:

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________

7._____________________________________________

3.Типичные природные сообщества Сальской степи:

естественные __________________________; искусственные _________________________

4.Типы почв Зимовниковского района (впишите недостающие слова):

1) больше 64% пашни занимают ______________________ и ____________________ почвы;

2) около 31% занимают лугово-каштановые и ______________________________________

3) изредка встречаются южные ___________________________________________________

5.Флора (растительность) и фауна (животный мир) Зимовниковского района:

1) составьте пищевую пирамиду из данных организмов, пронумеровав и подписав их: продуценты, консумент I, консумент II, консумент III. Дано: окунь, водоросли, щука, рачки.

2) составьте пищевую пирамиду из ящериц, ястреба, растений и кузнечиков, если известно, что масса ястреба составляет 4,5 кг.

3) составьте пищевую сеть, используя данные организмы: лиса, заяц, волк, дерево, насекомые - короеды, дятлы, кора деревьев.

_____________ _________ дятлы

Дерево __________ лиса


_______________

6. Население.

1) задание: построить диаграмму, используя данные численности населения в наших хуторах и отметить в паспортах названия хуторов с наибольшей и наименьшей численностью населения. (Инструкция построения диаграммы: 1.MS WORD. 2.Вставка. 3.Рисунок. 4.Диаграмма. 5.Внесите данные в таблицу);

2) национальный состав поселения (вычеркните лишнее): русские, болгары, украинцы, молдаване, сербы, азербайджане, турки, литовцы, армяне, чеченцы, калмыки, аварцы, агульцы, даргинцы, цыгане, немцы, корейцы, андийцы, татары, поляки, молдаване;

3) численность населения _______________

4) известные люди _____________________

7.Основная продукция ЗАО «Дружба» (подчеркнуть нужное): зерновое производство, овцеводство, мясное скотоводство, птицеводство, бахчеводство, овощеводство, коневодство, возделывание масличных культур, свиноводство.

8.Что вам нравится в Северном сельском поселении, и чтобы вы хотели изменить? ___________________________________________________

9.Что лично вы можете предложить и сделать для охраны природы и ее процветания? ___________________________________________________

10.Решение каких экологических проблем в Северном сельском поселении не требует больших материальных затрат, а зависит только от уровня воспитания и культуры населения? ___________________________________________________

Приложение 2

Этапы природоохранной деятельности в Зимовниковском районе Ростовской области

1.В 1948 году в стране провозглашается план преобразования природы через зеленые заслоны. В Зимовниковском районе в 1949 году создаются 2 лесозащитные станции (ЛЗС).

2.В 1950-1953гг закладываются Ильичёвский, Стояновский, Кутейниковский лесные массивы.

3.Зимовниковский лесхоз образован в 1967 году согласно приказу министерства лесного хозяйства РСФСР №5 от 06.01.67г и решения Ростовского облисполкома №636 от 12.07.67г, за счет разукрупнения Приморского механизированного лесного хозяйства.

4.1 июня 1967 года образовано Управление Верхне - Сальской оросительно-обводнительной системы.

5.Лесной массив «Ильичевское урочище» объявлен государственным памятником природы местного значения решением Ростовского облисполкома от 23 августа 1985 года № 313. Он занимает 145,5 га, взят на учет в областном Совете общества охраны природы. Регистрационный № 59.

6.В 2002 году в Ильичевском урочище был построен вольер размером 12,5 га для содержания и разведения диких кабанов. Осенью 2004 года из вольера была выпущена свиноматка и 7 поросят для расселения. В Ильичевском лесу охотоведы охраняют и подкармливают косуль. Осенью в лес заходят на кормежку сайгаки, когда в Прикаспии все выгорает.

7.В районе действуют Государственный резервный охотничий фонд с центром в х. Мокрый Гашун.. Охотничьих хозяйств в 2008 году насчитывалось шесть. Это Гашунское и Верхоломовское, занимающие по 40,5 тыс. га. Ильичевское (46 тыс. га), Камышевское (44,5 тыс. га), Кутейниковское (35 тыс. га) охотничьи хозяйства. Красностепное охотничье хозяйство (казачьего общества «Елань») расположено на 77 тыс. га.

8.В 2003 году в Стояновском урочище силами охотоведов, охотников и рыбаков был построен вольер для содержания и размножения охотничьего и золотистого фазана. Первые партии птиц уже выпущены в дикую природу для расселения. Также был сооружен вольер для разведения диких кабанов, которых некогда истребили. Осенью 2004 года из республики Дагестан завезли 5 пятнистых оленей, был получен приплод.

9.2004-2005г.г.- на целинных участках за рекой Малая Куберле расселили сурка-байбака после получения потомства в условиях вольерного содержания.

10. Рост численности косули за последние годы в районе увеличился в несколько раз.

11.В наши водоемы неоднократно завозили мальков ценных пород рыб – зеркального карпа, сазана, толстолобика, белого амура.

12.В 2006г. в п. Зимовники завозится 2 пары белок для размножения и расселения.

13.Ежегодно охотоведы района закладывают яйца в инкубаторы и выводят птенцов фазанов, а по достижении полуторамесячного возраста выпускают в дикую природу.

Метки: Биология