Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Строение семени.

Строение семени.

Цель:

1. повторить и закрепить знания учащихся о многообразии, значении в жизни растений соцветий и плодов;

2. продолжать учить учащихся отличать названия растений и плодов, которые образуют цветковые растения;

3. познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;

4. сформировать представление о значении семян в жизни растений;

5. продолжать формировать навыки проведения лабораторных работ.

Оборудование:

Таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение и прорастание зерновки пшеницы», муляжи плодов цветковых растений яблони, огурца, томата, персика, модели соцветий, открытки с цветами роз, лилий, изображении растений: ландыш, чемерица Лобеля, пижма, тысячелистник, подорожник; раздаточный материал: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, пинцет, лупа, препаровальные иглы, коллекции семян.

Ключевые понятия: семя, однодольные растения, двудольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик, семявход (микропиле), зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечка.

Методы: словесный: рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный, практический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята, прозвенел звонок, значит, начался урок.

  1. Повторение домашнего задания.

Перед вами открытки с изображения цветов розы, лилии и нарцисса.

  1. Какой отдел растений представлен перед вами?
  2. Дайте характеристику, представленным изображениям.
  3. Какое значение в жизни растений имеют крупные, яркие лепестки венчика?
  4. А как же быть растениям с мелкими, невзрачными цветками?
  5. Что такое соцветие?
  1. Какое значение соцветий в жизни растений вы можете назвать?
  1. Перед вами модели соцветий и их названия. Соотнесите правильно название и модель соцветия.

Проверка вместе с учащимися выполненного задания.

  1. Учитель показывает изображения растений : чемерица Лобеля, подорожник, пижма, тысячелистник, ландыш.

Проверка вместе с учащимися выполненного задания.

  1. «Горячий стул».

Учитель вызывает учащегося на «горячий стул». Перед учащимися учитель показывает муляжи плодов растений огурца, яблони, персика, томата.

  1. Что такое плод, функции плода?
  1. Изучение нового материала. Мотивация.

Тему нашего урока я начну с загадки:

У меня в руке будущая жизнь

Лишь вода дождей землю напоит

Будущий побег и могучий корень

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке

Будущий побег и могучий корень.

( Семя )

Сегодня, мы выясним с вами, какое строение имеет семя, познакомимся с разнообразием и значением семян в жизни растений. Записываем тему урока в тетрадь «Строение семени».

Перед вами коллекции семян. Рассмотрите их и ответьте на вопросы: какова форма, величина, окраска семян?

Самое маленькое семя у орхидеи, меньше 1 мм, а 50 тыс. таких семян весят 0,1 г.

Самые крупные семена у сейшельской пальмы - до 15 кг, длина 30-45 см ( учитель показывает рисунок сейшельской пальмы и ее семян).

А еще семена могут быть эталоном веса. Например, в ювелирных изделиях масса бриллиантов измеряется в каратах. Слово «карат» происходит от названия семени растений цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли точность весов. Семена цератонии малы и неотличимы друг от друга по форме, величине, весу. Один карат = 0,2 г.

Что же такое семя и для чего оно предназначено?

Семя- орган , предназначенный для размножения и распространения семенных растений. Жизнь цветкового растения начинается с семян.

Практическая работа

( сопровождается совместной работой учителя и учащихся и работой с таблицей «Строение и прорастание семени фасоли). Новые термины по ходу рассказа записываются на доске учителем.

Рассмотрим семена невооруженным взглядом.

  1. Сравните семена фасоли набухшие и сухие, чем они отличаются? Сравните ширину, длину семян? Чем вы это можете объяснить?
  2. Найдите рубчик - место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход - отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух.
  3. Чем снаружи покрыто семя фасоли? Попробуйте отделить семенную кожуру от сухого и от набухшего семени с помощью пинцета и препаровальных игл. В каком случае и почему кожура снимается легче? Каково значение кожуры в семени фасоли?
  4. Разделите руками набухшее семя фасоли на две части?

Под семенной кожурой находятся семядоли. Сколько их? Какие семядоли, маленькие или большие?

Семядоли крупные, мясистые, т.к. в них содержится запас питательных веществ для будущего растения.

  1. Под семенной кожурой между семядолями находится зародыш-будущее молодое растение. Рассмотрите зародыш с помощью лупы. Зародыш состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, на верхушке которого находится почечка. Как вы думаете, какой орган прорастает самый первый? Почему?

Найдите зародышевый корешок, зародышевый стебелек.

Какую функцию выполняет зародышевый стебелек?

Найдите почечку и рассмотрите ее. Каковы функции почечки?

Какой вывод по строению семени фасоли вы можете сделать?

Растения, зародыш семян которых имеют две семядоли называются двудольные.

Теперь рассмотрите семя пшеницы. Попытайтесь снять семенную кожуру. Почему у вас ничего не получилось? Т.к. кожистый околоплодник прочно сросся с семенной кожурой, поэтому мы говорим не семя, а плод-зерновка.

Обратите внимание на таблицу « Строение и прорастание зерновки пшеницы». В отличие от семени фасоли в зерновке пшеницы семядоля выстлана одним слоем клетки, мы сможем ее увидеть невооруженным взглядом или с помощью лупы? Нет. Где же тогда находится запас питательных веществ в зерновке пшеницы? Большую часть семени занимает запасающая ткань с питательными веществами, которая называется эндосперм.(рассказ сопровождается работой с таблицей) Зародыш состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки.

Какой вывод по строению зерновки пшеницы вы можете сделать?

Растения, зародыш семян которых имеет одну семядолю называются однодольные.

  1. Лабораторная работа (немой рисунок).

Вместе с учителем учащиеся зарисовывают рисунки строение семени фасоли и зерновки пшеницы. С помощью учебника подпишите строение семян.

  1. Закрепление.

Просмотр видеофильма «Строение семени».

Ответьте на вопросы:

  1. Каково значение кожуры в жизни растений?
  2. Зачем нужен рубчик, семявход?
  3. Почему у фасоли семядоли крупные, мясистые?
  4. Зачатки каких органов образует зародыш?
  5. Что находится на верхушке зародышевого стебелька?
  6. Что находится в почечке?
  7. Как называется особая запасающая ткань в семенах, например, перца, томатов?
  8. Какие растения называются одно-, двудольными?
  1. Оценивание.
  1. Домашнее задание: с. 48-49 читать, найти сказки, в которых встречается упоминание о семенах.

Приветствуют учителя.

Учащиеся отвечают: Покрытосеменные.

Цветки одиночные, крупные. Лепестки венчика ярко окрашены.

Привлечение насекомых для опыления.

Растения решили данную проблему. Мелкие цветки собраны в соцветия.

Соцветие- группа цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности.

Биологическое значение соцветий в том, что мелкие , часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

Двое учащихся выходят к доске и выполняют задание.

По одному ученику называют тип соцветия и выходят к доске зарисовывая расположение цветков на главной оси соцветия.

Учащиеся называют тип плода: сочный или сухой, односемянный или многосемянный, растение, которое образует этот плод. Учащийся на горячем стуле должен дать название плода: огурец- тыквина, яблоня- яблоко, персик-костянка, томат- ягода.

Плод- орган семенного размножения растений, который образуется из завязи пестика. Важнейшие функции плодов - защита и распространение семян.

Учащиеся дают ответ на загадку: Семя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся рассматривают коллекции семян и отвечают на вопросы: семена растений разнообразны по форме, величине, окраске.

Учащиеся слушают учителя.

Записывают определение термина в тетрадь.

По ходу рассказа новые термины записывают в тетрадь.

Рассматривают сухие и набухшие семена фасоли, сравнивая их размеры. Отвечают на вопросы учителя.

Семя снаружи покрыто семенной кожурой. С набухшего семени снять кожуру легче, чем с сухого, т.к. в набухшем семени присутствует вода, которая облегчает снятие кожуры. Семенная кожура защищает семя от проникновения инфекций, механических повреждений.

Разделяют набухшее семя руками и рассматривают семядоли.

В семени фасоли две семядоли. Они большие.

Рассматривают зародыш семени фасоли с помощью лупы.

Зародышевый корешок прорастает самым первым, т. к. закрепляет растение в почве и поставляет зародышу воду и минеральные вещества.

Выносит почечку к солнцу.

В почечке развиваются будущие листья.

Вывод: семя фасоли покрыто кожурой, имеет две семядоли и зародыш, состоящий из зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки.

Записывают определение двудольных растений.

Пытаются снять семенную кожуру с семени пшеницы.

Работают с таблицей «Строение и прорастание зерновки пшеницы»

Вывод: семя зерновки пшеницы покрыто кожурой, имеет одну семядолю и зародыш, состоящий из зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки.

Вместе с учителем выполняют немой рисунок с комментариями и самостоятельно подписывают строение семян.

Просматривают видеофильм и отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание в дневник.

С. В. Игнатьева, МБОУ СОШ №27, г. Иркутск

Метки: Биология