Разработка урока по теме "Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди", 5 кл.
Разработка урока по теме "Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди", 5 кл.
Цели
:
Образовательные: учащиеся должны знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Развивающие: продолжить умение составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно; умения работы с атласами, с дидактическим материалом, развивать умения соблюдения правил безопасности на уроке.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся бережного отношения к окружающей среде и к здоровью человека.
Средства обучения: мультимедийная установка, картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды, альбом – задачник «Твои открытия», клей, ножницы, атласы.
Тип урока: изучения нового материала
Методы и методические приемы: рассказ, обсуждение, беседа
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
2ученикам индивидуальные карточки
- что изучает экология?
- Назовите, какие факторы, факторы вызывают загрязнение природы.
- Как повлияли на природу Земли древние люди?
3. Изучение нового материала.
На протяжении своей истории человечества заметно изменило природу Земли. Возникли и требуют решения экологические проблемы - это сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загряз нений. Самые важные и актуальные из этих проблем, три проблемы, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Тема сегодняшнего урока: Парниковый эффект, озоновая дыра, кислотные дожди (на интерактивной доске высвечивается тема урока, записывается в тетрадь).
- Ребята, какие виды загрязнений вам известны? (учащиеся перечисляют, на проекторе показывается схема «Виды загрязнений»).
- Что является источником теплового загрязнения?
Правильно источником теплового загрязнения является тепло, т.е. людьми сжигается большое количество тепла, чем норма. Ежегодно человечество сжигает 2миллиарда тонн топлива а в атмосферу выбрасывается 5,5 миллиарда тонн углекислого газа..
- Чем опасна для планеты тепловое загрязнение? (учащиеся вспоминают курс 5 кл, температуру планет земной группы Меркурий +400, Венеру +500, с чем это связано?).
Вывод: Большое количество углекислого газа в атмосфере Земли удерживает больше тепла, чем норма. В результате потепление климата, т.е. углекислый газ удерживает солнечные лучи, отраженные от земной поверхности, и нагревает Землю ( показывается через мультимедийную установку картину о падении солнечных лучах). Затем дается определение парникового эффекта и записывается в тетрадь. Приводится пример: парник , теплица, где под пленочной крышей, создаются условия и более влажные, и более теплые, чем в окружающей среде.
- А потепление климата к чему может привести?
- Ребята вспомним, что такое озон, озоновый слой?
Озон задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, защищая от него Землю и все живое от ней. Причина разрушения озонного слоя являются особые хлорофторуглекислые газы, содержащиеся в некоторых аэрозолях и в холодильном оборудовании. (показывается на слайде через мультимедийную установку, тут же показывается угрожающее разрастание дыры в озоновом слое над Антарктидой).Читается стих Глеб-Гербовский
Над полюсом сквозит
Озонная дыра
О чем сие гласит
Опомниться пора
Скажи, губитель вод,
Всего живого враг,
Зачем небесный свод
ты превратил в дуршлаг
Ты говоришь «Прогресс!»
Ты знаешь что почем.
А в дырку бес пролез
с убийственным лучом
Он превратит твой дух
В безмозглый пар и снег
Покуда не потух –
Опомнись, человек..
Ультрафиолетовые лучи проходя проходя через дыры вызывает различные заболевания у человека рак кожи, гипертонические заболевания другие.
-А что является источником химического загрязнения? (учащиеся отвечают, показывается слайд через мультимедийную установку).
Правильно с дымом из труб электростанций и с газами из выхлопных труб в атмосферу окиси серы и азота. Эти вещества реагируют с каплями воды, образуя кислоты и превращая обычный дождь в кислотный.( на мультимедийной установке показывается определение и записывается в тетрадь)
- А теперь по рисунку определяем, чем грозят нам кислотные дожди?
- А что такое радиоактивные отходы и чем они опасны? (выслушиваются мнения учащихся)
Радиоактивные вещества испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но вызывают разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Причем многие радиоактивные вещества «Живут» в окружающей среде очень долго: от нескольких до тысячи лет.
- А где, как образуются эти отходы?
В 1986 году произошел взрыв в Чернобыльской АЭС, который привел к тяжелым последствиям. Многие люди заболели и умерли.
- Ребята, а нашему району грозит радиационное излучение?
Недалеко от нашего района в г.Дмитровграда расположен АЭС. Когда ветер дует со стороны АЭС у людей с повышенным давлением, появляется головная боль, боль в сердце. В нашем районе очень высокие показатели онкологического заболевания (рак).
Физкультминут. (ребята встали подняли руки вверх потянулись к Солнцу по приветствовали ее, опустили руки)
- А какие меры вы предложите меры по предотвращению этих загряз нений? ( на мультимедийной установке меры сохранения жизни на Земле, обсуждается, записывается в тетрадь).
- Заслушивается сообщения учащихся о работе организации «Гринпис»,последние сообщения на телевидении и радио о новых действиях «Гринписа» в защиту природы.
4. Практическая работа. Закрепление знаний, навыков.
- Ребята откроем атласы, определим степень загрязнения нашего края на странице 36. Обратите внимание река Волга какой степени загрязнена? (работа с атласами).
- На сегодняшнем уроке, какими актуальными экологическими проблемами мы познакомились?
Работа с альбомом – задачником. Учащиеся должны разрезать лист на карточки и составить пары «причина – следствие» и по окончанию работы объяснить содержание каждого рисунка и их взаимосвязь (включается тихая музыка, релаксация).
5. Итог урока.
Выставление оценок.
Дом.задание: стр166-167 в раб. Тетрадях сделать плакат о мерах по предотвращению этих проблем, подготовить сообщение о загрязнении природы мусором.
Подведение итогов: Коль суждено дышать
нам воздухом одним
Давай-те ка мы все
На век объединимся
Давайте наши души сохраним
Тогда мы на Земле
И сами Сохранимся.
Литература:
1. Планета ЗЕМЛЯ энциклопедия; Москва изд.«Росмэн» 2005 год;
2. природоведение 5 класс поурочные планы. Козачек Т.В. – Волгоград; издательство «Учитель»-2005;
3. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И.Сонина/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова - М.: Дрофа,2001.
Метки: Биология