Урок по биологии в 8 кл. "Роль кожи в териморегуляции организма. Повреждение кожных покровов"
Урок по биологии в 8 кл. "Роль кожи в териморегуляции организма. Повреждение кожных покровов" Слова Лебедев-Кумач В.
Закаляйся,
Если хочешь быть здоров
Постарайся,
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся
Если хочешь быть здоров!
Нам полезней
Солнце, воздух и вода
От болезней
Помогают нам всегда
От всех болезней нам полезней
Солнце воздух и вода!
Закаляйся,
Если хочешь быть здоров
Постарайся
Позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся
Если хочешь быть здоров!
Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).
Цель урока:
образовательная – конкретизировать знания о строение кожи;
- сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
-теплорегуляция при повышение и понижении температуры
развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;
-развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
-развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.
Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.
Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.
Задачи урока:
- Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.
- Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.
- Раскрыть секреты теплорегуляции.
- Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.
- Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
- Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.
Предварительная подготовка учителя:
- разработать презентацию по теме «Строение кожи».
-разработать презентацию по теме “Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов”;
-составить карточки с заданиями для работы по группам
-подобрать биологические задачи по данной теме.
Предварительная подготовка учащихся:
-подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.
Ход урока
1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.
Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утёсова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.
НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ
2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока:
И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? (Строение кожи) Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.
Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи. Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа. В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем ( более способный) ученик рассказывает о строении и функциях кожи. Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ (тест), и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.
Вопросы для письменной работы на первой парте - выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается- пока идёт устная проверка не более.
Вопрос первому ученику:
? Расскажите, из каких слоёв состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.
Вопрос второму ученику:
? Расскажите о функциях потовых и сальных желёз и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.
– После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.
НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.
Актуализация знаний Учитель « На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».
3 этап – Постановка проблемы – В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.
4 этап – Изучение нового материала – изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.
Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определённые задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.
Вопросы первой группе:
1. Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?
2. Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку–СООБЩЕНИЕ.
3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.
Вопросы второй группы:
1. Как достигается постоянная температура тела?
ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл.ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска8кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
2. Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку- СООБЩЕНИЕ.
3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны
Вопросы третьей группы:
1. Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем её необходимо понижать?
2. В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать– СООБЩЕНИЕ.
3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.
Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание , обморожение…, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Темы сообщений детей (темы выдавались на предыдущем уроке):
– Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.
– Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.
– Перегревание тела и оказание первой помощи (Степени перегревания тела. Лёгкое перегревание тела Оказание первой помощи при лёгком перегревании тела. Тепловой и солнечный ударыОказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах).
– Закаливание.
Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.
НА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.
5 этап – Закрепление и первичная проверка знаний – тест по теме.
И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.
Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его. Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берётся с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет ещё раз обратить внимание детей на изучаемый материал.
НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.
6 этап – Подведение итогов.
Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.
И так сегодня на уроке мы изучали тему: «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов».
И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: «Какую роль играет кожа в терморегуляции организма ( в здоровье организма)?»…
Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.
8 этап – Домашнее задание.
– К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.
– Устно ответить на вопросы стр.180.
– На следующем уроке мы будем говорить: «О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи». Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.
Итог урока:
Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.
Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»
№1
I. Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.
Слои кожи Строение
1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-
(надкожица) тканных волокон и жировыми
клетками рыхлой соединительной
2) внутренний слой ткани;
-собственно кожа (дерма) Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;
3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;
Г) представлена клетками однослойного эпителия;
II. Роговой слой кожи наименее развит на
А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.
III. Корни волос окружены:
А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;
Б) капиллярами; Г) особой сумкой.
IV. Напиши нужное слово.
Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.
V.Дерма кожи имеет происхождение:
А)эктодермальное; В) энтодермальное;
Б) мезодермальное; Г) смешанное;
VI. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:
А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;
VII. Дерма состоит из клеток:
А) орговевших и постоянно слущивающихся;
Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;
В) содержащих много жира;
Г) способных к делению;
Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»
№2
I. Роговой слой кожи наименее развит на
А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.
II. Корни волос окружены:
А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;
Б) капиллярами; Г) особой сумкой.
III. Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.
Слои кожи Строение
1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-
(надкожица) тканных волокон и жировыми
клетками рыхлой соединительной
2) внутренний слой ткани;
-собственно кожа (дерма) Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;
3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;
Г) представлена клетками однослойного эпителия;
IV. Напиши нужное слово.
Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.
V. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:
А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;
VI. Дерма состоит из клеток:
А) орговевших и постоянно слущивающихся;
Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;
В) содержащих много жира;
Г) способных к делению;
VII.Дерма кожи имеет происхождение:
А)эктодермальное; В) энтодермальное;
Б) мезодермальное; Г) смешанное;
Метки: Биология