Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Тема: Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Цель: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы.

Задачи:

– повторить материал об основных функциях нервной системы;

– дифференцировать понятия «части нервной системы» и «отделы нервной системы»;

– выяснить значение соматического и вегетативного отделов нервной системы;

– рассмотреть строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы.

Используемое оборудование: таблица «Схема строения нервной системы», иллюстрированный атлас анатомии человека, компьютерные слайды «Схема строения вегетативной нервной системы человека», «Действие вегетативной нервной системы»

План урока

I.Проверка знаний

Индивидуальный опрос.

Работа с карточками 20, 24,25 (карточки прилагаю).

Фронтальный опрос.

а) Обсуждение работы 150 в рабочей тетради № 2 (повторение значения нервной системы), по рисунку (работа 153) рассмотреть части нервной системы (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы).

б) выяснить значение прямых и обратных связей в рефлекторной деятельности (на примере, приведенном в работе 152 рабочей тетради).

II.Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием схемы и компьютерных слайдов

1.Функциональное деление нервной системы. (Слайд 1)

2.Вегетативный отдел нервной системы. (Слайд 2)

Обращаем внимание на то, что он подразделяется на два подотдела, которые, как правило, действуют противоположным образом: надо указать, что любая регуляция возможна лишь в том случае, если имеются средства для пуска и тормоза.

3.Функция парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Их взаимосвязь между собой и с эндокринной нервной системой. Завершение таблицы в работе 152 рабочей тетради. (Слайд 3)

Симпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы чаще всего усиливает работу тех органов, которые необходимы для выполнения активной деятельности. Он стимулирует все органы, которые связаны с повышенной физической и умственной работой. Органы же, обслуживающие внутренние нужды организма - пищеварение, мочеобразование, - обычно затормаживаются.

Парасимпатический подотдел вегетативного отдела нервной системы обычно усиливает ту деятельность, которая связана с внутренним обеспечением организма, но ослабляет работу тех органов, которые обслуживают деятельность, направленную вовне. Недаром симпатическую систему называют системой аварийной ситуации, а парасимпатическую - системой отбоя.

По слайду 2 на доске удобно рассмотреть воздействие обоих подотделов на различные органы. Важно проследить, чтобы учащиеся усвоили расположение симпатических и парасимпатических центров в ЦНС и положение вегетативных узлов в периферической.

Очень важно разъяснить совместную работу этих систем, которые находят необходимый режим функционирования внутренних органов при физическом и эмоциональном напряжении и отдыхе. (Слайд 3).

Следует подчеркнуть, что вегетативный отдел нервной системы, как и соматический, имеет центральную и периферическую части. Кора головного мозга и гипоталамус являются высшими центрами и соматического и вегетативного отделов, благодаря чему нервная система работает как единый механизм. После этого важно рассмотреть положение ядер парасимпатического симпатического отделов и перейти к особенностям вегетативной иннервации.

После этого можно рассказать о различиях в расположении узлов симпатического и парасимпатического подотделов, а затем перейти к их функциям ( опыт штрихового раздражения кожи тыльной поверхности кисти).

3.Выполнение практической работы «Штриховое раздражение кожи» по инструкции учебника на с.183 и оформление результатов в рабочей тетради (работа 156, задание 1).

Работа 156.

1.Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Проведите опыт и объясните его результаты, заполнив таблицу.

Ход опыта

Результаты

Объяснение

Проведем ногтем

по тыльной стороне кисти

Появилась ______________

полоска. Кровеносные

сосуды _________________

Проявилось действие

_________________________

_________________________

(аварийная ситуация!)

Посмотрите на полоску некоторое время

Цвет изменился: кровеносные сосуды _________________

________________________

Полоска стала___________

Проявилось действие

________________________

________________________

(отбой, усилено питание)

Практическая работа «Штриховое раздражение кожи»

Проведите ногтём по коже тыльной стороны кисти, у многих образуется белая полоска - сосуды сузились под влиянием симпатической иннервации. Это реакция, защищающая кожу от возможного кровотечения. Но через некоторое время (не сразу) на этом месте возникает красная полоска - сосуды расширились под влиянием парасимпатической иннервации: тканям, находившимся до этого на голодном пайке, доставлены питательные вещества и кислород.

III. Закрепление знаний

Выполнение работ 154, 155 и 156 (задание 2) в рабочей тетради. Задания прилагаю.

IV. Домашнее задание

Изучить п. 47. Ответить на вопросы на с. 184, проработать материал обобщения. Завершить работы в рабочей тетради.

Учебники иучебные пособия, по которым ведутся занятия биологии в 8 классе:

1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждение /

А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш.- М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ под ред. Д.И.Трайтака.-М.6 Мнемозина,2010.

3. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. - М.6 ВАКО, 2007.

5. Абрахамс Питер. Иллюстрированный атлас анатомии человека. Полное описание жизнедеятельности тела человека/ Пер. с англ.- М.: ЗАО «БММ», 2003.

6. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник.- М.: Махаон, 2007.

7. Биология в таблицах, схемах и рисунках /Р.Г.Заяц.-Ростов н/Д: Феникс, 2010. - (ЕГЭ для абитуриентов и школьников).

8. Биология . Мир человека: Задачи. Дополнительные материалы: 8 кл. /Е.Н. Демьянков. - М.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

9. Биология: Словарь-справочниккучеб. «Биология. Человек. 9класс» под ред. А.С.Батуева.- М.: Дрофа, 1999.

10. Сивоглазов В.И., Марина А.В., Суматохин С.В. Биология: Человек и его здоровье: Дидактические карточки: 8 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Е. С. Скворцова, МБОУ СОШ № 14, г. Красногорск, Московская область

Метки: Биология