Проект урока биологии по теме: "Лист" в 6 классе
Проект урока биологии по теме: "Лист" в 6 классе
Тип урока:
комбинированный
Цели:
Образовательная: создание условий для осознания и осмысления признаков бокового органа растения – листа, его
внешнего строения, функциях, видоизменениях.
Развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, конкретизировать, анализировать,
синтезировать, обобщать, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: создание условий для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлён -
ности, коммуникативных и рефлексивных качеств личности; культуры поведения.
Оборудование:
– Учебник: Н. И. Сонин Биологияю Живой организм. 6 класс.
– Энциклопедии: Я познаю мир (Экология); Словарь юного натуралиста.
– Книга для чтения по ботанике.
– И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Биология растений, грибов, лишайников.
– Таблицы: «Простые листья», «Сложные листья», «Листорасположение».
– Гербарии листьев.
– Схемы жилкования листьев.
– Мультимедийные средства: CD – ROM диск Биология. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина.
– Комнатные растения
Методы:
– Проблемный
– Частично – поисковый
Структура, содержание урока:
Этап урока | Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
М о т и в а ц и о н н о - ц е л е в о й
|
Предлагаю учащимся создать 3 рабочих группы. Даю задания группам для актуализации субъектного опыта учащихся о побеге, его строении; строении почек; клеточном строении листа, функциях его тканей.
Работаю с основными понятиями: «Орган», «Ткань», «Побег», «Почка»
Организую промежуточную рефлексию
Предлагаю учащимся отгадать загадку: Зелёные как изумруд, На ветках дерева растут.
Записываю тему урока на доске
Предлагаю решить творческую задачу: Известно, что у пальм большие листья с ровными краями, а у берёз листовые пластинки мелкие и их края изрезаны. Почему? Записываю цели на доске: – Строение листьев – Функции листьев – Видоизменения листьев
Предлагаю обсудить способы достижения цели урока.
|
Знакомятся с заданиями, обсуждают, анализируют, синтезируют, делают выводы. – Задание на тренажёре. Обозначают части вегетативной и генеративной почек. Называют черты сходства и различия.
– Найти неточности в загадке. На ветках – плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Дают определение понятия «Почка», называют неточности) – На схеме «Клеточное строение листа» обозначить ткани; назвать их функции. Обосновать связь строения тканей с их функцией.
При помощи условных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я справился с заданием?
Работают в группах, выдвигают гипотезу: Листья
Записываю тему урока в тетради
Работают в группах, выдвигают свои гипотезы, создают банк идей (возможные варианты): – Пальмы растут в тёплом климате – В тропическом лесу почва плодородная. – Листья пальм получают больше света
Формулируют цели урока (возможные варианты): – Зачем мне надо знать строение листьев? – Какие бывают листья? – Какую функцию выполняют листья? – Бывают ли видоизменённые листья? – Как связано строение листьев с их функцией?
Учащиеся предлагают для работы источники информации : – текст и рисунки учебника – Дополнительная литература – Мультимедийное приложение – Гербарии – Таблицы – Комнатные растения
|
Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий; установление причинно – следственных связей. Актуализируются знания по темам: «Ткани растений», « Побег. Почки.»
Формирование коммуникативных и рефлексивных качеств
В течение урока создаю ситуации формирования знаний, умений, навыков через способы умственной деятельности.
Проблемная ситуация с выходом на тему урока.
Ситуация интеллектуального затруднения с выходом на целеполагание.
СУД: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных связей.
|
О р г а н и з а ц и о н н о - д е я т е я т е л ь н о с т н ы й
|
Работа с понятием «Лист» Предлагаю изучить текст учебника на с.39 (2 абзац)
Организую работу в группах. Предлагаю определить строение листьев с помощью текста, рисунков учебника, гербария.
Организую обсуждение принципа классификации листьев
Предлагаю группам задания по изучению видов жилкования листьев
Предлагаю отчитаться группам о проделанной работе. |
Находят определение, записывают в словарь , объясняют.
Выполняют задание 31, с. 15 в рабочей тетради
Работают в группах, определяют простые и сложные листья : Вариант 1 – Изучите гербарии листьев смородины черной, клевера лугового, липы сибирской, берёзы бородавчатой, клёна ясеневидного, акации жёлтой. – Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали? Вариант 2 – Изучите гербарии листьев малины, сирени обыкновенной, ивы плакучей, рябинолистника, люпина, боярышника алтайского. – Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали? Вариант 3 1. Изучите гербарии листьев смородины красной, чины луговой, яблони домашней, бузины красной, клёна татарского, пшеницы. Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали?
Объясняют, обосновывают, выставляют баллы в «Лист контроля». Работают в группах. Используя схемы «Жилкование листьев», учащиеся определяют жилкование листьев у предложенных комнатных растений: кливия, эвхарис, пеларгония. Называют виды жилкования, обосновывают свой выбор. Оценивают работу группы. |
Учатся выделять главное, конкретизировать.
При работе в группе формируются коммуникативные качества, культура поведения.
Развивается абстрактное мышление через способы умственной деятельности: анализ, синтез , обобщение, формулирование выводов; сравнение, выявление сходства, различий;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаю выяснить способы листорасположения у растений, используя таблицы, комнатные растения, мультимедийные средства ( тренажёр)
Предлагаю проанализировать работу
Организую промежуточную рефлексию через вопросы: 1. Что вы узнали нового? 2. Что вы для этого делали? 3. Что у нас получилось? 4. Что нам пока не удаётся? |
Работают в группах, определяют листорасположение у растений: Вариант 1 Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения (тренажёр) Вариант 2 Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения ( таблицы) Вариант 3 Изучить побеги комнатных растений (пеларгония, традесканция, гибискус китайский, бегония лотосовидная) и определить виды листорасположения. Анализируют, объясняют, делают выводы, выставляют баллы в «Лист контроля» Анализируют работу в группах:. 1. Что я узнал нового? 2. Какими способами мы пользовались при изучении нового материала. 3. Где могут пригодиться полученные знания? 4. Насколько успешно я справился с заданиями 5. Какие были трудности в работе |
СУД: анализ, синтез, обобщение, формулирование вывода; сравнение: выявление черт сходства и различий.
Формирование рефлексивных качеств.
Позволяет выяснить степень личной заинтересованности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаю решить творческую задачу:
Известно, что хищные растения обитают только на болотах. Почему?
Фиксирую идеи на доске. Предлагаю группам работу с учебником (с.39, 40) ;дополнительной литературой. Отрабатываю навыки работы с различными источниками информации
Организую беседу: – Назовите основные функции листа. – Какие встречаются видоизменения листьев? – Каковы причины видоизменений листьев?
Предлагаю учащимся вернуться к решению задачи, которая вызвала у них интеллектуальное затруднение в начале урока.
Предлагаю учащимся вернуться к целям и вопросам урока |
Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (возможные варианты): – На болотах водится много насекомых – Растения болот испытывают недостаток кислорода – Растениям не хватает каких – то веществ Используя различные источники информации, выполняют задания и ищут решение задачи: Задания: Работая с текстом учебника, заполните пропуски. Вариант 1 Основными функциями листа можно считать участие в процессах ______________ , ________________ , _______________ . Иногда листья накапливают _______________ вещества, а также служат для вегетативного ________________ растений.
Вариант 2 В листе происходят сложные процессы ________________ , образования питательных_________________ , __________________ воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса __________________ испарение, а колючки барбариса ___________ от _________________ .
Вариант 3 Лист выполняет три основные функции ____________, ____________ , _______________ . Кроме того, у растений семейства бобовых имеются усики – это видоизменённые листья, которые выполняют ___________________ функцию. У хищных растений листья превратились в _____________ аппараты.
Озвучивают результат работы, отвечают на вопросы. Находят решение творческой задачи:
Известно около 450 видов хищных растений, чьи листья превратились в особые ловчие аппараты. При недостатке азота и минеральных веществ насекомые являются хорошим дополнительным питанием этим растениям. Учащиеся делают вывод и фиксируют в тетрадях: Строение листьев связано с их функциями.
Работают в группах, выдвигают гипотезы, создают банк идей (варианты ответов): – Большие листья лучше осуществляют фотосинтез – В тропиках много влаги, поэтому растениям не нужно экономить влагу. – Берёзы растут в умеренной зоне, где осадков выпадает меньше. Поэтому листовые пластинки маленькие. Меньше листьями испаряется воды. – Вырезы на листьях уменьшают испаряющую поверхность листа Проговаривают цели урока, определяют личную значимость изученного материала. |
Работая с различными источниками информации, развивается умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы.
Обеспечиваю право выбора.
СУД: анализ, синтез, обобщение, выделение главного
СУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, формулирование вывода; сопоставление; сравнение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Р е ф л е к с и в н о - о ц е н о ч н ы й |
Осуществляю самоконтроль и самооценку через организацию беседы по вопросам: – Что было наиболее успешно выполнено? – Что вызвало затруднение? – Кому вы помогли? – Кто вам помог? – Когда и где могут пригодиться полученные знания?
Комментируя, выставляю учащимся отметку за урок. |
Осуществляют самоконтроль и самооценку.
Лист контроля
Критерии оценки: «5» - 20– 15 баллов; «4» - 14 –12 баллов; «3» - 11 – 10 баллов
Анализируется степень личного участия в работе группы Озвучивают и аргументируют отметку за работу каждого члена группы |
Формирование рефлексивных, коммуникативных качеств
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявляю эмоциональный фон в классе на конец урока | При помощи сигнальных знаков отвечают на вопрос: Насколько успешно я работал в течение урока?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благодарю учащихся за работу по достижении цели урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
И н ф о р м а ц и я
о
д о м а ш н е м
з а д а н и и |
Предлагаю варианты домашнего задания: – Изучить текст учебника на с. 39,40; ответить на вопросы 9 -11, с. 45, знать определения терминов, выделенных жирным шрифтом.(обязательно для всех) – Подготовить информацию о самых больших и самых маленьких листьях ( по желанию) – Сочинить сказку, легенду о листьях ( по желанию) – Подготовить сообщение о растениях, листья которых используют в пищу. Предложить рецепт вкусного и полезного блюда. ( по желанию)
|
Выбирают варианты домашнего задания | Осуществляется предоставление возможности выбора, привлечение субъектного опыта учащихся и членов их семей. |
Метки: Биология