Урок биологии по теме "Размножение и оплодотворение у растений"
Урок биологии по теме "Размножение и оплодотворение у растений"
Размножение и оплодотворение у растений.
Цель: сформировать представления о бесполом и половом размножении растений, сущности процессов опыления и оплодотворения у семенных растений; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения; продолжить формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать и объяснять, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная установка, кодоскоп, фолии, рисунки растений разных экологических групп, технологические карты урока, проект «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут после вас».
Основные понятия темы: размножение, опыление, оплодотворение, спермии, сперматозоиды, яйцеклетка, гаметы, зигота, вегетативное размножение, половое размножение, бесполое размножение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выполнение теста. 5 МИНУТ
2. Задание на соответствие. Даны название экологических групп растений по отношению к воде и рисунки растений распределить растения по группам.
Самопроверка. ответы на мультимедия. НА ДОСКЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
III. Изучение новой темы.
Загадка. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (РАЗМНОЖЕНИЕ)
Тема нашего урока РАЗМНОЖЕНИЕ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
Мы сегодня познакомимся с различными типами и способами размножения, узнаем, как происходит оплодотворение у цветковых растений.
Работать вы будите в технологических картах, где уже заготовлены схемы, вам нужно будет только заполнять их по ходу объяснения. За каждый правильный ответ на дополнительный вопрос в графе оценка деятельности ставьте себе +, в конце урока самым активным будет выставлена дополнительная оценка.
В ходе моего объяснения у нас должна выстроиться опорная схема. У меня на доске, у вас в вашей карте. Для того чтобы приступить, к работе нам нужно вспомнить ранее изученные понятия.
Что такое спора?
Какие растения размножаются спорами?
Какое размножение называется вегетативным?
Какие органы называются вегетативными?
Что такое опыление?
Размножение — основное биологическое свойство всех живых организмов, связанное с увеличением числа особей.
У растений различают 2 типа размножения: половое и бесполое.
Оба типа размножения свойственны и высшим и низшим растениям.
Бесполое размножение – участвует один родитель, оно осуществляется либо одной клеткой, либо частью растительного организма.
К размножению одной клеткой относится размножение делением клетки и
образование спор у мхов, папоротников, водорослей.
Спора имеют цитоплазму, ядро, покрыты оболочкой, способны длительное время переносить неблагоприятные условия. При благоприятных условиях споры прорастают и образуют новые дочерние организмы.
Размножение частями растительного организма называется вегетативным.
При вегетативном размножении новый дочерний организм является точной копией родительского.
Типы размножения
БЕСПОЛОЕ ПОЛОВОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК
ОДНОЙ ЧАСТЬЮ
КЛЕТКОЙ ТЕЛА
ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЯЙЦЕКЛЕТОК СПЕРМИЕВ ОБРАЗОВА
НИЕ СПОР ВЕГЕТА
ТИВНОЕ
РАЗМНО ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
ЖЕНИЕ
ДЕЛЕНИЕ ОПЫЛЕНИЕ
КЛЕТОК
ЗИГОТА
ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЯН
ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЯН И
РАЗВИТИЕ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗМОВ
Половое размножение – способ размножения, при котором появляются качественно новые дочерние организмы.
Половое размножение связано с развитием половых клеток – гамет. Половые клетки развиваются у двух родительских организмов. В женских половых органах – образуются яйцеклетки, в мужских половых органах (например, тычинках) образуются мужские половые клетки – спермии (у семенных растений) и сперматозоиды (у споровых растений). Сперматозоиды – подвижные половые клетки, образуются у водорослей, моховидных папоротникообразных. Участвовать в оплодотворении они могут только при наличии воды.
У цветковых и хвойных растений образуются спермии. Это неподвижные мужские половые клетки. Вода для участия их в оплодотворении не нужна, так как спермии доставляются к яйцеклетке прорастающей клеткой пыльцы.
Перед оплодотворением происходит опыление.
Следующий этап полового размножения – оплодотворение.
Оплодотворением называется процесс слияния половых клеток, в результате образуется зигота, содержащая в себе свойства двух разных организмов одного и того же вида. Поэтому в половом процессе возникает что-то новое, до того не встречающееся в природе, хотя и очень похожее на его родителей
Из зиготы образуется зародыш семени, из которого развивается дочерний организм.
Как вы думаете, какой процесс размножения более сложный?
---- половое размножение.
Докажите!
-- участвуют 2 организма
-- возникают новые признаки
--- При бесполом размножении этого не происходит, так как дочерние организмы развиваются от одного родителя.
-----Организмы, полученные от обоих родителей, оказываются более приспособленными, более стойкими к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.
Вы обратили внимание, что у нас появились новые термины. Это гаметы, оплодотворение и зигота
У вас в картах имеются определения этих терминов. Найдите какое определение соответствует какому термину и внесите их в карты.
Рассмотрим на примере цветковых растений, как осуществляется половой процесс.
Если вы внимательно посмотрите фрагмент вам легко будет ответить на мои вопросы. Кто будет самым внимательным, получит дополнительный бал.
Мультимедиа фрагмент.
Физ. Минутка.
? после фрагмента. Слайд
1. Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?
2. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?
3. Что развивается из зиготы?
4. Что развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка?
III.Закрепление.
Давайте сравним два типа размножения, найдем их сходства и различия.
Работаем в технологических картах. Для облегчения заполнения в таблице имеются вопросы на которые вы должны будите ответить. При выполнении этого задания пользуйтесь учебником. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения.
Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Одна родительская особь 2. Гаметы не образуются 3. Потомки идентичны родительской особи 4. Приводит к быстрому увеличению числа особей
|
1. Обычно две родительские особи 2. Образуются гаметы, ядра которых сливаются, образуется зигота, которая несет признаки обоих родителей. 3. Потомки не являются точными копиями родительских особей. 4. Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды. |
Проверка задания, обсуждение. ОЦЕНКИ + В карту.
IV. Итог урока. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Ручеек». Вам нужно составить вопрос по изученной теме и задать его своему товарищу., но постарайтесь составить его так, чтобы он был понятен вашему другу. После ответа этот ученик задает свой вопрос и спрашивает следующего.
Мы сегодня особое внимание обратили размножению покрытосеменных растений. У нас на Кубани произрастает______ видов цветковых растений. К сожалению, постепенно происходит сокращение численности растении, и все больше становится редких и исчезающих видов?
В Красную книгу Краснодарского края занесены такие виды как: цикламен колхидский, морозник кавказский, анемоны, крокусы и многие др.
Как вы думаете, почему сокращается число видов растений?
--- Сбор цветов весной. Не дают плодов с семенами, нарушается процесс размножения.
Д/З :Я вам предлагая дома подготовить проекты листовок обращений к населению нашего поселка внести посильный вклад в сохранение этих видов. Это могут быть рисунки, высказывания, фотографии с призывом сохранить исчезающие виды растений. Проекты листовок мы можем обсудить на гр. занятии по экологии и доработать к следующему уроку.
Я вам представляю свой проект.
$ 33, термины.
VI. Оценки.
У кого 5 и больше балов за работу на уроке Оценка 5
4 бала оценка 4
Ну, а у кого нет балов или меньше 4-х дома подготовитесь и на следующем уроке обязательно получите хорошую оценку.
Урок окончен. Спасибо.
Метки: Биология