Разработка урока "Оплодотворение и размножение у растений"
Разработка урока "Оплодотворение и размножение у растений"
Цель урока:
используя содержание темы формировать знания об общих природной закономерности, какой является размножение; изучить биологическую сущность и значение оплодотворения для образования плодов и семян; формировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению; обобщить знания о строении цветка и его биологической роли
Оборудование: живое растение папоротника; модель цветка вишни, таблица «Двойное оплодотворение растений»; картинки цикла развития папоротника, одноклеточной водоросли, опыления и оплодотворения цветковых растений; Красная Книга Волгоградской области и п.Образцы.
Изучаемые вопросы: половое и бесполое размножение; вегетативное размножение; оплодотворение и образование зиготы; отличие и биологическое значение полового размножения; двойное оплодотворение; споры и семена как орган размножения и распространения.
ОМСО для основной школы: Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов. Размножение как признак живого организма. Приёмы размножения растений. Органы размножения растений.
Требования к ЗУН: знать признаки живых объектов, сущность процесса размножения растений; объяснять роль полового размножения в сохранении биологического разнообразия; проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Уровень образования школьников 6 класс.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Проведение урока:
1. Мобилизация опорных знаний. Повторение материала изученного на предыдущих уроках.
Беседа с учащимися по вопросам:
►По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых тел? Постройте свой ответ, вспомнив темы параграфов раздела IV. (Питание, дыхание, обмен веществ, развитие, рост и т.д.)
►Какие растения мы называем семенными, споровыми?
► В каком органе растения образуется семя?
► Какие способы распространения семян вы знаете? Какую роль в жизни растения играет плод?
2. Изучение материала урока.
РАЗМНОЖЕНИЕ — присущее всем организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. |
$Запись в тетради темы урока.
Основные способы размножения: бесполое (в т. ч. вегетативное) и половое. Каждому виду организмов свойственна определенная интенсивность размножения, меняющаяся в зависимости от условий существования.
sВспомните, почему возникли такие названия?
G Задача сегодняшнего урока – узнать, как происходит половое и бесполое размножение у растений.
По ходу обсуждения материала урока учащимся предлагается составить схему. Схема служит для сравнения бесполого и полового способов размножения. При наличии медиапроектора и компьютера рекомендуется данную схему составлять в электронном виде. Данная тема является одной из важнейших в курсе биологии. Она получает дальнейшее развитие в последующих классах. Изучая данную тему учащиеся имеют опорные знания, полученные в курсе природоведения 5 кл.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся приобретают понимание того, что учебный материал может быть изложен в виде схемы, учатся составлять схемы. Учащиеся приобретают навыки составления устного рассказа по схеме. Особенности роли учителя: учитель организует фронтальную работу учащихся по составлению схемы, и образец схемы выполняет на доске. Организация работы: фронтальная.
Половое размножение осуществляется при помощи специальных клеток, которые имеют разный пол – мужской и женской. Эти клетки у разных растений образуются в разных органах, но в определённое время они встречаются и соединяются. Происходит оплодотворение – слияние женской и мужской клеток. Образуется новая клетка – зигота.
|
ЗИГОТА (от греч. zygotos — соединенный вместе), клетка, образующаяся у животных и растений в результате слияния мужских и женских половых клеток (гамет); начальная стадия развития зародыша.
Так начинается развитие любого организма, в том числе и растения.
sЧто такое опыление?
Что происходит после опыления рассмотрим на рисунке.
sКакое строение имеют тычинка и пестик?
Как только пыльца попадает на рыльце пестика, она набухает и прорастает. Стенка пыльцевой клетки выпячивается и образуется пыльцевая трубка, которая проходит через весь столбик и достигает завязи. В завязи находится семязачаток (или семяпочка), внутри которого есть две клетки, одна из которых – женская. Через трубку к ним продвигаются два сперматозоида, которые и сливаются с этими клетками. Но образуются не две зиготы, а одна – только при слиянии яйцеклетки и сперматозоида. Именно из неё и развивается зародыш. А вторая клетка даёт начало эндосперму. Плод развивается из завязи пестика, иногда с участием других частей цветка. Например, плод земляники – многоорешек – состоит из разросшегося цветоложа, на котором сидят орешки (плоды, внутри которых семена). Семя – орган воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий.
G Рассмотрение из каких частей образуются части плода на модели цветка вишни.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова говорит:
СЕМЯ, –мени, мн. –мена, –мян, –менам, ср.
1. Орган размножения у растений, зерно. Конопляное с.
2. мн. Зёрна, предназначенные для посева. Огородные семена. Оставить растение на семена (чтобы получить из него семена для посева).
3. перен., чего. Зародыш, источник чего–н. Семена раздора. В душе появилось с. сомнения.
Некоторые биологи считают, что орган полового размножения- цветок, а семя – лишь заключительный этап развития семязачатка.
ЭНДОСПЕРМ (от эндо... и греч. sperma — семя), запасающая ткань семени растений, в которой откладываются питательные вещества, необходимые для развития зародыша. |
G Рассмотрение схемы оплодотворения в учебнике.
Поскольку слияние клеток происходит два раза оплодотворение у цветковых называют двойным.
s Как думаете, каково биологическое значение такого двойного оплодотворения?
sВспомните, как растения приспособились к опылению.
Рассмотрим жизненный цикл папоротника. На обратной стороне листа у него находятся мешочки со спорами.
СПОРЫ (от греч. spora — посев), образования, состоящие из одной или нескольких клеток; покрытых плотной, устойчивой к внешним воздействиям оболочкой. |
Когда споры попадают во внешнюю среду, они прорастают – т.е. клетки начинают делиться и вырастает организм – у папоротника он называется заросток. На нижней стороне заростка образуются мешочки с женскими и мужскими половыми клетками, которые при встрече сливаются, и образуется зигота. И только из зиготы вырастает новый куст папоротника.
s Можно ли сказать, что споры участвуют в половом размножении?
(Споры участвуют в бесполом размножении)
Когда у папоротника происходит половой процесс? (На нижней стороне заростка)
$ Запись в тетради схемы цикла папоротника.
Вывод в жизненном цикле папоротника есть и стадия бесполого, и стадия полового размножения.
БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, размножение организмов, характеризующееся отсутствием полового процесса и происходящее без участия половых клеток. Осуществляется в форме вегетативного размножения, а также с помощью специальных образований — спор. Бесполое размножение обычно чередуется с половым размножением |
В случае вегетативного размножения воспроизведение осуществляется за счёт группы клеток тела растения. Это может быть любой вегетативный орган: лист, стебель, корень, целый побег, почка.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ - образование нового многоклеточного организма из части материнского при помощи корневищ, отпрысков, луковиц, клубней и др. (у высших растений). |
3. Формулирование выводов.
s Какой же способ размножения лучше? Почему размножение называют одним из основных свойств живых организмов?
Бесполое размножение имеет преимущество тогда, когда организм проживает в неблагоприятных условиях. Половое размножение имеет преимущество в том, что новый организм сочетает в себе признаки материнского и отцовского – т.е. возникают новые комбинации признаков, которые могут оказаться полезными и помочь организму приспособиться к окружающим условиям. В этом проявляется ещё одно свойство живых организмов - изменчивость.
G знакомство с цветковыми растениями, охраняемыми в нашей местности.
4. Закрепление.
►Обобщающая беседа по вопросам урока.
► Из фрагментов рисунков сложить последовательность цикла размножения цветкового растения, папоротника. Рассмотреть размножение водоросли.
5. Домашнее задание.
§ 32, повторить процессы дыхания и обмена веществ, материал о роли воды в жизни растения.
Метки: Биология