Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок с применением ТРИЗ по биологии "Древние пресмыкающиеся" для 7 класса

Урок с применением ТРИЗ по биологии "Древние пресмыкающиеся" для 7 класса

Цели урока:

1. Образовательные:

сформировать представление о многообразии древних пресмыкающихся, их особенностей строения и жизнедеятельности, раскрыть причины их вымирания

2. Развивающиеся:

способствовать развитию навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;

развитию умения находить ошибки, объяснять их;

работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;

отрабатывать навыки коллективной работы в парах и группе, развитие речи и мышления.

3. Воспитательные:

формирование у учащихся материалистического представления о научной картине мира

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: «Лови ошибку!», «Да-нетка» (ТРИЗ), свои примеры, театрализация, парная, групповая, индивидуальная – разноуровневая работа, «Светофор» (АСО)

На доске: До сих пор не ясна причина, по которой в конце мелового периода исчезли 88% обитателей Земли и среди них динозавры.

(таблицы, рисунки, систематические группы динозавров)

Правила на доске:

1. Сначала выслушай, затем задай вопрос.

2. Максимальная активность каждого.

3. Никакой критики гипотез.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1. Урок начинается с высказывания Д. Симпсона: «Ихтиозавры вымерли за миллионы лет до того, как появились их экологические аналоги среди китообразных. Птеродактили исчезли задолго до того, как летучие мыши заняли сходную или частично совпадающую зону. Динозавры вымерли раньше, чем наземные млекопитающие столь быстро распространились почти в тех же самых зонах».

2. Знакомство с задачами урока

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить причину столь загадочного ухода из жизни чуть ли не трети фауны мела. Вспомним отличительные черты строения и образа жизни пресмыкающихся. Познакомимся с существующими и возможно предложим свои гипотезы гибели динозавров.

А сейчас разминка для предстоящей большой работы.

Учитель: Работая в группах, в течение нескольких минут, предложите как можно больше гипотез гибели динозавров (подсчитывается количество гипотез предложенных каждой группой, озвучиваются оригинальные, необычные предположения гибели динозавров, зарабатываются баллы)

3. Сигнальный опрос – «Светофор» по разделу «Особенности строения пресмыкающихся» Для того чтобы выяснить особенности строения пресмыкающихся, которые возможно послужили причиной гибели динозавров, вспомним основные черты их строения.

(у учащихся карточки трех цветов «красный» категорически не согласен, «желтый» сомневаюсь, «зеленый» высказывание верно)

А) Ящерицы в отличие от большинства земноводных могу жить вдали от водоемов. (Учащиеся поднимают карточку зеленого цвета).

Б) Размножение рептилий происходит в водной среде. (Учащиеся поднимают карточку красного цвета).

В) Кожа у пресмыкающихся влажная, лишена роговых покровов. (Учащиеся поднимают карточку красного цвета).

Г) Сердце у большинства представителей пресмыкающихся трехкамерное, лишено неполной перегородки. (Учащиеся поднимают карточку красного цвета).

Д) Органами дыхания представлены ячеистые легкие. (Учащиеся поднимают карточку зеленого цвета).

Е) Современный класс пресмыкающихся представлен четырьмя отрядами: клювоголовые (гаттерия), крокодилы, черепахи, чешуйчатые. (Учащиеся поднимают карточку зеленого цвета).

Ж) Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце с неполной перегородкой, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим запасом желтка. (Учащиеся поднимают карточку зеленого цвета).

II. Проверка знаний и применение их в новой ситуации.

1. Индивидуально - дифференцированная разноуровневая работа по карточкам

Индивидуальные задания

Вычеркни лишнее: уж, веретеница, гадюка, жерлянка, варан.

Выбери правильный ответ:

-Свою добычу заглатывают целиком:

а) только ядовитые змеи в) только удавы

б) все змеи г) только неядовитые змеи

-Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:

а) выделительной системы в) сердца

б) кровеносных сосудов г) дыхательной системы

Выберите правильные утверждения

А) Яйца пресмыкающихся покрыты оболочкой предохраняющей зародыш от высыхания.

Б) Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона.

В) Желудочек сердца всех пресмыкающихся имеет полную перегородку.

Г) Активность пресмыкающихся в жару понижается, а при низких температурах повышается.

2. «Лови ошибку!» Работа в парах

Ученик уверенно отвечал у доски о распространении пресмыкающихся связанные с особенностями их строения, но допустил ошибки. Найдите их. Из 6000 видов пресмыкающихся, известных на Земле, большое число видов находится в средней полосе, а в районах с тропическим и субтропическим климатом их значительно меньше. Местообитание рептилий не связано с водной средой, так как у них появляются признаки приспособления к наземно-воздушной среде обитания, прежде всего это легочное дыхание, трехкамерное сердце (с неполной перегородкой), непостоянная температура тела.

3. Коллективная групповая работа, выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся.

(каждой группа получает свой вопросы и через 1-2 минуты должна дать обоснованный ответ, оценивают ответ все учащиеся, так как на столах у ребят лежат красная, желтая и зеленая карточки; работа осуществляется ребятами по типу светофора, если полностью согласны с ответом группы, то поднимают зеленую карточку, если есть не точности в ответе, или у группы есть свое мнение на поставленный вопрос – желтая карточка, если категорически не согласны с ответом – красная карточка, мнение учителя здесь так же учитывается; каждый правильный ответ- 5 балл)

На доске

I группа

II группа

III группа

IV группа

Итог

Задание группе №1

А) В Бандере (штат Техас, США) были найдены отпечатки следов, по меньшей мере, двадцати трех бронтозавров в глине, которая, окаменев, сохранила их в неизменном виде до наших дней. Исследования показали, что все отпечатки были сделаны одновременно. К тому же более крупные следы располагались по краям, а более мелкие ближе к центру.

Предложите, какие выводы об образе жизни бронтозавров должны были сделать ученые на основании этой находки. Обоснуйте свою точку зрения.

Предполагаемый ответ учащихся: Предполагается, что бронтозавры и другие крупные растительноядные динозавры жили группами, при этом при передвижении стада по краям шли наиболее сильные самцы, обеспечивая защиту самок и молодняка, которые держались в середине стада.

Б) В настоящее время ученые считают, что ихтиозавры были живородящими. Однако сначала находки скелетов молодых ихтиозавров внутри скелетов взрослых породили иную точку зрения на некоторые черты поведения этих древних ящеров. Подумайте, какую ошибку могли допустить палеонтологи, находя такие скелеты.

Предполагаемый ответ учащихся: Первые находки подобных скелетов навели ученых – палеонтологов на мысль, что ихтиозаврам был присущ каннибализм.

Задание группе №2

А) Берт Лестор Тейлор, житель Чикаго, сочинил занимательное четверостишие о стегозавре:

Мозгов был двойной комплект,

и они занимали такие места:

Один в голове, как у всех,

другой – у начала хвоста.

Этот зверь мог сказать о себе самом,

Что всегда он был крепок задним умом.

Поясните, что хотел сказать автор этим четверостишием.

Предполагаемый ответ учащихся: У некоторых древних ящеров размеры головного мозга были настолько малы, что не могли обеспечивать прочных условных рефлексов. Однако в крестце у них было дополнительное образование нервной ткани, превышающее у стегозавров в 20 раз размеры головного мозга и отвечавшее за рефлексы конечностей и задней половины тела.

Б) Экспедицией И.А. Ефремова в пустыне Гоби были найдены три когтя неизвестного вида динозавров размером 60 см (учитывая покрывавший его когда-то роговой чехол – 90 см). Расчеты показали, что общая длина этого хищника должна была быть не менее 40 м.

Подумайте, мог ли существовать в природе подобный гигант. Докажите свою точку зрения.

Предполагаемый ответ учащихся: Предполагается, что этот динозавр был относительно небольших размеров, однако имел аномально большой коготь; подобные образования встречаются у некоторых современных животных, например, у муравьеда.

Задание группе №3

А) В желудках окаменелых останков плезиозавров часто обнаруживают камни до 10 см в диаметре. Как известно, питались плезиозавры моллюсками и рыбой. Предположите, какое назначение имели подобные камни в желудках плезиозавров; выдвинете и обоснуйте свою гипотезу.

Предполагаемый ответ учащихся: Ученые считают, что камни служил морским ящерам для перетирания пищи, что встречается у некоторых современных птиц.

Б) Хищный ящер диметродон носил на спине «парус», образованный длинными остистыми отростками позвонков и натянутой между ними кожей. Он возвышался на полтора метра. Подумайте, какую роль выполнял парус.

Предполагаемый ответ учащихся: В сильную жару приток крови к «парусу» увеличивался, что обеспечивало большую теплоотдачу и охлаждение организма. Ночью же приток крови должен быть минимальным, чтобы «парусу» не превратился из «обогревателя» в «холодильник»

Задание группе №4

А) В произведениях искусства народов Центральной Азии часто встречаются изображения драконов. Как можно с научной точки зрения объяснить появление вымерших ящеров в образах, созданных рукой человека? Предложите и обоснуйте свою гипотезу.

Предполагаемый ответ учащихся: Ученые предполагают, что основой для подобных произведений искусства послужили кости реальных ископаемых животных, в изобилии встречающихся в пустыне Гоби, Южном Китае, Центральной Индии. Жители этих мест, часто хорошо разбирающиеся в анатомии домашних животных, вероятно, и создали эти легенды о мифических животных.

Б) Палеонтологи раскопали останки скелетов вымерших пресмыкающихся и определили их видовую принадлежность. Попробуйте воссоздать внешний вид этих древних животных, пользуясь рисунками их скелетов.

Представление домашней работы и ее защита

Учащимся было дано опережающее групповое задание. Познакомиться с различными видами гипотез причин гибели динозавров, театрализовано представить, обыграть их и аргументировано доказать почему на их взгляд это гипотеза имеет место на существование. (На выступление отводится 3-4 минуты; учитывается аргументированность, наглядность, лаконичность предлагаемой гипотезы).

III. Выводы и подведение итогов урока.

Игра «Да – нетка». Задуманное учителем слово «климат», учащиеся должны его отгадать. (Учащиеся задают вопросы учителю, на которые он отвечает «да» или «нет». Например: Задуманное Вами слова связано с причиной гибели динозавров? «Да». Это слово связано с особенностями строением динозавров? «Нет». Это слова связано с изменением внешних факторов? «Да». Это слово «климат». «Да»).

Учитель подводит итоги урока (объявляет результаты набранныхбаллов вгруппах, отмечает работу наиболее активных учащихся, комментирует выставленные оценки) и говорит о том, что в настоящее время известно более 100 гипотез гибели динозавров мы с вами сегодня попытались внести свою лепту в изучение загадочного исчезновения этой группы животных. Урок хотелось бы закончить словами величайшего поэта Ирана, Фирдоуси «Если путь твой к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден – вперед!»

Вперед к новым познаниям.

IV. Домашнее задание

1. Творческое задание – составить синквейн «Причины гибели динозавров»

2. Используя параграф 43, составьте систематическую схему основных групп динозавров.

Лист оценивания работы групп

Название

I

II

III

IV

1. Разминка (кол-во баллов = сумме предложенных гипотез)

2. «Светофор»(правильный ответ 1 балл)

3. Вопрос-ответ (5 баллов каждый правильный ответ)

4. Творческое задание (5 баллов)

Итог

Оценка

Метки: Биология