Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок природоведения в 5 классе "Путешествие по станциям после изучения царств живой природы"

Урок природоведения в 5 классе "Путешествие по станциям после изучения царств живой природы"

Урок природоведения в 5 классе "Путешествие по станциям после изучения царств живой природы" Тема: «Почему заболела берёза?»

Цель: 1. Развитие у учащихся познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

2. Здоровьесбережение на уроке.

Задачи:

Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся о классификации живых организмов на Земле.

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков учащихся при осуществлении групповой работы, воспитание культуры поведения.

Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, мелкой моторики пальцев, познавательного интереса.

Оборудование: Презентация, видеоклип, магниты, магнитные карточки, таблица «Бактерии», пластилин, белый картон, салфетки, компьютер, проектор, экран.

Литература: Журнал «Биология» из серии «Новое в жизни, науке, технике» №2 1989 г. Стр.58-59.

Ход урока:

1. Орг.момент. Вступительное слово учителя.

2. Изучение нового материала.

В третьей четверти вы знакомились с живыми организмами, живущими на Земле и одна из задач нашего урока – обобщение и систематизация знаний по этой теме. Форма проведения урока – путешествие. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку «Почему заболела берёза?» Только сказка эта далеко, надо и по земле ехать, и по воде плыть. К концу урока нам надо успеть попасть в сказку, чтоб вылечить больное дерево, иначе оно может погибнуть. Надо поторапливаться. Сначала мы поедем на поезде. Как вы думаете, что нам нужно сделать в первую очередь? Надо купить билеты. Что бы их купить, я предлагаю вам отгадать названия сказочных героев, которые вам хорошо известны. Для этого вам надо отгадать загадки.

1. Стоят в поле сестрицы – платья белены, шапочки зелены.

2. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной.

3. Вместе с нами на урок их явился целый полк.

4. Эй, звоночки, синий цвет – с язычком, а звона нет.

5. Спал цветок и вдруг – проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

6. Лета первая примета: под берёзой в холодке, гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

7. Гриб фузариум.

Получаем билеты. Можно и в поезд садиться. Да опять загвоздка. В какой вагон? Что бы узнать названия вагонов, надо разделить на группы живые организмы - героев нашей сказки и дать названия этим группам. А вот и названия вагонов: бактерии, грибы, растения, животные. Рассаживаемся по вагонам, поехали.

Первая станция называется «Дальше, дальше…»

За 3 минуты нужно написать как можно больше названий живых организмов, соответствующих названию группы.

Вторая станция, на которую мы прибываем, называется «Третий лишний». Из набора картинок выбрать те, которые соответствуют названию вашей группы и закрепись на доске.

Третья станция – «Творческая». Каждая группа должна слепить из пластилина модель живого организма, соответствующего названию группы. Время работы 7 минут. Определяется по музыке: Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов».

Группы отчитываются о своей работе.

Мы с вами уже на половине пути к сказке. Теперь пересаживаемся на теплоход. Поплывём по воде. (Дети садятся на свои места).

Четвёртая станция – «Загадочная». Какой научный термин применяется для того, что бы назвать бактерии, грибы, растения, животных одним словом? (Царства) Отгадайте загадку. В большом – большом королевстве, а как оно называется, догадайтесь сами было 4 царства: каждое со своими жителями.

В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь.

Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее.

В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные.

А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие. Отгадайте названия королевства (живая природа) и царств (бактерии, грибы, растения и животные).

Нужно отгадывать названия живых организмов и определять царство.

Пятая станция – «Алфавит».

А – представитель царства Животные

Б – царство живой природы

В – представитель царства Животные

Г – царство живой природы

Д – представитель царства Животные

Е – представитель царства Животные

Ё – представитель царства Животные

Ж – царство живой природы

З – представитель царства Животные

И – представитель царства Животные

К – представитель царства Животные

Л – представитель царства Грибы

М – представитель царства Грибы

Н – представитель царства Животные

О – представитель царства Грибы

П – представитель царства Грибы

Р – царство живой природы

С – представитель царства Грибы

Т – представитель царства Грибы

У – представитель царства Животные

Ф – представитель царства Растения

Х – представитель царства Растения

Ц – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе

Ч – представитель царства Растения

Ш – представитель царства Животные

Щ – представитель царства Растения

Э – представитель царства Растения

Ю – представитель царства Растения

Я – представитель царства Растения

Шестая станция, на которую мы прибываем, называется «Театральная». Здесь мы будем инсценировать сказку. Семь ребят будут артистами, а остальные зрителями. Артисты уходят за кулисы, сказка начинается.

Сказка

На опушке леса росла высокая красивая берёза. Это было очень старое дерево. Следы времени избороздили его мощный ствол глубокими морщинами. Широкая зелёня крона берёзы, обдуваемая лёгким ветерком, приятно шелестела, привлекая под тенистые ветви изнывавших от жары насекомых, птиц и животных. Здесь, в приятной прохладе, росли подберёзовик и сыроежка, звенел голубыми цветами колокольчик, прыгал зайчик и летала бабочка. В почве около корней берёзы жили бактерии, которые создавали плодородный слой. Все они были благодарны берёзе и любили отдыхать в её тени. Но как-то в яркий солнечный день ветви берёзы грустно опустились вниз, а листья пожелтели и осыпались.

- Что с тобой случилось? – беспокойно спросили берёзу растения.

- Да вот, приболела, неважно себя чувствую, корни болят, - грустно ответило дерево, - я страдаю от голода и жажды.

- Почему? Ведь земля такая плодородная и недавно был дождь? – удивились бактерии, которые обеспечивали плодородие почвы.

- Не знаю, - вяло ответила берёза.

И никто не знал, отчего в яркий солнечный день захворало и начало чахнуть прожившее много лет дерево. Никто, кроме зловредного гриба Фузариума, столь малого, что его можно увидеть только в микроскоп. Наказанный Солнцем, он долгое время голодал, затем начал упрашивать зелёные растения подружиться с ним, но растения зная его вредность не согласились.

Озлобленный гриб решил, что добудет пищу воровством. Он присасывался к корням деревьев и высасывал из них живительные соки. А недавно он сделал подкоп и, пробравшись к корням берёзы, начал воровать у неё пищу. Бедное дерево заболело и зачахло. С тех пор и прозвали Фузариум паразитом, потому, что паразитами называют те организмы, которые питаются за счёт своих соседей, нанося им при этом вред.

Злобный Фузариум был настоящим паразитом. Берёза с каждым днём всё слабела и слабела. Фузариум жирел, толстел и наливался соком, думая, что так будет продолжаться вечно. Но однажды вечером он почувствовал сильную боль в боку, как будто кто-то проткнул ему кожу. Гриб забеспокоилась, а вечером ему стало совсем плохо. Он пожелтел и зачах.

Что же случилось с самодовольным паразитом? А случилось с ним то же самое, что и с берёзой: в его тело проник маленький микроскопический паразит по имени Вирус. Фузариум долго болел, а потом умер. Берёза же вновь набралась сил и радостно зашелестела зелёными листьями.

В данном случае два вредных паразита обезвредили друг друга.

Спасибо артистам. Можете возвращаться на свои места.

3. Рефлексия. Наше путешествие подходит к концу. Ну посмотрите, берёза всё ещё болеет. Как её вылечить? … А я придумала. Нужно просто приклеить к ней листочки. А вот и листочки, зелёные и жёлтые. Если вы поняли материал урока, то выбираете зелёный листочек, а если было непонятно, то выбираете жёлтый листок (ребята закрепляют листочки на рисунке берёзы).

4. Итог урока. Наша сказка закончилась. В ней, как и обычно в сказках, победило добро. Реальная жизнь не всегда похожа на сказку. И иногда кажется, что зло одерживает победу. Но исходя из жизненного опыта, я могу вам сказать, что добро всё равно сильнее. Я хочу, что бы вы были добрыми людьми,

Но конечно, я хочу, что бы вы были здоровые, красивые и умные. Я говорю вам: «Спасибо за урок».

Метки: Биология