Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс

Пояснительная записка

Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное при­родопользование — неразрывные звенья в цепи экологического вос­питания.

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффек­ту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете буду­щего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ... будущее человечества окажется в серьезных руках», — писал про­фессор М. Камшилов.

Цель экологического образования— развитие экологичес­кой культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Эко­логическая культура — часть общей культуры личности. Поэтому нуж­но различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потреб­ности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмо­ции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

В соответствии с этим основные задачи экологического образо­вания следующие:

воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

формирование знаний о природе;

развитие сопереживания к бедам природы, потребности бо­роться за ее сохранение.

Концепция общего среднего экологического образования рас­сматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы науч­ных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружа­ющей социально-природной среде и здоровью.

Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребе­нок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формиру­ются основы нравственно-экологических позиций личности, след­ствием которых является взаимодействие ребенка с природой, его повеление в природе.

Младшие школьники обладают наглядно-образным типом мыш­ления, поэтому в 1—2-х классах знания детям даются с опорой на наглядность (через наблюдение и рассматривание иллюстраций), поисковую опытническую деятельность; а в 3—4-х — на тексты учебников, энциклопедий, художественную литературу (с опорой на представления). Дети сами составляют «цепи питания» животных, опираясь на полученные знания об особенностях образа их жизни в разные сезоны и в разных природных зонах; пишут творческие сочинения «Путешествие капельки» (о круговороте воды в приро­де) и т.д.

Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование че­ловека надо начинать с самого раннего возраста.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех: уче­ных, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

В основу программы положены принципы:

краеведения;

«позитивного центризма»;

природосообразности;

научности и доступности понятий;

«спирали»;

междисциплинарная интеграции содержания.

Принцип краеведения(изучение природы родного края) позво­ляет:

формировать понятия на основе непосредственного наблюде­ния и изучения предметов и явлений окружающей природы;

использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход), так как «не в количестве знаний заключается образование, а в пол­ном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А. Дистервег);

создавать благоприятные условия для самовыражения, орга­низации коммуникативного общения, в котором каждый ре­бенок имеет возможность проявить свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазви­тие).

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется «позитивным цен­тризмом» (по Н. Виноградовой), когда в содержание программы от­бираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен толь­ко при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при опоре на принцип природосообразности.

При отборе содержания учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубля­ются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, ко­торые превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания формируются по схеме: «представления — понятия — зна­ния». Данная последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания. Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

В программе материал расположен по разделам.

Раздел 1. Развитие элементарных естественно - научных представ­лений

Педагоги обеспечивают условия развития у детей пред­ставлений о физических свойствах окружающего мира в соответ­ствии с их возрастными возможностями.

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей геогра­фических представлений в соответствии с их возрастными возмож­ностями.

Рассказывают о земном шаре, атмосфере.

Знакомят с различными природно-климатическими зона­ми, условиями жизни на Земле.

Знакомят с разными видами ландшафта.

Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли.

Педагоги создают условия для развития у детей элементар­ных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.

Раздел 2. Развитие экологической культуры детей

Педагоги создают условия для развития у детей биологичес­ких представлений.

Знакомят детей с развитием жизни на Земле.

Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагае­мую информацию в доступной форме.

Обеспечивают условия для развития у детей эмоциональ­но-положительного отношения к живой природе.

Создают условия для творческой самостоятельной деятель­ности детей.

Педагоги знакомят детей с природными особенностями че­ловека.

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей эколо­гического сознания. Знакомят детей с различиями живого и неживого.

Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых орга­низмов в природе, способствуя формированию понимания ребен­ком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.

Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды.

Способствуют развитию у детей ответственного, бережно­го отношения к окружающей природе.

Создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Приказом Минобразования России № 1235 от 19.05.98 г. определен Следующий обязательный минимум содержания началь­ного общего образования по образовательному компоненту «Окру­жающий мир» в разделе «Естествознание»:

Неживая и живая природа:

Природные явления. Тела и вещества. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, вода, их свойства. Кру­говорот воды в природе.

Небесные тела: планеты и звезды. Земля. Луна. Солнце.

Земля, ее форма. Глобус. Карта. Смена дня и ночи. Времена года. Материки и океаны. Основные формы земной поверхности: равни­ны и горы.

Основные типы естественных водоемов: океан, море, река, озеро, болото. Полезные ископаемые: нефть, природный газ, каменный уголь, песок, глина, железные руды. Их практическое использование.

Горизонт. Ориентирование. Стороны горизонта. Спо­собы ориентирования на местности. Компас.

Погода. Термометр.

Живые организмы: грибы, растения, животные, человек. Свой­ства живых организмов: питание, дыхание, развитие, размножение. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Грибы съедобные и несъедобные.

Растения: мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Почва, ее значение в жизни растений.

Животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Человек — часть природы. Основные системы органов человека, их роль в организме.

Здоровый образ жизни...

Связи между природными явлениями. Сообщества. Природные зоны. Растения и животные различных сообществ и природных зон...

Положительные и отрицательные воздействия человека на при­роду. Меры по охране природы. Красная книга».

Программа построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе са­мим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается ши­рокое применение жизненного опыта детей, разнообразных сведе­ний о жизни растений и животных.

Программой предусмотрено проведение природоохранных акций — общественно-значимые мероприя­тия, направленные на сохранение объектов природы. Мы предлага­ем проводить с детьми следующие:

«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню земли);

«День цветов» (создание цветочных аллей);

«Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);

«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав);

«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

«Чистое утро» (уборка территории);

«Возвращенный лес» (сбор макулатуры).

В работе по экологическому воспитанию используются занятия в кружках и клубах по желанию детей: «Юный эколог», «Юный путешественник» и др. Программный материал занятий и уроков служит как бы теоретической основой для самостоятельной дея­тельности в кружке, а занятия в кружке (клубе) способствуют ожив­лению работы детей на занятиях (уроках). Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составление кол­лекций, которые с успехом используются на уроках. Опыты, постав­ленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсу­дить их результат на уроке. Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями ребенка. Дети лучше усваивают учебный материал, когда они ак­тивно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.

Благодаря межпредметным связям дети целенаправленно пере­носят знания с одних видов деятельности на другие. Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности. Усложнение содержания материала идет от возраста к возрасту последовательно «от простого к сложному». Например, в 1классе дети узнают о значении почвы в жизни растений и об отличии плодородной почвы от неплодородной. А в 3-м классе они подробно изучают состав почвы, ее образование, причины загрязне­ния и меры по ее охране. Кроме того, программный материал построен «от ближнего к даль­нему». Например, дошкольники изучают растительный и животный мир в пределах домашнего окружения и детского сада. Младшие школьники 1—2-х классов изучают природу родного края, а к 4-му классу постепенно начинают познавать природу земного шара по зонам и сообществам.

По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и I животными.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в начальной школе должна сочетать­ся с работой семьи в данном направлении, ведь именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к ак­тивной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Одной из самых эффективных моделей работы образовательного учреждения с семьей по типу общения дети — педагоги — родители является организация деятельности семейных клубов.

На занятиях семейных клубов важно не давать рецептов поведе­ния в природе, а постепенно с помощью заданий и вопросов подво­дить ребенка к собственным выводам и заключениям. В настоящее время в каждой семье есть книги, журналы, радио, телевизор и даже компьютер. В соответствии с этим, главное не количество информации, предлагаемой детям и родителям на занятиях в семейных клу­бах, а степень ее новизны, актуальности и неординарной подачи.

Тематическое планирование курса «Юный эколог»

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Сентябрь

Природа вокруг нас (экскурсия вокруг шко­лы)

1.Познакомить с задачами работы клуба на год.

2. Заинтересовать разно­образием живых существ.

3. Вызвать желание боль­ше узнать о живом мире

1. Рассказ учителя о работе клуба.

2.Экскурсия вокруг школы: рассматривание травянистых растений (куль­турных и дикорастущих), грибов, лишайников.

3.Рассказ учителя об уникальности некоторых представителей флоры сво­его края (например, спорыша, пастушьей сумки, мокрицы и т.д.).

4. Сбор растений для гербария

Как их зо­вут?

Учить пользоваться атла­сом-определителем для определения названий растений ближайшего природного окружения

1. Знакомство с атласом-определителем, правилами пользования.

2. Описание внешнего вида растений на территории школы.

3. Определение их названий по атласу.

4. Оформление настенной карты «Растения нашего края»

Оформление гербария

Учить приемам оформле­ния гербария: какие расте­ния брать на засушку, как укладывать их в пресс, оформлять гербарный лист

1. Сбор растений на территории школы (для засушки).

2. Укладка растений в пресс для засушивания. (На рамку пресса, положенную вверх сеткой, кладут 4 листа бумаги, между которыми вкладывают растения. Пресс помещают в хорошо проветриваемое место на солнце, а на ночь — в темное место.)

3.Оформление гербарного листа (монтировка гербария, заготовка этикетки, обложки для растения)

Сбор семян растений

1. Учить определять зре­лость семян культурных и дикорастущих растений.

2. Выяснить причины не­обходимости сбора семян осенью

1. Вопросы. Для чего необходимо собирать семена? (Для подкормки зимой птиц, для весенних посадок и т.д.) Каким птицам зимой семена дикорастущих растений будут кормом? (Воробьям, галкам, синицам и т.д.)

2. Определение зрелости семян.

3. Сбор семян в коробочки.

4. Оформление коллекции «Виды семян»

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Октябрь

Умный

мик­роскоп

Познакомить с назначени­ем и устройством микро­скопа

1. Рассказ учителя о назначении микроскопа.

2. Объяснение устройства микроскопа: окуляр, зрительная трубка (тубус), объектив, диафрагма, предметный столик, зеркало, регулировочный винт, зажимы, основание. (Слово «окуляр» происходит от слова «око», что зна­чит «глаз»; «объектив» от слова «объект», что означает «предмет».)

3. Зарисовка строения микроскопа.

4. Определение увеличительной способности микроскопа (цифру, написан­ную на окуляре нужно умножить на цифру, написанную на объективе).

5. Рассматривание под микроскопом среза мякоти арбуза

Приемы

пользования

микроскопом

Учить пользоваться мик­роскопом

1. Изучение правил пользования микроскопом:

поставить микроскоп на середину стола штативом к себе, примерно в 5 см от края;

зеркалом направить свет в отверстие предметного столика (диафрагму); в окуляр виден круг белого света; при плохом освещении можно использовать вогнутую сторону зеркала;

протереть салфеткой предметное и покрывное стекло;

приготовить препарат: положить маленький кусочек ваты на середину предметного стекла (несколько волокон), капнуть на вату одну каплю воды и покрыть препарат покрывным стеклом;

разместить предметное стекло на столике микроскопа так, чтобы препарат оказался под центром отверстия предметного стекла;

с помощью зажимов укрепить предметное стекло на предметном столике;

добиться четкого изображения препарата поднятием или опусканием ре­гулировочного винта предметного столика

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Ноябрь

Изучение строения кожицы лука

Познакомить с приемами приготовления микропре­парата — кожицы лука

Приготовление микропрепарата кожицы лука.

Снять пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую лука с внутренней стороны;

положить кусочек этой пленки на предметное стекло, капнуть на него кап­лю раствора йода;

расправить этот кусочек препаровальной иглой в капле

закрыть препарат покрывным стеклом.

2. Рассматривание микропрепарата.

3. Рассказ о клетке как составной части любого живого существа.

4. Зарисовка клетки

Строение растения

Учить описывать строение растений по плану

1. Задания к практической работе.

Определить названия растений;

Сравнить части разных растений по величине, форме, цвету, количеству.

2. Дидактическая игра «Загадка»

Дети должны дать описание одного растения по плану:

где растет (на лугу, в лесу, у дороги и т.д.);

светолюбивое или теневыносливое;

размеры;

количество листьев (зарисовать их форму);

какого цвета цветки, сколько их; • есть ли плоды, сколько их, какого они цвета

Растение —

целостный

организм

Подвести к выводу, что все растения — единый целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль (функ­цию)

1. Просмотр диафильма «Растение - целостный организм».

2. Вопросы.

Какую роль выполняет корень, (лист, стебель) у растения? (Корень всасы­вает воду из почвы и удерживает растение в почве; стебель проводит воду от корня ко всем остальным частям растения; в листьях образуются пи­тательные вещества.)

• Как появляется плод? (После опыления цветка на месте завязи образует­ся плод.)

3. Рассматривание клеток мякоти арбуза с помощью лупы.

4. Закладка опыта, показывающего испарение воды листьями: не срезая лис­та с комнатного растения герани, свернуть его в трубочку и просунуть в колбу, горлышко колбы закрыть комочком ваты, колбу укрепить на штати­ве. Через 1—2 дня на стенках колбы появятся мельчайшие капельки воды. Водяной пар, испаряясь с поверхности листа, соприкасается с холодными стенками колбы и превращается в капельки воды - следовательно, листья растений испаряют воду

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Декабрь

Животный мир разных материков нашей Земли

1. Расширить знания о разнообразии животного мира Земли.

2. Подвести к выводу, что каждый вид животных живет в определенных условиях, к которым он приспособлен

1. Рассматривание иллюстративного дидактического пособия «Животный мир Земли».

2. Определение приспособлений животных к жизни в разных условиях (теп­лый мех и слой жира у животных холодных мест обитания, выносливость животных пустынь и т.д.).

3. Игра в лото «100 портретов животных»

У играющих — карточки с изображением различных животных мира, а у водящего — карточки с названиями этих животных. Водящий называет жи­вотных; играющие находят их среди своих карточек. Выигрывает тот, кто быстрее определит всех своих животных.

4. Уход за животными зимнего сада (или уголка природы).

5. Заполнение таблицы по основным характеристикам птиц и зверей

Эти удиви­тельные кры­латые зверь­ки

Познакомить с внешним видом летучих мышей, образом жизни, приспо­соблениями к условиям существования

1. Беседа о видах летучих мышей.

Летучая мышь — это птица или зверь? Докажите. (Зверь, так как тело покрыто шерстью.)

К какой группе животных по типу питания они относятся? (К насекомояд­ным.)

2. Рассказ о распространении, образе жизни, эхолокации летучих мышеи.

3. Работа с атласом-определителем по описанию различных видов летучих мышей

О насекомых

1. Расширить знания о группе животных — насе­комых.

2. Воспитывать в детях бережное отношение к этому классу животных

1. Дидактическая игра «Назовите сказки, мультфильмы, где герои — насе­комые». («Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.,)

2. Беседа о насекомых как о самой многочисленной группе животных на Земле.

3. Работа с коллекциями, атласом-определителем для демонстрации разно­образия насекомых.

4. Задание: «Определи насекомое по описанию».

По цвету жук напоминает спелую вишню, этот жук имеет большой рог, за что и получил свое название. Подруга этого жука более скромна и рога не имеет. (Жук-носорог.)

Этого жука можно встретить в пруду или в большой луже. Он черного цвета с желтой каймой по краям. Личинка жука и сам жук питаются мальками рыб. (Жук-плавунец.)

5. Рассматривание под микроскопом насекомых-вредителей комнатных рас­тений (паутинный клещ, щитовка)

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Декабрь

Опасные обитатели моря — аку­лы и другие морские жи­вотные

Познакомить с животными морей и океанов: акулами, актиниями, кораллами, электрическими скатами и др. (их внешним видом, образом жизни и приспо­соблениями к условиям жизни)

1. Рассказ об акулах — извечном ужасе морей и океанов:

китовая акула — самая крупная из ныне живущих: длина тела 15—20 м, масса — Ют, она не опасна для человека;

корхародон (белая акула) — самая опасная для человека и т.д.

2. Просмотр диафильма «Животные морей и океанов».

3. Беседа после просмотра.

Актинии и кораллы относятся к животным или растениям? Почему? (К животным, так как питаются другими живыми организмами.)

Как придонные животные приспосабливаются к жизни в темноте и усло­виям большого давления воды? (Они сплюснуты как камбала, глаза наверху, имеют светящиеся части тела.)

Январь

И это все животные

1. Познакомить с клеткой как основой не только растительного, но и жи­вотного организма.

2. Познакомить с одно- и многоклеточными микро­скопическими животными, живущими в грязной воде

1. Беседа о клеточном строении животного мира.

2. Рассказ об Антонио Левенгуке — первооткрывателе небольших «зверь­ков» (аминалькусов) в капле воды, жившем в Голландии в XVII в. (в капле воды плавают до 2 млн 700 тыс. «зверьков»).

3. Рассматривание «пород зверушек» под микроскопом (инфузория-туфелька, вольвокс, эвглена зеленая).

4. Рисование плакатов «Чистая вода»

Враги и дру­зья леса

1. Расширить знания о «врагах» и «друзьях» леса (птицах).

2. Воспитывать бережное, заботливое отношение к живой природе; подвести детей к выводу, что «по­лезных» и «вредных» жи­вых существ не бывает, все они вместе нужны природе, и уничтожение одних ведет за собой ги­бель других

1. Просмотр диафильма «Враги и друзья леса».

2. Вопросы.

Кто является друзьями леса? Почему? (Дятел, скворец, грач и др., так как поедают вредных насекомых.)

Есть ли враги у леса? Почему? (Насекомые-вредители: короеды, гусеницы, так как поедают листья.)

3. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?» .

4. Коллективное рисование на тему «Оживим лес»

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Январь

Знатоки птиц

1.Закрепить знания о группах птиц: перелетные, зимующие, кочующие.

2. Учить различать наибо­лее распространенных птиц нашего края

1. Беседа о группах птиц.

Каких птиц называют перелетными? Зимующими? Кочующими? (Пере­летные — улетающие на зиму в теплые края; зимующие живущие с нами целый год; кочующие прилетающие с севера.)

2. Классификация иллюстраций птиц на перелетных, зимующих, кочующих.

3. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Дети из предложенных иллюстраций птиц отбирают только зимующих и кочующих.

4. Работа с атласом-определителем с целью знакомства с малоизвестными птицами

Изготовле­ние корму­шек из бро­сового мате­риала

1. Воспитывать сострада­ние, любовь и заботу о пернатых.

2. Учить делать примитив­ные кормушки из бросово­го материала

1. Беседа о материалах для изготовления кормушек, необходимости этого занятия.

Почему необходимо подкармливать птиц зимой? (Они сами не могут до­быть пищу из-под снега.)

Чего больше боятся птицы зимой? Почему? (Голода, так как с потребле­нием пищи увеличивается энергообмен и птичка согревается.)

2. Рассматривание вариантов изготовления кормушек.

3. Работа по изготовлению кормушек из бросового материала (коробок из-под конфет, молока, йогурта, тортов и т.д.).

4. Развешивание кормушек на территории школы

Выпуск лис­товок-обра­щений «По­могите пти­цам!»

Учить составлять текст листовок-обращений, ко­торые смогли бы убедить людей в помощи птицам зимой

1. Работа по составлению текста листовок.

2. Оформление листовок по рубрикам:

«Помогите птицам в трудное время»;

«Виды кормушек»;

«Что едят птицы зимой».

3. Развешивание листовок-обращений в школе, на остановках

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Февраль

«А знаете ли вы?»

1. Расширить знания об особенностях образа жиз­ни некоторых птиц нашего края и мира.

2. Учить подбирать наибо­лее интересный материал из различной литературы, готовить сообщения

Заранее подготовленные ответы детей на вопрос: «А знаете ли вы?». • А знаете ли вы, зачем альбатросу детские игрушки?

Ответ: у темноспинного альбатроса, который гнездится на Гавайских остро­вах, единственный птенец 4 месяца сидит в пуху и еще 5 месяцев ему нуж­но, чтобы стать окончательно взрослым. Очень долго единственное чадо не покидает гнезда. Вот и приходится родителям развлекать его, собирать во­круг «детские игрушки» — разноцветные зажигалки, зубные щетки, облом­ки расчесок, пузырьки, настоящие детские игрушки — и все это расклады­вать у гнезда. Благо море рядом и приносит их сколько угодно. Материал к занятию взят из книги В. Алексеева «300 вопросов и ответов о животных»

Происхож­дение ком­натных рас­тений

1. Расширить знания о комнатных растениях.

2. Учить оформлять карту «Центры происхождения комнатных растений»

1. Рассказ учителя о происхождении комнатных растений.

2. Работа с дополнительной литературой по определению центров происхождения комнатных растений (бальзамин, аспарагус — Африка, папоротник — Южная Америка и т.д.).

3. Оформление карты «Центры происхождения комнатных растений»

Разнообразие

комнатных

растений

1. Закрепить знание назва­ний некоторых комнатных растений, умение опреде­лять их по внешнему виду.

2. Учить пользоваться атласом-определителем по определению комнатных растений.

3. Учить составлять пас­порт растений

1. Беседа о разнообразии комнатных растений.

• Почему монстера получила такое название? (От слова «монстр» чудо­вище.)

• Назовите научные названия растений: «Ванька мокрый», «щучий хвост», «крапивка». (Бальзамин, сансивьера, колеус.)

2. Определение незнакомых комнатных растений по атласу-определителю.

3. Составление этикеток и паспортов комнатных растений (на одной стороне — рисунок, на другой — название и происхождение)

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Март

Практиче­ская работа по уходу за комнатными растениями

1. Учить ухаживать за комнатными растениями: рыхлить, опрыскивать, поливать, протирать круп­ные листья.

2. Рассказать о роли и ви­дах подкормки для ком­натных растений

1. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

2. Рассказ о роли и видах подкормки (подкормка органическими и мине­ральными удобрениями).

3. Подкормка разведенным пометом попугаев

Пересадка и перевалка комнатных растений

Познакомить со способами ухода за комнатными рас­тениями: пересадкой и перевалкой

1. Объяснение различий пересадки и перевалки (при перевалке растение аккуратно вынимают из горшка и помещают в другой горшок, который больше предыдущего на 2—3 см, а при пересадке старую почву заменяют частично или полностью).

2. Определение необходимости пересадки и перевалки комнатных растений (по внешнему виду растения): растение сильно замедляет рост, становится слабым, корни не убираются в горшок, выходят из отверстия на дне горшка

Готовимся к новому уро­жаю

1. Показать прием пики­ровки томатов и перца.

2. Учить сажать семена цветов на рассаду.

3. Закрепить навыки по уходу за посадками

1. Практическая работа по пикировке томатов и перца.

2. Посадка семян цветов в землю.

3. Демонстрация правильного полива посаженных растений

Образование Земли и пла­нет Солнеч­ной системы

Познакомить с космиче­ским пространством, гипо­тезой возникновения Сол­нечной системы

1. Беседа о Солнце — звезде, излучающей свет и тепло. • Что дает Солнце нашей Земле? (Свет и тепло.)

2. Демонстрация слайдов изображения Солнца.

3. Рассказ об истории возникновения Земли. (Сначала Земля была огненным шаром, но в результате взрыва от Солнца откололись огромные куски, которые и стали планетами.)

4. Записывание названий планет в порядке их удаленности от Солнца.

5. Игра «Образование Солнечной системы»

Учитель — Солнце, дети — его частички. По сигналу «Взрыв!» все частич­ки отдаляются от Солнца и начинают вращаться вокруг него, изображая планеты, которые выстраиваются в порядке удаленности их от Солнца

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Апрель

Зарождение жизни на планете Зем­ля

1. Сообщить примитивные сведения о развитии пла­неты Земля.

2. Познакомить с зарожде­нием жизни в океане (пер­вые животные организмы: одно-и многоклеточные)

1. Объяснение этапов развития Земли:

— Земля — раскаленный огненный шар;

— остывание Земли;

— этап ливневых дождей и гроз;

— образование первичного океана, покрывающего всю сушу.

2. Демонстрация опыта конденсации водяного пара (над чашкой с кипятком поместить стекло, на котором образуются капельки воды), доказывающего остывание Земли и образование первичного океана.

3. Стихотворение «Когда-то Земля была огненным шаром...»

Когда-то Земля была огненным шаром.

И это, конечно же, было кошмаром.

Куда ни поедешь, куда ни пойдешь,

То в лаву, то в магму, то в дым попадешь.

И если бы мы на Земле появились,

То все, как один, непременно сварились.

И мы потому лишь все вместе спаслись,

Что к этому времени не родились.

И много веков все так было и было.

И вот, постепенно, планета остыла.

И стало уютно на нашей планете:

Играйте, скачите и прыгайте, дети!

«Играйте, скачите» — да нет, к сожаленью,

Куда ни поскачешь — везде наводненье,

И нет ни лесов, ни пейзажей, ни стран.

Куда ни поскачешь — везде океан.

И если б тогда мы на Землю попали,

То все, как один, непременно пропали.

И лишь потому мы все вместе спаслись,

Что к этому времени не родились.

И вот, наконец, появились пейзажи,

Деревья, и птицы, и мамонты даже.

Потом бегемоты, слоны, крокодилы, И даже гориллы.

И если бы мы на Земле появились,

Они непременно бы к нам обратились.

Сказали бы нам: «Берегите природу!

Особенно зелень! Особенно воду!

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Апрель

Зарождение жизни на планете Зем­ля

1. Сообщить примитивные сведения о развитии пла­неты Земля.

2. Познакомить с зарожде­нием жизни в океане (пер­вые животные организмы: одно и многоклеточные)

Э. Успенский

4. Рассказ об образовании белковых комочков — самых простых живых существ.

5. Демонстрация чашки с водой и каплей масла, которое разбивается на множест­во мелких капелек (подобно белковым комочкам в первичном океане).

6. Рассказ об образовании водорослей из белковых комочков, их роли в про­исхождении кислорода в океане

Развитие жизни на Земле

1. Сообщить первоначаль­ные сведения о развитии жизни на Земле.

2. Дать представление об эпохе динозавров

1. Составление древа жизни на Земле: из условных знаков-символов групп древних животных (простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, древние рыбы — двоякодышащие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) составить цепочку последовательности появления живот­ных.

2. Беседа об этапе динозавров и причинах их вымирания.

3. Рассматривание иллюстраций, слайдов разнообразных видов динозавров

Посадка де­ревьев и кустарников

1. Учить сажать деревья и кустарники, обрабатывать приствольные круги.

2. Воспитывать любовь, заботу о растениях; по­мочь осознать важность выполняемого дела для всего живого на Земле

1. Рассказ о правилах посадки деревьев и кустарников.

2. Работа по высадке саженцев деревьев и кустарников.

3. Обработка приствольных кругов деревьев и кустарников

Ме­сяц

Тема занятия

Цели

Содержание

Май

Экологиче­ский рейд «Кто просит о помощи»

1. Провести рейд по выяв­лению экологически не­благополучных мест на территории школы.

2. Составить «Жалобную книгу природы» по ре­зультатам проведенного рейда

1. Обход территории школы с целью выявления экологически неблагопо­лучных мест.

2. Составление «Жалобной книги природы» по «рассказам» животных и растений, «подслушанным» на территории школы: «Ой-ой — плакала бе­резка, — истекаю, сок мой из меня уходит. Кто будет мои сережки, веточки да листочки поить? Всегда я со всеми своим целебным соком делилась. Но вчера люди такую зарубку на моем стволе сделали, что весь сок из меня уходит. Люди пили сок да веселились, а мне теперь плакать да засыхать» и т.д.

Устный жур­нал «Приро­да и чело­век»

1. Познакомить с некото­рыми глобальными эколо­гическими проблемами человечества.

2. Подвести к пониманию того, что экологический кризис планеты складыва­ется из множества небла­гополучных мест Земли.

3. Воспитывать доброту, заботу о мире природы, готовность в любой мо­мент прийти на помощь

Рубрики журнала:

1) засорение и уничтожение лесов;

2) сокращение числа видов растений и животных;

3) загрязнение вод Мирового океана;

4) нашествие отходов цивилизации;

5) экологически неблагополучные места нашей школы;

6) что мы можем сделать?

Экологиче­ская акция: «Моя школа — цветущий сад»

1. Воспитывать желание видеть нашу планету уто­пающей в зелени деревьев, кустов, трав и цветов.

2. Учить трудиться и радо­ваться результатам своего труда

1. Уборка территории школы от мусора.

2. Оформление клумб, грядок на огороде.

3. Высадка рассады в грунт

Метки: Биология