Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс
Пояснительная записка
Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование — неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ... будущее человечества окажется в серьезных руках», — писал профессор М. Камшилов.
Цель экологического образования— развитие экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура — часть общей культуры личности. Поэтому нужно различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
В соответствии с этим основные задачи экологического образования следующие:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, следствием которых является взаимодействие ребенка с природой, его повеление в природе.
Младшие школьники обладают наглядно-образным типом мышления, поэтому в 1—2-х классах знания детям даются с опорой на наглядность (через наблюдение и рассматривание иллюстраций), поисковую опытническую деятельность; а в 3—4-х — на тексты учебников, энциклопедий, художественную литературу (с опорой на представления). Дети сами составляют «цепи питания» животных, опираясь на полученные знания об особенностях образа их жизни в разные сезоны и в разных природных зонах; пишут творческие сочинения «Путешествие капельки» (о круговороте воды в природе) и т.д.
Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В основу программы положены принципы:
краеведения;
«позитивного центризма»;
природосообразности;
научности и доступности понятий;
«спирали»;
междисциплинарная интеграции содержания.
Принцип краеведения(изучение природы родного края) позволяет:
формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход), так как «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А. Дистервег);
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазвитие).
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется «позитивным центризмом» (по Н. Виноградовой), когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при опоре на принцип природосообразности.
При отборе содержания учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания формируются по схеме: «представления — понятия — знания». Данная последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания. Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
В программе материал расположен по разделам.
Раздел 1. Развитие элементарных естественно - научных представлений
Педагоги обеспечивают условия развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.
Рассказывают о земном шаре, атмосфере.
Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле.
Знакомят с разными видами ландшафта.
Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли.
Педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.
Раздел 2. Развитие экологической культуры детей
Педагоги создают условия для развития у детей биологических представлений.
Знакомят детей с развитием жизни на Земле.
Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме.
Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе.
Создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей.
Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека.
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания. Знакомят детей с различиями живого и неживого.
Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.
Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды.
Способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе.
Создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Приказом Минобразования России № 1235 от 19.05.98 г. определен Следующий обязательный минимум содержания начального общего образования по образовательному компоненту «Окружающий мир» в разделе «Естествознание»:
Неживая и живая природа:
Природные явления. Тела и вещества. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, вода, их свойства. Круговорот воды в природе.
Небесные тела: планеты и звезды. Земля. Луна. Солнце.
Земля, ее форма. Глобус. Карта. Смена дня и ночи. Времена года. Материки и океаны. Основные формы земной поверхности: равнины и горы.
Основные типы естественных водоемов: океан, море, река, озеро, болото. Полезные ископаемые: нефть, природный газ, каменный уголь, песок, глина, железные руды. Их практическое использование.
Горизонт. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.
Погода. Термометр.
Живые организмы: грибы, растения, животные, человек. Свойства живых организмов: питание, дыхание, развитие, размножение. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Грибы съедобные и несъедобные.
Растения: мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Почва, ее значение в жизни растений.
Животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Человек — часть природы. Основные системы органов человека, их роль в организме.
Здоровый образ жизни...
Связи между природными явлениями. Сообщества. Природные зоны. Растения и животные различных сообществ и природных зон...
Положительные и отрицательные воздействия человека на природу. Меры по охране природы. Красная книга».
Программа построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе самим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое применение жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных.
Программой предусмотрено проведение природоохранных акций — общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Мы предлагаем проводить с детьми следующие:
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню земли);
«День цветов» (создание цветочных аллей);
«Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав);
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
«Чистое утро» (уборка территории);
«Возвращенный лес» (сбор макулатуры).
В работе по экологическому воспитанию используются занятия в кружках и клубах по желанию детей: «Юный эколог», «Юный путешественник» и др. Программный материал занятий и уроков служит как бы теоретической основой для самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке (клубе) способствуют оживлению работы детей на занятиях (уроках). Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составление коллекций, которые с успехом используются на уроках. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результат на уроке. Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями ребенка. Дети лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.
Благодаря межпредметным связям дети целенаправленно переносят знания с одних видов деятельности на другие. Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности. Усложнение содержания материала идет от возраста к возрасту последовательно «от простого к сложному». Например, в 1классе дети узнают о значении почвы в жизни растений и об отличии плодородной почвы от неплодородной. А в 3-м классе они подробно изучают состав почвы, ее образование, причины загрязнения и меры по ее охране. Кроме того, программный материал построен «от ближнего к дальнему». Например, дошкольники изучают растительный и животный мир в пределах домашнего окружения и детского сада. Младшие школьники 1—2-х классов изучают природу родного края, а к 4-му классу постепенно начинают познавать природу земного шара по зонам и сообществам.
По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и I животными.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, ведь именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Одной из самых эффективных моделей работы образовательного учреждения с семьей по типу общения дети — педагоги — родители является организация деятельности семейных клубов.
На занятиях семейных клубов важно не давать рецептов поведения в природе, а постепенно с помощью заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. В настоящее время в каждой семье есть книги, журналы, радио, телевизор и даже компьютер. В соответствии с этим, главное не количество информации, предлагаемой детям и родителям на занятиях в семейных клубах, а степень ее новизны, актуальности и неординарной подачи.
Тематическое планирование курса «Юный эколог»
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Сентябрь | Природа вокруг нас (экскурсия вокруг школы) | 1.Познакомить с задачами работы клуба на год. 2. Заинтересовать разнообразием живых существ. 3. Вызвать желание больше узнать о живом мире |
1. Рассказ учителя о работе клуба. 2.Экскурсия вокруг школы: рассматривание травянистых растений (культурных и дикорастущих), грибов, лишайников. 3.Рассказ учителя об уникальности некоторых представителей флоры своего края (например, спорыша, пастушьей сумки, мокрицы и т.д.). 4. Сбор растений для гербария |
Как их зовут?
|
Учить пользоваться атласом-определителем для определения названий растений ближайшего природного окружения
|
1. Знакомство с атласом-определителем, правилами пользования. 2. Описание внешнего вида растений на территории школы. 3. Определение их названий по атласу. 4. Оформление настенной карты «Растения нашего края» |
|
Оформление гербария
|
Учить приемам оформления гербария: какие растения брать на засушку, как укладывать их в пресс, оформлять гербарный лист
|
1. Сбор растений на территории школы (для засушки). 2. Укладка растений в пресс для засушивания. (На рамку пресса, положенную вверх сеткой, кладут 4 листа бумаги, между которыми вкладывают растения. Пресс помещают в хорошо проветриваемое место на солнце, а на ночь — в темное место.) 3.Оформление гербарного листа (монтировка гербария, заготовка этикетки, обложки для растения) |
|
Сбор семян растений
|
1. Учить определять зрелость семян культурных и дикорастущих растений. 2. Выяснить причины необходимости сбора семян осенью |
1. Вопросы. Для чего необходимо собирать семена? (Для подкормки зимой птиц, для весенних посадок и т.д.) Каким птицам зимой семена дикорастущих растений будут кормом? (Воробьям, галкам, синицам и т.д.) 2. Определение зрелости семян. 3. Сбор семян в коробочки. 4. Оформление коллекции «Виды семян» |
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Октябрь | Умный микроскоп
|
Познакомить с назначением и устройством микроскопа
|
1. Рассказ учителя о назначении микроскопа. 2. Объяснение устройства микроскопа: окуляр, зрительная трубка (тубус), объектив, диафрагма, предметный столик, зеркало, регулировочный винт, зажимы, основание. (Слово «окуляр» происходит от слова «око», что значит «глаз»; «объектив» — от слова «объект», что означает «предмет».) 3. Зарисовка строения микроскопа. 4. Определение увеличительной способности микроскопа (цифру, написанную на окуляре нужно умножить на цифру, написанную на объективе). 5. Рассматривание под микроскопом среза мякоти арбуза |
Приемы пользования микроскопом
|
Учить пользоваться микроскопом
|
1. Изучение правил пользования микроскопом: поставить микроскоп на середину стола штативом к себе, примерно в 5 см от края; зеркалом направить свет в отверстие предметного столика (диафрагму); в окуляр виден круг белого света; при плохом освещении можно использовать вогнутую сторону зеркала; протереть салфеткой предметное и покрывное стекло; приготовить препарат: положить маленький кусочек ваты на середину предметного стекла (несколько волокон), капнуть на вату одну каплю воды и покрыть препарат покрывным стеклом; разместить предметное стекло на столике микроскопа так, чтобы препарат оказался под центром отверстия предметного стекла; с помощью зажимов укрепить предметное стекло на предметном столике; добиться четкого изображения препарата поднятием или опусканием регулировочного винта предметного столика |
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Ноябрь | Изучение строения кожицы лука
|
Познакомить с приемами приготовления микропрепарата — кожицы лука
|
Приготовление микропрепарата кожицы лука. Снять пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую лука с внутренней стороны; положить кусочек этой пленки на предметное стекло, капнуть на него каплю раствора йода; расправить этот кусочек препаровальной иглой в капле закрыть препарат покрывным стеклом. 2. Рассматривание микропрепарата. 3. Рассказ о клетке как составной части любого живого существа. 4. Зарисовка клетки |
Строение растения
|
Учить описывать строение растений по плану
|
1. Задания к практической работе. Определить названия растений; Сравнить части разных растений по величине, форме, цвету, количеству. 2. Дидактическая игра «Загадка» Дети должны дать описание одного растения по плану: где растет (на лугу, в лесу, у дороги и т.д.); светолюбивое или теневыносливое; размеры; количество листьев (зарисовать их форму); какого цвета цветки, сколько их; • есть ли плоды, сколько их, какого они цвета
|
|
Растение — целостный организм
|
Подвести к выводу, что все растения — единый целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль (функцию)
|
1. Просмотр диафильма «Растение - целостный организм». 2. Вопросы. Какую роль выполняет корень, (лист, стебель) у растения? (Корень всасывает воду из почвы и удерживает растение в почве; стебель проводит воду от корня ко всем остальным частям растения; в листьях образуются питательные вещества.) • Как появляется плод? (После опыления цветка на месте завязи образуется плод.) 3. Рассматривание клеток мякоти арбуза с помощью лупы. 4. Закладка опыта, показывающего испарение воды листьями: не срезая листа с комнатного растения герани, свернуть его в трубочку и просунуть в колбу, горлышко колбы закрыть комочком ваты, колбу укрепить на штативе. Через 1—2 дня на стенках колбы появятся мельчайшие капельки воды. Водяной пар, испаряясь с поверхности листа, соприкасается с холодными стенками колбы и превращается в капельки воды - следовательно, листья растений испаряют воду |
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Декабрь | Животный мир разных материков нашей Земли | 1. Расширить знания о разнообразии животного мира Земли. 2. Подвести к выводу, что каждый вид животных живет в определенных условиях, к которым он приспособлен |
1. Рассматривание иллюстративного дидактического пособия «Животный мир Земли». 2. Определение приспособлений животных к жизни в разных условиях (теплый мех и слой жира у животных холодных мест обитания, выносливость животных пустынь и т.д.). 3. Игра в лото «100 портретов животных» У играющих — карточки с изображением различных животных мира, а у водящего — карточки с названиями этих животных. Водящий называет животных; играющие находят их среди своих карточек. Выигрывает тот, кто быстрее определит всех своих животных. 4. Уход за животными зимнего сада (или уголка природы). 5. Заполнение таблицы по основным характеристикам птиц и зверей |
Эти удивительные крылатые зверьки | Познакомить с внешним видом летучих мышей, образом жизни, приспособлениями к условиям существования | 1. Беседа о видах летучих мышей. Летучая мышь — это птица или зверь? Докажите. (Зверь, так как тело покрыто шерстью.) К какой группе животных по типу питания они относятся? (К насекомоядным.) 2. Рассказ о распространении, образе жизни, эхолокации летучих мышеи. 3. Работа с атласом-определителем по описанию различных видов летучих мышей |
|
О насекомых
|
1. Расширить знания о группе животных — насекомых. 2. Воспитывать в детях бережное отношение к этому классу животных
|
1. Дидактическая игра «Назовите сказки, мультфильмы, где герои — насекомые». («Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.,) 2. Беседа о насекомых как о самой многочисленной группе животных на Земле. 3. Работа с коллекциями, атласом-определителем для демонстрации разнообразия насекомых. 4. Задание: «Определи насекомое по описанию». По цвету жук напоминает спелую вишню, этот жук имеет большой рог, за что и получил свое название. Подруга этого жука более скромна и рога не имеет. (Жук-носорог.) Этого жука можно встретить в пруду или в большой луже. Он черного цвета с желтой каймой по краям. Личинка жука и сам жук питаются мальками рыб. (Жук-плавунец.) 5. Рассматривание под микроскопом насекомых-вредителей комнатных растений (паутинный клещ, щитовка) |
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Декабрь | Опасные обитатели моря — акулы и другие морские животные
|
Познакомить с животными морей и океанов: акулами, актиниями, кораллами, электрическими скатами и др. (их внешним видом, образом жизни и приспособлениями к условиям жизни) | 1. Рассказ об акулах — извечном ужасе морей и океанов: китовая акула — самая крупная из ныне живущих: длина тела 15—20 м, масса — Ют, она не опасна для человека; корхародон (белая акула) — самая опасная для человека и т.д. 2. Просмотр диафильма «Животные морей и океанов». 3. Беседа после просмотра. Актинии и кораллы относятся к животным или растениям? Почему? (К животным, так как питаются другими живыми организмами.) Как придонные животные приспосабливаются к жизни в темноте и условиям большого давления воды? (Они сплюснуты как камбала, глаза наверху, имеют светящиеся части тела.) |
Январь | И это все животные | 1. Познакомить с клеткой как основой не только растительного, но и животного организма. 2. Познакомить с одно- и многоклеточными микроскопическими животными, живущими в грязной воде |
1. Беседа о клеточном строении животного мира. 2. Рассказ об Антонио Левенгуке — первооткрывателе небольших «зверьков» (аминалькусов) в капле воды, жившем в Голландии в XVII в. (в капле воды плавают до 2 млн 700 тыс. «зверьков»). 3. Рассматривание «пород зверушек» под микроскопом (инфузория-туфелька, вольвокс, эвглена зеленая). 4. Рисование плакатов «Чистая вода» |
Враги и друзья леса | 1. Расширить знания о «врагах» и «друзьях» леса (птицах). 2. Воспитывать бережное, заботливое отношение к живой природе; подвести детей к выводу, что «полезных» и «вредных» живых существ не бывает, все они вместе нужны природе, и уничтожение одних ведет за собой гибель других |
1. Просмотр диафильма «Враги и друзья леса». 2. Вопросы. Кто является друзьями леса? Почему? (Дятел, скворец, грач и др., так как поедают вредных насекомых.) Есть ли враги у леса? Почему? (Насекомые-вредители: короеды, гусеницы, так как поедают листья.) 3. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?» . 4. Коллективное рисование на тему «Оживим лес» |
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Январь | Знатоки птиц | 1.Закрепить знания о группах птиц: перелетные, зимующие, кочующие. 2. Учить различать наиболее распространенных птиц нашего края |
1. Беседа о группах птиц. Каких птиц называют перелетными? Зимующими? Кочующими? (Перелетные — улетающие на зиму в теплые края; зимующие — живущие с нами целый год; кочующие — прилетающие с севера.) 2. Классификация иллюстраций птиц на перелетных, зимующих, кочующих. 3. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?» Дети из предложенных иллюстраций птиц отбирают только зимующих и кочующих. 4. Работа с атласом-определителем с целью знакомства с малоизвестными птицами
|
Изготовление кормушек из бросового материала | 1. Воспитывать сострадание, любовь и заботу о пернатых. 2. Учить делать примитивные кормушки из бросового материала |
1. Беседа о материалах для изготовления кормушек, необходимости этого занятия. Почему необходимо подкармливать птиц зимой? (Они сами не могут добыть пищу из-под снега.) Чего больше боятся птицы зимой? Почему? (Голода, так как с потреблением пищи увеличивается энергообмен и птичка согревается.) 2. Рассматривание вариантов изготовления кормушек. 3. Работа по изготовлению кормушек из бросового материала (коробок из-под конфет, молока, йогурта, тортов и т.д.). 4. Развешивание кормушек на территории школы
|
|
Выпуск листовок-обращений «Помогите птицам!» | Учить составлять текст листовок-обращений, которые смогли бы убедить людей в помощи птицам зимой | 1. Работа по составлению текста листовок. 2. Оформление листовок по рубрикам: «Помогите птицам в трудное время»; «Виды кормушек»; «Что едят птицы зимой». 3. Развешивание листовок-обращений в школе, на остановках
|
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Февраль | «А знаете ли вы?» | 1. Расширить знания об особенностях образа жизни некоторых птиц нашего края и мира. 2. Учить подбирать наиболее интересный материал из различной литературы, готовить сообщения |
Заранее подготовленные ответы детей на вопрос: «А знаете ли вы?». • А знаете ли вы, зачем альбатросу детские игрушки? Ответ: у темноспинного альбатроса, который гнездится на Гавайских островах, единственный птенец 4 месяца сидит в пуху и еще 5 месяцев ему нужно, чтобы стать окончательно взрослым. Очень долго единственное чадо не покидает гнезда. Вот и приходится родителям развлекать его, собирать вокруг «детские игрушки» — разноцветные зажигалки, зубные щетки, обломки расчесок, пузырьки, настоящие детские игрушки — и все это раскладывать у гнезда. Благо море рядом и приносит их сколько угодно. Материал к занятию взят из книги В. Алексеева «300 вопросов и ответов о животных»
|
Происхождение комнатных растений | 1. Расширить знания о комнатных растениях. 2. Учить оформлять карту «Центры происхождения комнатных растений» |
1. Рассказ учителя о происхождении комнатных растений. 2. Работа с дополнительной литературой по определению центров происхождения комнатных растений (бальзамин, аспарагус — Африка, папоротник — Южная Америка и т.д.). 3. Оформление карты «Центры происхождения комнатных растений»
|
|
Разнообразие комнатных растений |
1. Закрепить знание названий некоторых комнатных растений, умение определять их по внешнему виду. 2. Учить пользоваться атласом-определителем по определению комнатных растений. 3. Учить составлять паспорт растений |
1. Беседа о разнообразии комнатных растений. • Почему монстера получила такое название? (От слова «монстр» — чудовище.) • Назовите научные названия растений: «Ванька мокрый», «щучий хвост», «крапивка». (Бальзамин, сансивьера, колеус.) 2. Определение незнакомых комнатных растений по атласу-определителю. 3. Составление этикеток и паспортов комнатных растений (на одной стороне — рисунок, на другой — название и происхождение)
|
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Март | Практическая работа по уходу за комнатными растениями | 1. Учить ухаживать за комнатными растениями: рыхлить, опрыскивать, поливать, протирать крупные листья. 2. Рассказать о роли и видах подкормки для комнатных растений
|
1. Практическая работа по уходу за комнатными растениями. 2. Рассказ о роли и видах подкормки (подкормка органическими и минеральными удобрениями). 3. Подкормка разведенным пометом попугаев |
Пересадка и перевалка комнатных растений | Познакомить со способами ухода за комнатными растениями: пересадкой и перевалкой | 1. Объяснение различий пересадки и перевалки (при перевалке растение аккуратно вынимают из горшка и помещают в другой горшок, который больше предыдущего на 2—3 см, а при пересадке старую почву заменяют частично или полностью). 2. Определение необходимости пересадки и перевалки комнатных растений (по внешнему виду растения): растение сильно замедляет рост, становится слабым, корни не убираются в горшок, выходят из отверстия на дне горшка
|
|
Готовимся к новому урожаю | 1. Показать прием пикировки томатов и перца. 2. Учить сажать семена цветов на рассаду. 3. Закрепить навыки по уходу за посадками
|
1. Практическая работа по пикировке томатов и перца. 2. Посадка семян цветов в землю. 3. Демонстрация правильного полива посаженных растений |
|
Образование Земли и планет Солнечной системы | Познакомить с космическим пространством, гипотезой возникновения Солнечной системы | 1. Беседа о Солнце — звезде, излучающей свет и тепло. • Что дает Солнце нашей Земле? (Свет и тепло.) 2. Демонстрация слайдов изображения Солнца. 3. Рассказ об истории возникновения Земли. (Сначала Земля была огненным шаром, но в результате взрыва от Солнца откололись огромные куски, которые и стали планетами.) 4. Записывание названий планет в порядке их удаленности от Солнца. 5. Игра «Образование Солнечной системы» Учитель — Солнце, дети — его частички. По сигналу «Взрыв!» все частички отдаляются от Солнца и начинают вращаться вокруг него, изображая планеты, которые выстраиваются в порядке удаленности их от Солнца
|
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Апрель | Зарождение жизни на планете Земля | 1. Сообщить примитивные сведения о развитии планеты Земля. 2. Познакомить с зарождением жизни в океане (первые животные организмы: одно-и многоклеточные) |
1. Объяснение этапов развития Земли: — Земля — раскаленный огненный шар; — остывание Земли; — этап ливневых дождей и гроз; — образование первичного океана, покрывающего всю сушу. 2. Демонстрация опыта конденсации водяного пара (над чашкой с кипятком поместить стекло, на котором образуются капельки воды), доказывающего остывание Земли и образование первичного океана. 3. Стихотворение «Когда-то Земля была огненным шаром...» Когда-то Земля была огненным шаром. И это, конечно же, было кошмаром. Куда ни поедешь, куда ни пойдешь, То в лаву, то в магму, то в дым попадешь. И если бы мы на Земле появились, То все, как один, непременно сварились. И мы потому лишь все вместе спаслись, Что к этому времени не родились. И много веков все так было и было. И вот, постепенно, планета остыла. И стало уютно на нашей планете: Играйте, скачите и прыгайте, дети! «Играйте, скачите» — да нет, к сожаленью, Куда ни поскачешь — везде наводненье, И нет ни лесов, ни пейзажей, ни стран. Куда ни поскачешь — везде океан. И если б тогда мы на Землю попали, То все, как один, непременно пропали. И лишь потому мы все вместе спаслись, Что к этому времени не родились. И вот, наконец, появились пейзажи, Деревья, и птицы, и мамонты даже. Потом бегемоты, слоны, крокодилы, И даже гориллы. И если бы мы на Земле появились, Они непременно бы к нам обратились. Сказали бы нам: «Берегите природу! Особенно зелень! Особенно воду!
|
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Апрель | Зарождение жизни на планете Земля | 1. Сообщить примитивные сведения о развитии планеты Земля. 2. Познакомить с зарождением жизни в океане (первые животные организмы: одно и многоклеточные) |
Э. Успенский 4. Рассказ об образовании белковых комочков — самых простых живых существ. 5. Демонстрация чашки с водой и каплей масла, которое разбивается на множество мелких капелек (подобно белковым комочкам в первичном океане). 6. Рассказ об образовании водорослей из белковых комочков, их роли в происхождении кислорода в океане
|
Развитие жизни на Земле | 1. Сообщить первоначальные сведения о развитии жизни на Земле. 2. Дать представление об эпохе динозавров |
1. Составление древа жизни на Земле: из условных знаков-символов групп древних животных (простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, древние рыбы — двоякодышащие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) составить цепочку последовательности появления животных. 2. Беседа об этапе динозавров и причинах их вымирания. 3. Рассматривание иллюстраций, слайдов разнообразных видов динозавров
|
|
Посадка деревьев и кустарников | 1. Учить сажать деревья и кустарники, обрабатывать приствольные круги. 2. Воспитывать любовь, заботу о растениях; помочь осознать важность выполняемого дела для всего живого на Земле |
1. Рассказ о правилах посадки деревьев и кустарников. 2. Работа по высадке саженцев деревьев и кустарников. 3. Обработка приствольных кругов деревьев и кустарников
|
Месяц | Тема занятия | Цели | Содержание |
Май | Экологический рейд «Кто просит о помощи» | 1. Провести рейд по выявлению экологически неблагополучных мест на территории школы. 2. Составить «Жалобную книгу природы» по результатам проведенного рейда |
1. Обход территории школы с целью выявления экологически неблагополучных мест. 2. Составление «Жалобной книги природы» по «рассказам» животных и растений, «подслушанным» на территории школы: «Ой-ой — плакала березка, — истекаю, сок мой из меня уходит. Кто будет мои сережки, веточки да листочки поить? Всегда я со всеми своим целебным соком делилась. Но вчера люди такую зарубку на моем стволе сделали, что весь сок из меня уходит. Люди пили сок да веселились, а мне теперь плакать да засыхать» и т.д.
|
Устный журнал «Природа и человек» | 1. Познакомить с некоторыми глобальными экологическими проблемами человечества. 2. Подвести к пониманию того, что экологический кризис планеты складывается из множества неблагополучных мест Земли. 3. Воспитывать доброту, заботу о мире природы, готовность в любой момент прийти на помощь
|
Рубрики журнала: 1) засорение и уничтожение лесов; 2) сокращение числа видов растений и животных; 3) загрязнение вод Мирового океана; 4) нашествие отходов цивилизации; 5) экологически неблагополучные места нашей школы; 6) что мы можем сделать? |
|
Экологическая акция: «Моя школа — цветущий сад» | 1. Воспитывать желание видеть нашу планету утопающей в зелени деревьев, кустов, трав и цветов. 2. Учить трудиться и радоваться результатам своего труда
|
1. Уборка территории школы от мусора. 2. Оформление клумб, грядок на огороде. 3. Высадка рассады в грунт |
Метки: Биология