Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Программа элективного курса "Экологические основы природопользования", 10-11 кл.

Программа элективного курса "Экологические основы природопользования", 10-11 кл.

Программа элективного курса "Экологические основы природопользования", 10-11 кл.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экологические основы природопользования» предназначена для учащихся 11-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю в течение всего учебного года.

Цели курса:

Социально – психологические: оказание помощи в принятии решения о направленности дальнейшего образования.

Академические: формирование у учащихся знаний и умений, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.

Задачи курса:

– Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;

– Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;

– Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;

– Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы

– Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения

Общие принципы отбора материала программы:

– актуальность, научность;

– доступность для учащихся;

– целостность, объективность, вариативность;

– систематичность содержания;

– практическая направленность

Основные методы и приемы изучения курса:

– словесные методы: беседа, лекция;

– практические работы и решение задач;

– творческие задачи;

Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

– основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры;

– понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;

– особенности человека нового типа, его отношение к природе;

– влияние загрязнений природной среды на организм человека

Уметь:

– получать информацию из различных источников;

– работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;

– представление результатов работы в различных видах.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учителя).

В качестве критериев оценки эффективности данного курса можно рассматривать:

– положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;

– развитость коммуникативных умений;

– сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;

– умение работать в группа и индивидуально;

– наличие культуры проведения презентаций и защиты проектов;

– навыки самооценки, умение работать над ошибками.

Содержание курса

(32 часа; 1 час в неделю)

Введение (1час)

Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании».

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы (3 часа)

Тема 1.1. Человек и окружающая среда (2 часа)

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование (1 час)

Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы.

Практическая работа: Составление карты «Природные ресурсы Владимирской области».

Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды (2 часа)

Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико – химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.

Практическая работа: Составление классификации загрязнений в своем районе.

Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (4 часа)

Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое).

Тема 2.3. Экологический мониторинг (3 часа)

Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Владимирской области. Биоиндикация.

Практическая работа:

1. Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей средой.

2. Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.

Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды

Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы (3 часа)

Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха во Владимире и Владимирской области. Меры по охране атмосферного воздуха.

Проектная работа: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.

Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов (3часа)

Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов во Владимирской области. Меры по охране водных ресурсов.

Проектная работа: Современное состояние и охрана водных ресурсов

Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (4 часа)

Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов во Владимирской области. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проектная работа: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов

Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (4 часа)

Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Владимирской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Краснокнижные виды животных Владимирской области. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Владимирской области.

Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (2 часа)

Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.

Темы для рефератов и сообщений:

1. Экологические движения в России.

2. «Кто такие зеленые?»

3. Международные организации в области защиты природы

4. Экология и здоровье человека.

5. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

6. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу

7. Экология человека и социальные проблемы.

8. Экологическая культура человека.

9. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

10. Город - новая среда обитания человека и животных.

11. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа)

Решение экологических задач. Защита проектов.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Практические занятия

Введение

1

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

Тема 1.1. Человек и окружающая среда

2

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

1

1

Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды

2

1

Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека

4

Тема 2.3. Экологический мониторинг

3

2

Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды

Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы

3

Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов

3

Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов

4

Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира

4

1

Раздел 4. Правовые вопросы природопользования

2

Обобщение и систематизация знаний по курсу

3

Итого:

32

Литература

  1. Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.
  2. Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.
  3. Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 336 с.
  4. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.
  5. Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 240с.
  6. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.
  7. Мамонтов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 классы. –М «Школа – Пресс», 1996
  8. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.:1998
  9. Новиков Ю.В. Охрана природы. – М.: 1989.
  10. Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. проф. школ /Н. Ф. Винокурова и др. – М.: Просвещение, 1995. – 255с.
  11. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.
  12. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.
  13. Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с.
  14. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: изд. центр" Академия", 2004. – 480 с.
  15. Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  16. Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /Е.А. Крискунов и др. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с

Приложение.

Приложение №1

Практические работы

№ п/п

Тема

Содержание

1

1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Составить карту: «Природные ресурсы Владимирской области».

2

2.1.Загрязнение окружающей среды

Составить классификацию загрязнений в своем районе.

3

2.3. Экологический мониторинг

– Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей среды;

– Выявление степени загрязненности обследуемой территорию по видовому и количественному состоянию лишайников.

4

3.1. Современное состояние и охрана атмосферы

Состояние и охрана воздуха во Владимире и Владимирской области

5

3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов

Современное состояние и охрана водных ресурсов Владимирской области

6

3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов

Современное состояние и охрана почвенных ресурсов Владимирской области

7

3.4.Охрана растительного и животного мира

Составить картосхему заповедников, заказников и национальных парков России

Метки: Биология