Программа элективного курса "Экологические основы природопользования", 10-11 кл.
Программа элективного курса "Экологические основы природопользования", 10-11 кл.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Экологические основы природопользования» предназначена для учащихся 11-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю в течение всего учебного года.
Цели курса:
– Социально – психологические: оказание помощи в принятии решения о направленности дальнейшего образования.
– Академические: формирование у учащихся знаний и умений, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.
Задачи курса:
– Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
– Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
– Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;
– Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы
– Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения
Общие принципы отбора материала программы:
– актуальность, научность;
– доступность для учащихся;
– целостность, объективность, вариативность;
– систематичность содержания;
– практическая направленность
Основные методы и приемы изучения курса:
– словесные методы: беседа, лекция;
– практические работы и решение задач;
– творческие задачи;
Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
– основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры;
– понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;
– особенности человека нового типа, его отношение к природе;
– влияние загрязнений природной среды на организм человека
Уметь:
– получать информацию из различных источников;
– работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
– представление результатов работы в различных видах.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учителя).
В качестве критериев оценки эффективности данного курса можно рассматривать:
– положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
– развитость коммуникативных умений;
– сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
– умение работать в группа и индивидуально;
– наличие культуры проведения презентаций и защиты проектов;
– навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Содержание курса
(32 часа; 1 час в неделю)
Введение (1час)
Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании».
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы (3 часа)
Тема 1.1. Человек и окружающая среда (2 часа)
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование (1 час)
Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы.
Практическая работа: Составление карты «Природные ресурсы Владимирской области».
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды (2 часа)
Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико – химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.
Практическая работа: Составление классификации загрязнений в своем районе.
Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека (4 часа)
Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое).
Тема 2.3. Экологический мониторинг (3 часа)
Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Владимирской области. Биоиндикация.
Практическая работа:
1. Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей средой.
2. Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды
Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы (3 часа)
Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха во Владимире и Владимирской области. Меры по охране атмосферного воздуха.
Проектная работа: Современное состояние и охрана атмосферного воздуха.
Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов (3часа)
Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов во Владимирской области. Меры по охране водных ресурсов.
Проектная работа: Современное состояние и охрана водных ресурсов
Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (4 часа)
Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов во Владимирской области. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проектная работа: Современное состояние и охрана почвенных ресурсов
Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (4 часа)
Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы Владимирской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Краснокнижные виды животных Владимирской области. Особо охраняемые природные территории.
Практическая работа: Составление карты – схемы заповедников, заказников и национальных парков России и Владимирской области.
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (2 часа)
Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.
Темы для рефератов и сообщений:
1. Экологические движения в России.
2. «Кто такие зеленые?»
3. Международные организации в области защиты природы
4. Экология и здоровье человека.
5. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
6. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу
7. Экология человека и социальные проблемы.
8. Экологическая культура человека.
9. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
10. Город - новая среда обитания человека и животных.
11. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа)
Решение экологических задач. Защита проектов.
Тематический план
Название темы | Количество часов | |
Всего | Практические занятия | |
Введение | 1 | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | ||
Тема 1.1. Человек и окружающая среда | 2 | |
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | 1 | 1 |
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | ||
Тема 2.1. Загрязнение окружающей среды | 2 | 1 |
Тема 2.2. Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека | 4 | |
Тема 2.3. Экологический мониторинг | 3 | 2 |
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды | ||
Тема 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы | 3 | |
Тема 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов | 3 | |
Тема 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов | 4 | |
Тема 3.4. Рациональное использование и охрана растительного и животного мира | 4 | 1 |
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования | 2 | |
Обобщение и систематизация знаний по курсу | 3 | |
Итого: | 32 |
Литература
- Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.
- Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.
- Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 336 с.
- Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.
- Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 240с.
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.
- Мамонтов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 классы. –М «Школа – Пресс», 1996
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.:1998
- Новиков Ю.В. Охрана природы. – М.: 1989.
- Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. проф. школ /Н. Ф. Винокурова и др. – М.: Просвещение, 1995. – 255с.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.
- Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: изд. центр" Академия", 2004. – 480 с.
- Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
- Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /Е.А. Крискунов и др. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с
Приложение.
Приложение №1
Практические работы
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Составить карту: «Природные ресурсы Владимирской области».
|
2 | 2.1.Загрязнение окружающей среды
|
Составить классификацию загрязнений в своем районе. |
3 | 2.3. Экологический мониторинг
|
– Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей среды; – Выявление степени загрязненности обследуемой территорию по видовому и количественному состоянию лишайников. |
4 | 3.1. Современное состояние и охрана атмосферы | Состояние и охрана воздуха во Владимире и Владимирской области |
5 | 3.2. Современное состояние и охрана водных ресурсов
|
Современное состояние и охрана водных ресурсов Владимирской области |
6 | 3.3. Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов | Современное состояние и охрана почвенных ресурсов Владимирской области |
7 | 3.4.Охрана растительного и животного мира
|
Составить картосхему заповедников, заказников и национальных парков России |
Метки: Биология