Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа элективного курса «Законы экологии». Ч. 5.

Программа элективного курса «Законы экологии». Ч. 5.

Контролирующий блок

Результаты деятельности обучающихся на занятиях по изучению данной дополнительной образовательной программы не оцениваются привычными школьными отметками, и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения учениками теоретического и практического материала, сформированность специальных и общих учебных умений, обеспечить обучающимся предоставление объективной информации об их продвижении в освоении программы используются нестандартные формы контроля и система оценок.

Для оценки знаний и умений школьников использовались два уровня успешности в обучении:

1 уровень - успешный: если учащийся справился самостоятельно, дал развернутые ответы на все вопросы, привел доводы, примеры, продемонстрировал навыки и умения в соответствии с требованиями.

2 уровеньхороший: учащийся частично справился. Ответил на вопросы, не всегда приводя пример, продемонстрировал частичное соответствие требованиям к сформированности навыков и умений.

Формы и виды определения результативности

Контроль за формированием знаний, умений и навыков по реализации программы осуществляется:

- на каждом занятии (текущий – беседы, психолого-педагогическое наблюдение, выполнение заданий);

- по завершению основных разделов программы (тематический - в виде тестовых заданий, защита проекта);

- на последнем занятии (итоговое тестирование).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Формой подведения итогов реализации программы является защита проекта. Темы проектов соответствуют содержанию разделов и тем курса. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы проекта и согласование с преподавателем в начале изучения курса.

Для учащихся предложены темы проектной деятельности:

ØГород как специфическая экосистема.

ØРазработка проекта экодома.

ØЭнерго- и водосберегающие мероприятия в системах водоснабжения.

ØТеплозащита зданий и сооружений – шаг в энергосбережении.

ØПрименение физических и химических явлений для снижения выбросов в окружающую среду.

ØОтходы как сырье в строительстве. Экологическая безопасность техногенного сырья.

ØЭнергосберегающие технологии в Европе. Оценка зарубежного опыта.

ØФизико-химические способы очистки воды. Поиск и применение ранее не использовавшихся физических и химических явлений для очистки воды.

ØНегативные последствия нефтегазовой промышленности на биосферу (на построение причинно-следственных цепочек).

ØПрогноз развития энергопотребления (в России, в Европе, в мире). Какие ресурсы будут использоваться для выработки электроэнергии через 20, 30, 50 лет?

ØАнтропогенные факторы здоровья. Влияние различных видов техники (по выбору) на здоровье.

ØЭкологически чистая посуда.

ØВлияние утаптывания на морфологические показатели растений.

ØВиды тайги в ХМАО-Югры и их экологическая характеристика.

ØЛес и водный баланс местности.

ØПроблема загрязнения окрестных лесов бытовым мусором.

ØЭкологический паспорт школы.

С целью получения объективной информации усвоения знаний программы, разработаны контрольно-измерительные материалы в форме теста, включающих в большей степени закрытые задания с выбором одного или, реже нескольких верных ответов. Данная форма обеспечивает контроль знаний с одной стороны, сохранение времени занятия на практическую часть с другой, поэтому является эффективной.

Контрольно измерительные материалы

Тема. Законы природопользователя

Тест №1

Задание. Внимательно прочитай вопросы и выбери один или несколько правильных ответов.

1. Область знаний и практическая деятельность человека по рациональному использованию природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется …а) природопользованием; б) социологией; в) естествознанием; г) культурологией. 2. Охрана окружающей среды (природы) – система межгосударственных, государственных и общественных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения природной среды при материальном производстве и удовлетворении физиологических и культурных потребностей людей, которая предполагает охрану всех геосфер Земли: воды, недр, почв и …а) пелагиали; б) бентали; в) мантии; г) воздуха. 3. Основные цели и задачи природопользования в Советском Союзе сформулированы в 1969 году …а) Н. Н. Моисеевым; б) Ю. Н. Куражковским; в) Н.Ф. Реймерсом; г) С. С. Шварцем. 4. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат такие аспекты, как экономический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный и …а) научный; б) апокалипсический; в) схоластический; г) амбициозный. 5. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования – это называется правилом …а) приоритета охраны природы над ее использованием; б) повышения степени использования; в) региональности; г) прогнозирования. 6. Увеличение или уменьшение использование одного ресурса увеличивает или уменьшает возможность использования другого ресурса – это …сочетание интересов хозяйствующих субъектов.а) нейтральное; б) альтернативное; в) конкурентное; г) взаимовыгодное. 7. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются …а) природными ресурсами; б) природными условиями; в) природной средой; г) предметами потребления. 8. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых?а) исчерпаемые невозобновляемые; б) исчерпаемые возобновляемые; в) неисчерпаемые. 9. Что нужно предпринять для сохранения овражно-балочных лесолуговых экосистем?а) прекратить любую деятельность человека; б) прекратить выпас скота; в) разрешить только сенокошение, сбор ягод, орехов и традиционную охоту зимой; г) сохранить все виды традиционного природопользования, но строго их лимитировать. 10. Что можно рекомендовать для предотвращения цветения воды в прудах и озерах?а) провести облесение берегов водоемов; б) лимитировать применение удобрений на полях; в) сохранить все традиционные виды пользования на берегах водоемов; г) запретить выпас скота около них. Ответы: 1а, 2г, 3б, 4а, 5г, 6в, 7а, 8а, 9г, 10а,б,г;

Метки: Биология