Элективный курс "Организм человека: особенности физиологии,скрытые возможности, великие открытия".
Элективный курс "Организм человека: особенности физиологии,скрытые возможности, великие открытия".
Пояснительная записка:
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя 15 практических и 2 лабораторные работы.
Главными целями и задачами данного элективного курса являются повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма, предупреждение различных заболеваний человека, расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, а также формирование знаний о достижениях современной медицины. Кроме этого данный курс способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует навыки проведения биологического эксперимента, способствует формированию навыков работы в группе, участию в дискуссиях.
В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.
Программа данного курса основывается на базовых знаниях учащихся, полученных ими в курсе изучения анатомии человека в 8-м классе, но выходит за рамки изученного материала. Это способствует расширению кругозора учащихся, а также способствует созданию ориентационной основы для выбора медицинского профиля обучения.
При проведении уроков данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.
Содержание курса (34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Анализаторы (5 часов).
Строение зрительного анализатора. Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение. Оптические иллюзии. Заболевания органа зрения, восстановление зрения.
Вкусовые и обонятельные анализаторы. Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Дегустаторы.
Слуховой анализатор. Как звуки становятся слышимыми.
Осязание. Загадки болевых ощущений.
Практические работы:
1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз.
2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ.
3. Измерение остроты слуха.
4. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела.
Раздел 2. Высшая нервная деятельность(5 часов).
Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Строение и деятельность головного мозга. Классификация темперамента. Влияние темперамента на характер и поведение человека.
Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции. Особенности психики. Психиатрия.
Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Гигиена сна.
Практические работы:
1. Изучение безусловных рефлексов человека.
2. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.
3. Определение объема памяти и внимания.
Раздел 3. Опорно-двигательная система (2часа).
Мышцы. Скелет. Координация и контроль. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Меры оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Практические работы:
1. Первая помощь при повреждениях скелета.
Раздел 4. Система органов кровообращения (3 часа).
Кровь, ее состав и значение. Анализ крови. Свертываемость крови. Группы крови. Донорство. Кровяное давление. Пульс.
Лимфатическая система. Иммунная система.
Строение и работа сердца. Патологии и аномалии сердца. Исследования сердца. Кардиограмма.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при остановке кровотечения.
Практические работы:
1. Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы.
2. Первая помощь при остановке кровотечений.
Раздел 5. Эндокринная система (1 час).
Гормоны. Железы внутренней секреции. Карлики и великаны, бородатые женщины и другие проявления нарушения действия гормонов.
Раздел 6. Дыхательная система (2 часа).
Органы дыхания. Круговорот кислорода в организме. Жизненная емкость легких. Диафрагмальное дыхание. Холотропное дыхание.
Заболевания органов дыхания. Вред табакокурения и наркомании.
Раздел 7. Пищеварительная система (4 часа).
Пищеварительный тракт. Пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. На приеме у врача-стоматолога. Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Их значение, особенности строения, заболевания. Тонкий кишечник. Толстый кишечник.
Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение. Анорексия. Лечебное голодание: мифы и реальность. Советы врача-диетолога.
Практические и лабораторные работы:
1. Изучение микрофлоры ротовой полости (лаб. работа).
2. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле.
3. Составление меню дневного рациона.
Раздел 8. Выделительная система (1 час).
Почки. Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка. Диализ. Пересадка почки.
Раздел 9. Кожа (3 часа).
Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти. Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.
Косметические средства и их рациональное использование.
Практические работы:
1. Определение типа кожи на разных участках лица.
2. Приемы наложения повязок на условно пораженное место.
Раздел 10. Размножение и развитие (3часа).
Строение мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Развитие эмбриона. Плод. Близнецы. Роды. Методы контрацепции. «Дети из пробирки».
Лабораторная работа:
1. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека.
Раздел 11. Достижения медицины (5 часов).
Вакцинация. Антисептики. Анестезия. Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. Пластическая хирургия. Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия. Скрининг.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
– сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
– особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
– достижения в области изучения человека, новейшие медицинские исследования, новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека.
уметь
– объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
– изучать человека как биологический объект: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
– распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
– сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
– анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье;
– проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с использованием информационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
– рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
– проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Список рекомендуемой литературы
- Древо познания. Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – научно-познавательная коллекция «Маршал Кавендиш» М., 2003г.
- Л.Бурмистрова, В.Мороз Всемирная детская энциклопедия. Рекорды человека. – М: «Эксмо», 2003г.
- Тайны человеческого тела. Энциклопедия курьезов и необычных фактов. – М: «Терра», 1998г.
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» - М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. –М: «Просвещение», 1989 г.
6. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М., «Просвещение», 1989 г.
7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии - М:«Просвещение», 1999 г.
8. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе – М:«Просвещение», 1990 г.
9. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., «Просвещение», 1983 г.
10. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах - М., «Просвещение», 1996 г.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание
|
Коли- чество часов |
Даты проведения
|
Оборудование урока |
Раздел 1. Анализаторы
|
5 часов |
|||
1. | Строение зрительного анализатора. Практическая работа № 1 «Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», фломастеры, картон |
||
2. | Заболевания органа зрения, восстановление зрения. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
3. | Вкусовые и обонятельные анализаторы. Практическая работа № 2 «Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ». | Ваниль, горчица, сахар, соль, лимон, яблоко, мед, лабораторная и одноразовая посуда | ||
4. | Слуховой анализатор. Практическая работа №3 «Измерение остроты слуха». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
5. | Осязание. Загадки болевых ощущений. Практическая работа № 4 «Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», карандаш |
||
Раздел 2. Высшая нервная деятельность
|
5 часов |
|||
6. | Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Практическая работа № 5 «Изучение безусловных рефлексов человека». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», карандаш |
||
7. | Классификация темперамента. Практическая работа № 6 «Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка». | Инструктивные карты к методике Г.Айзенка | ||
8. | Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Практическая работа № 7 «Определение объема памяти и внимания». | Набор тестов для определения объема памяти и внимания | ||
9. | Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции. Особенности психики. Психиатрия. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
10. | Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Гигиена сна. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
Раздел 3. Опорно-двигательная система |
2часа |
|||
11. | Мышцы. Скелет. Координация и контроль. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
12. | Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Практическая работа № 8 «Первая помощь при повреждениях скелета». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», шины,бинты |
||
Раздел 4. Система органов кровообращения
|
3 часа |
|||
13. | Кровь, ее состав и значение. Анализ крови. Свертываемость крови. Группы крови. Донорство. Практическая работа № 9 «Первая помощь при остановке кровотечений». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», бинты, жгуты |
||
14. | Лимфатическая система. Иммунная система. Строение и работа сердца. Практическая работа № 10 «Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы». |
ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», танометр, секундомер, готовые электрокардиограммы |
||
15. | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при остановке кровотечения. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
Раздел 5. Эндокринная система |
1 час
|
|||
16. | Гормоны. Железы внутренней секреции. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
Раздел 6. Дыхательная система |
2 часа
|
|||
17. | Органы дыхания. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
18. | Заболевания органов дыхания. Вред табакокурения и наркомании. | ТСО, презентация | ||
Раздел 7. Пищеварительная система |
4 часа
|
|||
19. | Пищеварительный тракт. Пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №1«Изучение микрофлоры ротовой полости». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», микроскоп, лабораторный набор инструментов |
||
20. | Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Их значение, особенности строения, заболевания. Тонкий кишечник. Толстый кишечник. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
21. | Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение. Анорексия. Практическая работа №11 «Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», инструктивные карты |
||
22. | Лечебное голодание: мифы и реальность. Советы врача-диетолога. Практическая работа № 12 «Составление меню дневного рациона». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», таблица калорийности продуктов |
||
Раздел 8. Выделительная система |
1 час |
|||
23. | Почки. Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка. Диализ. Пересадка почки. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
Раздел 9. Кожа |
3 часа
|
|||
24. | Структура кожи, ее функции. Практическая работа № 13 «Определение типа кожи на разных участках лица». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», салфетки, зеркало |
||
25. | Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Практическая работа № 14 «Приемы наложения повязок на условно пораженное место».
|
ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», бинты, салфетки |
||
26. | Косметические средства и их рациональное использование. | ТСО, презентация | ||
Раздел 10. Размножение и развитие |
3часа |
|||
27. | Строение мужской и женской половых систем. лабораторная работа № 2 «Строение яйцеклетки и сперматозоида». | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», микроскоп. микропрепараты |
||
28. | Оплодотворение. Развитие эмбриона. Плод. Близнецы. | ТСО, лабораторный практикум, диск «Мое тело», |
||
29. | Роды. Методы контрацепции. «Дети из пробирки». | ТСО, презентация | ||
Раздел 11. Достижения медицины |
5 часов
|
|||
30. | Вакцинация. Антисептики. Анестезия. | ТСО, презентация | ||
31. | Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. | ТСО, презентация | ||
32. | Пластическая хирургия. | ТСО, презентация | ||
33. | Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия. Скрининг. | ТСО, презентация | ||
34. | Обобщение по курсу «Организм человека: особенности физиологии, скрытые возможности, великие открытия». |
Итого: 34 урока, лабораторных работ – 2, практических работ – 14.
Примечание: ТСО включает в себя компьютер, проектор, экран, акустические колонки, приобретенные в рамках Национального проекта «Образование»
Метки: Биология