Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов. Ч. 1.
Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов. Ч. 1.
I
. Цель программы:
– Формирование у учащихся интереса к изучению предметов естественного цикла.
– Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, химии, а также определиться в выборе профиля обучения в старших классах.
– Расширение кругозора учащихся за счет изучения материала, выходящего за рамки учебника.
– Реализация деятельностного подхода в обучении .
II. Пояснительная записка
Актуальность:
Программа предоставляет широкие возможности для развития универсальных интеллектуальных умений, мыслительных навыков: умений классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить разноаспектный анализ информации, выявлять противоречия и закономерности, систематизировать информацию, получаемую из разных источников, выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом.
В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.
В классах естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога. Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Отряд «Исследователь» организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
1. Образовательные:
üспособствовать формированию знаний по основным естественным дисциплинам, изучаемым школьниками в процессе обучения главным образом за счет практико-ориентированных методов обучения, а также наблюдения за живыми объектами в природе;
üспособствовать повышению общей культуры владения знаниями по химии и биологии;
üстимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
ü помочь осознать, что человек - это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
ü раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов;
üрасширять знания учащихся о природе родного края;
üспособствовать формированию знаний о строении и функционировании организма человека,;
üрасширить знания о здоровом образе жизни, о необходимости его поддержания и пропагандирования.
2. Развивающие:
üспособствовать развитию творческого мышления;
üспособствовать развитию общекультурной компетентности учащихся;
ü формировать умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
ü развить умения формулировать предположения и делать выводы;
üобеспечить развитие экологического мышления;
üнаучить учащихся правильно оформлять исследовательские работы
üспособствовать формированию коммуникативных компетенций при выполнении групповых исследовательских проектов
3. Воспитательные:
üвоспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
üвоспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
ü воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
üобучить навыкам исследовательской деятельности;
üразвить навыки практической работы;
üразвить творческие способности учащихся;
üразвивать коммуникативные навыки;
üспособствовать становлению личности учащихся;
üспособствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
üоздоровить школьников.
Ожидаемые результаты:
Школьники, занимающиеся в подобных лагерях, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на темы экологии, биологии, химии, географии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Содержание:
Предполагается углубленное изучение материала, основанное на практических занятиях учащихся с элементами беседы, вводных лекций, а также индивидуальный и коллективный поиск материала по заданной теме.
Полевой практикум:
– Изучение энтомофауны школьного двора.
– Изучение травянистой, кустарниковой и древесной флоры микрорайона.
– Гидробиологические исследования близлежащих водоемов (Карасун).
– Изучение экологического состояния микрорайона.
– Наблюдение за орнитофауной города.
– Химические исследования объектов природы (воды, почвы, воздуха).
Лабораторный практикум:
– Работа с микроскопом, рассматривание готовых и приготовление временных микропрепаратов.
– Работа с химическими микролабораториями.
– Изучение рефлексов человека.
– Изучение органов чувств человека.
– Изучение свойств веществ и их химических превращений.
– Изучение химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни.
Проектная деятельность:
– Умение построить отношения в группе
– Создание индивидуальных и коллективных творческих работ.
– Умение оформить выполненный проект.
– Выступление с защитой выполненного проекта
Экскурсии:
– Сафари-парк (разнообразие фауны планеты)
– Просмотр фильма в кинотеатре по плану лагеря
Видеолекторий:
– «Планета Земля»
– «Тело человека»
– «Мишка на Севере»
– «Невидимая жизнь растений»
– «Микрокосмос»
– «Империя чужих: насекомые»
– Мультфильм «Букашки»
Примечание: список предлагаемых для просмотра фильмов может изменяться
Метки: Биология