Программа курса "Школа здоровья"
Программа курса "Школа здоровья"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана для внеклассной работы по биологии с целью организации исследований здоровьесберегающей направленности; создания условий для развития самостоятельной активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе; создания школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению и преумножению; формирования навыков здорового образа жизни, воспитания культуры здоровья.
Программа рассчитана на 68 часов. Курс предусматривает 22 практические работы, которые позволят осуществить мониторинг здоровья школьников, и будут способствовать выработке навыков наблюдения, изучения и охраны своего здоровья.
Благодаря данному курсу учащиеся узнают много полезной интересной информации о строении и функциях организма, методах его изучения и поддержания его работоспособности. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.
В результате изучения курса должны
Знать:
– строение организма человека и методику изучения его жизнедеятельности;
– основы информационной грамотности в области здоровьясбережения.
Уметь:
– объяснять взаимосвязи строения органов и их функций;
– необходимость защиты и сохранения здоровья;
– составлять анкеты и проводить их статистическую обработку;
– проводить самостоятельный поиск и обработку информации из различных источников;
– анализировать и оценивать последствия влияния негативных факторов на организм.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– Соблюдения мер профилактики заболеваний;
– Оказания первой медицинской помощи;
– Создания благоприятной окружающей среды.
– Приобретения коммуникативной компетентности и гражданской грамотности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Тема 1: Введение | 3 |
Тема 2: Работоспособность школьника | 8 |
Тема 3: Питание и здоровье | 12 |
Тема 4: Движение и здоровье | 6 |
Тема 5: Зрение и здоровье | 8 |
Тема 6: Влияние алкоголя и наркотиков на здоровье | 12 |
Тема 7: Патронирование школьников со стороны социума | 10 |
Тема 8: Профилактика инфекционных заболеваний | 9 |
ВСЕГО: | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: Введение (3 ч.)
Цели и задачи курса. Определение здоровья человека как основной ценности. Методы подготовки и организации исследовательской работы. Анкетирование и составление диаграмм. Необходимость мониторинга состояния здоровья школьников и информационно-просветительской деятельности. Организация диагностики и самодиагностики интересов учащихся в области здоровьясбережения.
Основные понятия: Банк информационных материалов, анкета, виды диаграмм, социологическая обработка анкеты, проектная деятельность.
Демонстрация разных видов анкет, круговых, столбцовых и других диаграмм, буклетов, постеров.
Практические работы:
– методы проведения исследований по состоянию здоровья школьников;
– сбор и обработка статистических данных.
Тема 2: Работоспособность школьника (8 ч.)
Значение режима дня и работоспособность школьника. Физиологические основы режима дня. Режим — понятие из взрослой жизни, рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Построение режима дня на основе биологического ритма функционирования организма.
Основные понятия: биологические ритмы, режим дня, работоспособность.
Демонстрация различных вариантов изучения и составления режима дня.
Практические работы:
– методика составления режима дня;
– изучение выполнения режима дня среди учащихся 6 -7 классов;
– составление статистического отчета.
Тема 3. Питание и здоровье (12 ч.)
Питание – основа жизни человека. Основа питания – обмен веществ в организме. Питание и ферментативный характер расщепления. Пищевые продукты и питательные вещества. Продукты потребительской корзины. Пищевые добавки и энергетические напитки. Болезни органов пищеварения и их профилактика.
Основные понятия: обмен веществ, потребительская корзина школьника, меню школьника.
Демонстрация опытов, демонстрирующих ферментативный характер расщепления.
Практические работы:
– ферментативный характер расщепления;
– изучение потребительской корзины школьника среди учащихся 8 классов;
– составление анкеты «Правильное питание»;
– обработка статистических данных;
– составление статистического отчета о состоянии заболевания органов пищеварения среди учащихся 8 классов;
– составление буклета
Тема 4: Движение и здоровье (6 ч.)
Значение физической активности для здоровья человека. Определение понятия «Уровень физиологической активности». Двигательная активность. Тренированность организма.
Основные понятия: УФС, тренированность, объем и сила мышц
Демонстрация сравнительной утомляемости мышц.
Практические работы:
– изучение двигательной активности среди учащихся 9 классов;
– составление анкеты для изучения УФС среди учащихся 9 классов;
– составление постера и буклетов.
Тема 5: Зрение и здоровье (8 ч.)
Строение органов зрения. Значение органов зрения для человека. Заболевания органов зрения. Дефекты и эффекты зрения. Профилактика болезней органов зрения.
Основные понятия: структуры глаза, дефекты зрения, эффекты зрения.
Демонстрация презентации «Зрение и здоровье».
Практические работы:
– строение органов зрения;
– изучение заболеваемости органов зрения среди учащихся 10 классов.
Тема 6: Влияние алкоголя и наркотиков на здоровье (12 ч.)
Физиологическое воздействие алкалоидов на организм. История знакомства человека с алкогольными веществами. Потребление алкоголя и национальная безопасность. Алкогольная смертность в России. Причины повышенной смертности среди трудоспособного населения Камызякского района. Подростковая среда и алкоголь. Пиво – напиток алкогольный или безалкогольный? Алкоголь и семья. Алкоголь и насилие. Излечима ли наркомания? Мифы о неизлечимости алкоголизма и наркомании.
Основные понятия: виды алкалоидов, рождаемость и смертность, «Русский крест», антиалкогольные акции.
Демонстрация презентаций «Русский крест», «Бросить пить!», буклетов, листовок.
Практические работы:
– изучение социологических данных по России «Алкогольная смертность»;
– изучение статистических данных по Камызякскому району «Алкогольная смертность среди трудоспособного населения».
Тема 7: Патронирование школьников со стороны социума (10 ч.)
Стрессоустойчивость школьника. Причины сбоя адаптационных механизмов. Причины зависимости: музыкальной, компьютерной и др. Социум как ближайшее окружение школьника. Неблагополучные семьи. Влияние семьи на адаптационные способности ребенка. Коррекция сбоя адаптационных механизмов.
Основные понятия: стресс, социум, адаптация, зависимость.
Демонстрация презентаций и видеофильмов.
Практические работы:
– изучение причин сбоя адаптационных механизмов;
– изучение причин зависимости: музыкальной, компьютерной и др.;
– составление презентации и постера.
Тема 8: Профилактика инфекционных заболеваний (9 ч.)
Цели и задачи профилактической работы. Инфекционные заболевания и их классификация. Бактериальные и вирусные заболевания. Профилактика гриппа, скарлатины, коревой краснухи, гепатита и др. Профилактика СПИДа.
Основные понятия: вирус, бактерия, фермент, обратная транскриптаза, профилактика.
Демонстрация презентаций, видеофильмов, таблиц, схем строения.
Практические работы:
– составление постера и буклета.
Список литературы
1. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранитьз доровье «Факультет здоровья». М.:Знание,1986.-№5.
2. Громбах СМ. Вопросы медицины в трудах Ломоносова.-М.,1961.
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.-М.:Просвещение, 2003.
4. Лыков В.М. До вызова "Скорой" // Факультет здоровья.-
М.:Знание,1986.-№11.
5. Матье Люсьен. Сбережем землю.-М.:Прогресс,1985.
6. «Человек» Методические рекомендации для учителей биологии,Самара 1996 г.
7. И.Д.Артаков «Иллюзии зрения»: изд. «Наука» ,Москва 1998..
8. Саркисов-Серазини И.М. Путь к здоровью, силе и долгой
жизни.-М., 1999.
9. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Бомбы замедленного действия на нашей планете.-М.:Мысль,1990.
10. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек.-М.:Наука, 2001.
Метки: Биология