Программа элективного курса "Растения-целители" для 9 класса
Программа элективного курса "Растения-целители" для 9 класса
Пояснительная записка.
Данный курс предлагается учащимся 9 класса, ориентированным на профессию медицинского работника, а также для тех, кому небезразлично свое здоровье. Учитывая, что в последние годы в прессе все чаще появляются публикации о способах лечения многих заболеваний путем фитотерапии, гомеопатических способах лечения, возникает потребность знакомить учащихся с лекарственными растениями более подробно, тем более, что и официальная медицина перестала в категоричной форме отрицать возможности натуропатов и травников и признает их практические результаты. На занятиях используются растения, произрастающие на пришкольном участке.
Цель курса – формирование у учащихся представления о разнообразии растений, которые можно использовать как для профилактики, так и для лечения некоторых заболеваний.
Задачи курса:
1. Ознакомление школьников с историей развития химии лекарственных растений.
2. Изучение лекарственных растений родного края, заготовка и оценка доброкачественности растений, использование растений нашего края в лечении заболеваний.
Программа данного курса рассчитана на 17 часов. Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, экскурсий, презентаций.
Содержание программы.
- Введение.
- История развития фитотерапии в России.
- Растительное лекарственное сырье.
Ареалы и ресурсы лекарственных растений. Местные лекарственные растения. Правила сбора лекарственного сырья: сушка, хранение, оценка доброкачественности сырья, методы определения лекарственных веществ в растительном сырье. Экстрагирование, качественные реакции на витамины, дубильные вещества.
- Классификация лекарственных растений.
Деление растений по физическим свойствам на группы: успокаивающие, обезболивающие, отхаркивающие, мочегонные, вяжущие, кровоостанавливающие, слабительные. Отравление лекарственными препаратами.
- Лекарственные растения Дальнего Востока, и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний.
Сердечно – сосудистые заболевания, желудочно-кишечные заболевания, легочные заболевания, заболевания нервной системы, кожные заболевания, косметические препараты и маски из лекарственных трав. Экскурсия в аптеку.
- Гомеопатические методы для лечения.
Гомеопатия: понятие, содержание, методы использования. Принципы гомеопатического лечения.
- Охрана природы. Восстановление лекарственных растений.
По завершении курса учащиеся должны знать:
3. Лекарственные растения своего края.
4. Правила сбора, хранения, сушки растений.
5. Профилактику и лечение некоторых заболеваний при помощи лекарственных растений, произрастающих в Амурской области, на пришкольном участке.
Должны уметь:
- Определять растения по определителям.
- Распознавать лекарственные растения своего края.
- Проводить сбор лекарственных растений на пришкольном участке.
- Пользоваться справочной литературой.
Учебно-тематический план.
№ п./п. | Темы | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Введение | Лекция с элементами беседы 1 ч. | 1 ч. | |
2. | История развития фитотерапии в России | Лекция 1 ч. | 1 ч. | |
3. | Растительное лекарственное сырье | Лекция 1 ч. | Практическая 1 ч. |
2 ч. |
4. | Классификация лекарственных растений | Лекция 1 ч. | Практическая 1 ч. |
2 ч. |
5. | Лекарственные растения Д.В. и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний | Лекция 1 ч., семинар 1 ч., экскурсия в аптеку 1 ч. | Практическая 2 ч. |
5 ч. |
6. | Гомеопатические методы для лечения | Лекция 2 ч. | 2 ч. | |
7. | Охрана природы. Восстановление лекарственных растений | Конференция 1 ч. | 1 ч. | |
8. | Практическая работа: «Составление декоративных композиций из лекарственных растений.» «Пищевые растения, используемые в медицине». |
1 ч. | 1 ч. | |
9. | Экскурсия в природу: сбор лекарственных растений. | 1 ч. | 1 ч. | |
10. | Обобщение материала: сообщения учащихся. | 1 ч. | 1 ч. | |
Всего: | 11 ч. | 6 ч. | 17 ч. |
Практические работы
- Правила сбора, хранения и сушки растений.
- Деление растений по их физическим свойствам на группы.
- Определение растений по определителю.
- Распознавание лекарственных растений своего края, произрастающих на пришкольном участке.
Литература
- Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. – М.: ГУТК, 1986
- Казаринова Н.В. и др. Лекарственные растения Сибири для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. – Новосибирск: Наука, 1991
- Меньшикова И.Б. Лекарственные растения в каждом доме. – М.: Адонис, 1994
- Пастушенков Л.В. Лекарственные растения. Использование в медицине и в быту. – С. Петербург: Лениздат, 1990
- Решетникова А.В. Лечение растениями. – Киев: Феникс, 1993
Метки: Биология