Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Программа курса по выбору «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств".

Программа курса по выбору «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств".

Программа курса по выбору «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств".

Пояснительная записка

Право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено целым рядом правительственных документов. К сожалению, в нашей стране это право остаётся, по существу, нереализованным. Государство не располагает средствами для полноценного содержания больничной сети, развития медицинской науки, строительства достаточного количества новых объектов культурного и спортивного назначения.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояния здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента, обучающегося в школах страны.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребление алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семьях.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Основными средствами для решения этих задач являются: физическая культура, спорт, валеологизация школьного обучения, гигиеническое и медицинское просвещение, пропаганда ЗОЖ.

Отечественной теорией и методикой физического воспитания накоплен такой объём знаний о целенаправленном здоровьесбережении и физическом совершенствовании человека, что можно с полной уверенностью говорить о нашей обречённости на успех в случае использования хотя бы некоторой части того, что мы знаем о путях формирования физически здорового, нравственно устойчивого, высокоорганизованного молодого человека средствами физической и спортивной культуры.

Как известно, основным средством физической культуры является физическое упражнение (двигательное действие), освоение которого связано, в первую очередь, с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять это физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью и подвижностью в суставах. Все эти выше перечисленные качества и составляют основу термина – «физические качества человека».

Предложенная программа курса по выбору разработана для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и призвана решать следующие задачи:

1. Развить у учащихся осознанное отношение к вопросам сохранения собственного здоровья;

2. Дать учащимся основы валеологического образования;

3. Пропагандировать среди учащихся ценности общественной, личной гигиены и здорового образа жизни;

4. Обучить учащихся основам методики развития физических качеств;

5. Обучить учащихся основным методам самоконтроля при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом;

6. Подготовить учащихся к обучению в классах с медицинским профилем на старшей ступени общего образования.

Данный курс по выбору является межпредметным, практико-ориентированным. Его программа рассчитана на 34 часа.

Физкультурное, валеологическое и гигиеническое образование обучающихся по программе данного курса построено в форме теоретических занятий, а физическая подготовка и основы методики развития двигательных качеств – в форме практических занятий. Причем, как теоретические, так и практические занятия проводятся в рамках академического расписания школы.

Выбор методов ведения занятий данного курса зависит как от задач, поставленных преподавателем перед учащимися, так и от вида урока (теоретический, практический). Фронтальный метод наиболее применим в теоретическом разделе курса, а так же при проведении подготовительной и заключительной частей практических занятий (общеразвивающие упражнения, аэробика, стретчинг, восстанавливающие упражнения и пр.) Поточный метод чаще применяется при круговой тренировке, посменный – при страховании партнера, когда страхующий меняется местами с выполнявшим упражнение. Индивидуальный метод необходим для учёта специфических особенностей (физических, интеллектуальных, психологических) того или иного учащегося. Чаще же всего, в силу неоднородности большинства занятий, лучше использовать смешанный метод.

Отчетность по итогам проведения курса проводится в форме текущего контроля. Он организуется в виде подготовки учащимися сообщений, презентаций и сдачи тестов по теоретическим разделам курса, а так же в форме практических зачётов по основам медицинских знаний и общей физической подготовке.

Важный аспект в работе по программе данного курса – подготовка и проведение экскурсий в МАУ «Дворец спорта» на тренировочные занятия по видам спорта и в городской физкультурный диспансер.

Учебно – тематический план курса по выбору

п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

Виды

деятельности

учащихся

теория

практика

I

Теория и методика физического воспитания

15

6

9

Актуализация терминов и понятий ТиМФВ, как научной дисциплины. Подготовка докладов и сообщений. Работа с иллюстрированным материалом. Практические занятия в спортивном зале.

II

Основы гигиены и

Спортивной медицины

8

4

4

Работа с иллюстрированным материалом.

ПК презентация.

Подготовка рефератов.

Отработка практических навыков простейших видов самоконтроля во время занятий ФК и С.

Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему.

III

Здоровый образ жизни

5

5

Подготовка докладов и сообщений на тему «ЗОЖ». Составление простейших комплексов утренней гимнастики. Актуализация терминов: режим сна,

питания, двигательный режим.

IV

Экскурсии

3

1,5

1,5

Экскурсии учащихся в МАУ «Дворец спорта»

на тренировочные занятия по видам спорта и в городской физкультурный диспансер (знакомство с работой кабинета функциональной диагностики)

V

Контроль

3

1,5

1,5

Теория:

1)сдача тестов по ТиМФВ; (см. приложение 2)

2)подготовка сообще-

ний и презентаций по

темам: «Гигиена»,

«Спортивная медици-

на», «ЗОЖ». (см приложение 4)

Практика:

1)зачёт по оказанию

первой доврачебной

помощи пострадав-

шему;

2)сдача практических

тестов по ОФП.(см. приложение 3)

Содержание изучаемого курса

I. Теория и методика физического воспитания – 15ч.

п/п

Темы

Краткое содержание

теоретических тем

Краткое содержание

практических тем

1.

ТиМФВ как научная и учебная дисциплина – 1час.

1час. Основное содержание и структура учебного предмета. Ведущие термины и понятия.

2.

Средства физического воспитания – 2 часа.

1 час. Физические упражнения (виды ФУ, техника ФУ).

1 час. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

3.

Принципы обучения двигательным действиям (навыкам) – 1 час

1 час. Принципы:

  • Сознательности и активности;
  • Наглядности;
  • Систематичности;
  • Постепенности;
  • Последовательности;
  • Индивидуализации.

4.

Двигательные (физические) качества – 8 часов.

1 час. Общая характеристика двигательных (физических) качеств человека

1 час. Сила и методика её развития.

1 час. Быстрота и методика её развития.

1 час. Выносливость и методика её развития.

1 час. Ловкость и методика её развития.

1 час. Гибкость и методика её развития.

1 час. Скоростно-силовые качества и методика их развития.

1 час. Координация и методика её развития.

5.

Формы организации занятий – 3 часа

1 час. Урочные и неурочные формы занятий. Содержание урока ФК. Структура урока ФК. Классификация уроков ФК.

Некоторые виды уроков ФК:

1 час. Урок ОФП;

1 час. Урок ЛФК.

(см. приложение 1)

II . Основы гигиены и спортивной медицины – 8 ч.

п/п

Темы

Краткое содержание

теоретических тем

Краткое содержание

практических тем

1.

Учёт гигиенических факторов во время занятий ФК и С

2 часа.

1 час. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Гигиенические требования к местам занятий ФК и С. Подбор инвентаря для занятий ФК и С.

1 час. Правила выполнения утренней гигиенической гимнастики.

Составить примерные комплексы:

  • Без предмета;
  • С гимнастической палкой;
  • С мячом;
  • С обручем;
  • Со скакалкой.
2.

Самоконтроль во время занятий ФК и С – 3 часа.

1час. Утомление. Субъективные и объективные признаки утомления. Перетренированность и её характерные признаки.

1 час. Простейшие приёмы самоконтроля (замеры ЧСС, ортостатическая проба, антропометрические измерения).

Дневник самоконтроля.

1час. Самоконтроль за функциональным состоянием организма по изменениям ЧСС во время урока ОФП.

3.

Основы спортивной медицины

3 часа.

1 час. Основные причины травматизма при занятиях ФК и С. Правила оказания первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями (кровотечения, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясения мозга и т.д.).

1 час. Врачебный контроль за занимающимися ФК и С.

Корригирующая гимнастика, ЛФК, спортивный массаж.

1час. Урок корригирующей гимнастики

III. Здоровый образ жизни – 5 ч.

п/п

Темы

Краткое содержание

теоретических тем

1.

Вредные привычки – 1час.

1 час. Курение, алкоголизм, наркомания. Их влияние на основные системы организма человека (ЦНС, кровеносную, дыхательную, пищеварительною, моче-половую, опорно-двигательный аппарат).

Роль ФК и С в борьбе с вредными привычками.

2.

Организация и проведение индивидуальных закаливающих процедур 1 час.

1 час. Закаливание с помощью солнца, воздуха и воды. Механизм закаливания. Основные принципы закаливания.

3.

Режим дня школьника – 1 час.

1 час. Режим сна, суточный и недельный режим. Изменение работоспособности человека в течение дня. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника.

4.

Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека – 2 часа.

2 часа. Влияние занятий ФК и С на основные системы организма человека.

ПК презентация.

Поддержание репродуктивной функции человека средствами ФК. Физические упражнения, как средства реабилитации после перенесённых заболеваний и травм. Современные нетрадиционные оздоровительные системы (хатха-йога, ушу, стретчинг, дыхательная гимнастика и прочие).

ПК презентация. (см. приложение 3)

IV. Экскурсии – 3 ч.

п/п

Темы

Краткое содержание

теоретических тем

Краткое содержание

практических тем

1.

Экскурсия в МАУ «Дворец спорта» -

2 часа.

2 часа. Посещение тренировочных занятий по видам спорта (гимнастика, плавание)

2.

Экскурсия в городской физкультурный диспансер – 1 час.

1 час. Знакомство с работой кабинета функциональной диагностики.

Тематика рефератов, исследовательских работ,

творческих работ, проектов

Темы рефератов и творческих работ:

1. Олимпийские игры;

2. История развития олимпийских игр («Из древней Эллады в XXI век»);

3. Параолимпийские игры;

4. Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья;

5. Вредные привычки;

6. Утренняя гигиеническая гимнастика;

7. Закаливание;

8. Виды физических нагрузок и их интенсивность;

9. Некоторые физиологические состояния и реакции организма на нагрузку при занятиях физической культурой и спортом;

10. Методика развития физических качеств;

11. Травмы во время занятий физической культурой и спортом. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;

12. Культура и этика в спорте;

13. «Его Величество Футбол»;

14. Современные оздоровительные системы;

15. Фитнес, как мода и спорт.

Темы исследовательских работ:

1. «Физическая культура и спорт. Сходства и отличия».

2. «Влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на изменение общей работоспособности школьника»;

3. «Агрессия в спорте».

Проекты:

1. «Творческие физкультминутки»;

2. «Наша пришкольная спортивная площадка»;

3. «Организация подвижных перемен в режиме дня школы».

Методические рекомендации к проведению занятий курса по выбору

В соответствии с содержанием курса по выбору «Введение в курс основ теории и методики развития физических качеств, самоконтроля и гигиены»

занятия разделены на теоретические и практические.

Наиболее приемлемыми формами для организации и проведения занятий, направленных на освоение учащимися теоретических знаний, являются:

·урок – лекция;

·урок – семинар;

·урок – дискуссия;

·урок – консультация.

Наиболее часто применяемыми формами организации практических занятий являются:

·урок – практикум;

·урок – соревнование.

Основной формой осуществления контроля за усвоением учащимися теоретического и практического материала учебного курса является урок – зачёт.

Урок – лекция.

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала используют лекции:

1. вводные;

2. установочные;

3. текущие;

4. обзорные.

По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией – беседой и т.д.

Лекционная форма проведения урока целесообразна при :

1. изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

2. рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;

3. применении изученного материала при решении практических задач.

Урок – семинар.

Семинары характеризуются двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных способностей учащихся, повышению их культуры общения.

Различают семинары – развёрнутые беседы, семинары – доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар – решение задач, семинар – диспут, семинар – конференция и т.п.

Уроки в форме семинаров наиболее применимы:

1. при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;

2. после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

3. после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;

4. при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет: цель и задачи семинара, планирует его проведение, формирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися, с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты.

Получив задание, учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов, рефератов, компьютерных презентаций и проч.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует на что необходимо обратить внимание, что следует записать в рабочую тетрадь дает другие советы, далее обсуждают вопросы семинара в форме дискуссии развернутой беседы, сообщений, комментированного чтения, первоисточников докладов, рефератов и т.д.. Затем учитель дополняет сообщение учеников, отвечает на их вопросы, дает оценку их выступлениям, подводит итоги, отмечает положительное, анализирует содержание и форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Урок – дискуссия.

Основу уроков – дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.

Различают:

1. дискуссии – диалоги, когда урок компануется вокруг диалога двух главных участников (ученик – учитель, ученик – ученик);

2. массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.

На этапе подготовки урока – дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения. В случае необходимости учитель даёт возможность участникам предстоящей дискуссии познакомиться с дополнительной литературой (заранее отобранной и предложенной учителем).

Урок – консультация.

На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.

В зависимости от содержания и назначения применяют тематические и целевые уроки – консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала.

Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных, контрольных работ и зачетов. Это могут быть уроки – работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ и т.п. На консультации применяются различные формы организации учащихся на уроке: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Подготовка к проведению урока – консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Учитель систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на уроке – консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом желательно использование дополнительной литературы и информации из Интернет – источников.

Урок – практикум.

Уроки – практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.

Основной формой их проведения являются практические, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний.

Исходя из имеющегося опыта, предлагается следующая структура уроков – практикумов:

1. сообщение темы, цели и задач практикума;

2. актуализация опорных знаний и умений учащихся;

3. мотивация учебной деятельности учащихся;

4. ознакомление учеников с инструкцией;

5. подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

6. выполнение работы учащимися под руководством учителя;

7. обсуждение полученных результатов работы.

Эту структуру урока – практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, степени теоретической подготовленности учащихся и наличия оборудования.

Урок – соревнование.

Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся практических заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это:

1. поединок;

2. бой;

3. эстафета;

4. соревнования, построенные по сюжетам известных игр и пр.

В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.

В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по одному из разделов программы курса по выбору – «Спортивная медицина».

Для участия в соревновании учащиеся разбиваются на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания (сердечно – лёгочная реанимация, наложение шины на нижнюю конечность, транспортировка пострадавшего) с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников в каждой команде. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и определяют, кто из членов команды будет отстаивать правильность выполнения каждого задания.

Дав учащимся, время на выполнение заданий и выслушав комментарии каждой из команд, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в состав команд, подводит итоги состязаний.

Урок – зачёт.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок – зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения теоретических знаний и практических умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому курсу. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов:

1. текущий;

2. тематический;

3. зачет – практикум;

4. дифференцированный зачет;

5. зачет – экстерн и т.д.

При их проведении используются различные формы организации деятельности учащихся: фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный.

Глоссарий

Теория и методика физического воспитания.

Быстрота – выполнение упражнения в максимальном темпе.

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах.

Ловкость — (определение, данное Н. А. Берштейном) — способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

Прыгучесть – это способность спортсмена к выполнению прыжков с большой высотой подъема общего центра масс тела или с высокой дальностью без разбега.

Скоростно-силовые качества – это способность к проявлению максимальной мощ­ности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движе­ний.

Спорт – это составная часть физической культуры, характерная стремлением к высшим достижениям во время занятий физическими упражнениями.

Физическое качество - это его способность к двигательной деятельности, механическая часть которой имеет определенные объективные качественные характеристики.

Физическая культура – часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей.

Физическая подготовка - это система, помогающая выявить уровень развития отдельных двигательных качеств и оценить степень технической и тактической подготовленности спортсменов.

Здоровый образ жизни.

Атлетическая гимнастика – это система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажёров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения.

Аэробика – это система аэробных, циклических упражнений, выполняемых под музыку.

Дыхательная гимнастика – представляет собой систему специальных упражнений для развития дыхательной мускулатуры.

ЗОЖ – привычное выполнение человеком определенных правил повседневной, жизни, способствующих приобретению и приумножению здоровья, а также высокого уровня учебно-трудовой деятельности.

Личная гигиена – это уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а также содержание в чистоте своей одежды и обуви.

Шейпинг – название новой системы занятий, направленной на коррекцию и поддержание хорошей фигуры. Суть этой системы в сочетании атлетической гимнастики с аэробикой, что особенно привлекает девушек и женщин.

Хатха-йога – это система гимнастических упражнений индийских йогов. Типичными для неё являются «асаны» - канонизированные позы, названия которых связываются с названием животных (кобра, рыба, тигр) или предметов ( плуг, колесо).

Стретчинг – это методика развития гибкости в статических позах.

Спортивная медицина. Гигиена.

Антропометрические измерения это система измерений человеческого тела и его частей. Они используются для исследования физического развития человека, его соответствия медицинским стандартам для разных возрастных групп населения.

АД - величина артериального давления.

Восстановление – это процесс, происходящий в организме после прекращения работы, заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.

Лечебная физическая культура это система специально подобранных физических упражнений, направленных на двигательную реабилитацию человека. Используется для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Массаж – это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приёмов и манипуляций, выполняемых руками или специальными инструментами, предназначенными для массирования.

Переутомление — это крайняя степень утомления, которая может носить продолжительный характер и даже перейти в заболевание. При переутомлении ухудшается настроение, появляются вялость, слабость, головокружения.

Самочувствие – это ощущение бодрости, хорошего настроения, желания трудиться.

Состояние боевой готовности — это благоприятная форма предстартового состояния. Фи­зиологические сдвиги в организме спортсмена соответствуют интенсивнос­ти предстоящей работы.

Стартовая лихорадка – это неблагоприятная форма предстартового состояния, характеризующееся чрезмерным возбуждением нервной системы спортсмена. Бывает причиной недостаточ­но координированных движений, фальстартов, неудачного начала выступления.

Стартовая апа­тия — это торможение, пришедшее на смену чрез­мерному возбуждению.

Тренировочная нагрузка — это степень воздействия физических упражнений на организм человека.

Утомление — это временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление.

Функциональная проба — это измерение изменения ЧСС в процессе выполнения физических упражнений с определенной физической нагрузкой. Функциональные пробы помогают вскрыть отклонения от нормы в деятельности сердца и сосудов спортсменов.

ЧСС – это частота сердечных сокращений.

Олимпийские игры.

Олимпиада — это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся каждые четыре года.

МОК – Международный олимпийский комитет.

НОК – Национальный олимпийский комитет.

Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее».

Олимпийская клятва – это традиционный ритуал на церемонии открытия Олимпийских игр. Текст клятвы произносится спортсменом и судьей страны, где проводятся очередные Игры, с трибуны, установленной на олимпийском стадионе.

Олимпийский флаг — белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного, жёлтого и зелёного цветов.

Олимпийскаяхартия – это документ, в котором сформулированы цели и задачи современного олимпийского движения, принципы олимпизма, регламентированы условия участия в олимпийских играх и правила их проведения.

Литература

Основная

1. Б.А. Ашмарина Теория и методика физического воспитания.

Москва «Просвещение» 1979.

2. В.А. Васильков Педагогика здоровья. г. Ханты-Мансийск, 2004.

3. Л.Б. Кофман Настольная книга учителя физической культуры

Москва «Физкультура и спорт» 1998.

4. С.Б. Тихвинский Роль физического воспитания в здоровье

подростка. Ленинград. Общество «Знание» РСФСР, 1987.

5. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск, 1985.

6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М., 1966.

7. Решетников Г.С. Ваши мышцы. М., 1971.

8. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М., 1987.

Дополнительная

1. Шенкман С. Что такое стретчинг // Физическая культура в школе. 1987. №10.

2. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М. 1991.

3. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М., 1982.

Для учащихся

1. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М. 1991.

2. Решетников Г.С. Ваши мышцы. М., 1971.

Метки: Биология