Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа межпредметного элективного курса для учащихся 10-11 классов

Программа межпредметного элективного курса для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Жизнь человека, его здоровье, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых многими людьми, именно поэтому очень важно, чтобы наука о жизни стала неотъемлемой частью мировоззрения каждого человека, независимо от его специальности.

Данный элективный курс рассчитан на 24 часа и призван обеспечить межпредметные связи и предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля обучения, но его могут также изучать учащиеся любого другого профиля, проявляющие интерес к биологии и английскому языку.

Федеральный базисный учебный план предусматривает некоторые изменения в составе учебных предметов, одно из них – это усиление внимания к изучению иностранных языков в связи с реализацией задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.

Изучение биологии на профильном уровне предполагает подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Учащиеся лицея поступают в престижные вузы страны, уезжают за рубеж, принимают участие в международных олимпиадах. Знание основ биологии на английском языке, умение работать с первоисточниками , обсуждать биологические проблемы на английском языке поможет выпускникам быть успешными на рынке труда.

Цель данного элективного курса – формирование коммуникативной культуры и научного мировоззрения через расширение и углубление изучаемого материала в двуязычном варианте.

Задачи:

1. Обеспечить знакомство учащихся с особенностями изучения генетики человека, ее методами и некоторыми наследственными болезнями человека.

2. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельной работы учащихся с текстами, развития монологической речи, умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Ориентировать учащихся на выбор профессии.

Курс опирается на знания и умения, полученные при изучении биологии и английского. Учащиеся совершенствуют умения подготовки сообщений, докладов, рефератов по различным темам.

Структура УМК включает:

1. Учебник «Общая биология» 10-11 класс, авт. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.; М., Дрофа, 2002 г. ( в качестве дополнительного учебного материала в текст пособия включен двуязычный словарь, позволяющий изучить биологическую терминологию).

2. Журнал «Newsweek» ( содержит статьи научного характера).

Все это способствует практическому направлению данного курса, углублению знаний по предмету, профориентации.

Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях элективного курса. Знания могут проверяться с помощью тестов, диктантов, устных ответов. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу учеников в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и)-ученик(и), ученик-учитель. Другими формами организации учебных занятий могут быть парная и групповая работа, семинарские занятия.

Ожидаемые результаты

В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

– Жизнь, здоровье, человек, знание, труд, успех;

– Умение оперировать знаниями;

– Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как к значимому условию своего собственного благополучия и успеха.

Учащиеся должны :

– Знать и уметь характеризовать методы изучения генетики человека основные наследственные заболевания человека;

– Уметь решать генетические задачи, составлять родословные и определять по ним тип наследования;

– Уметь работать с первоисточниками на русском и английском языке, а также обсуждать биологические проблемы на английском языке.

Организация занятий Занятия проводятся парами и работают два педагога одновременно – учитель биологии и учитель английского языка. Обсуждение теоретических основ генетики человека на русском языке сопровождается беседой на английском языке. К каждому занятию подбирается соответствующая теме лексика, обобщающие выводы сформулированы в учебнике биологии (авторы Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.), их можно модернизировать

Учебно-тематическое планирование

№№

Тема

Кол-во

часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Форма контроля

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

1

2.

Генотип человека как целостная система.

1

1

3.

Методы изучения наследственности человека.

13

13

тест

Генеалогический метод изучения наследственности человека.

3

1

2

составление родословной своей семьи

-сам.работа по решению задач

Близнецовый метод.

2

2

Популяционно-статистический метод.

3

2

1

Решение задач

Цитогенетический метод. Мутации.

2

1

1

тест

Иммуногенетический метод. Наследственные заболевания человека.

3

2

1

Решение задач

4.

Обобщение знаний

2

1

1

семинар

1. Генетические карты.

Построение карт. Генные и цитологические карты. Новые методы построения генетических карт. Использование генетических карт.

2. Методы изучения наследственности человека.

Человек как объект генетических исследований имеет свои преимущества и недостатки. Методами изучения генетики человека являются: генеалогический, близнецовый, биохимический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический.

3. Генеалогический метод изучения наследственности человека.

Основной метод в генетике человека, опирающийся на учение о родословных. Правила составления родословной. Символы, используемые для составления родословной. Генетический анализ родословной. Решение задач на родословные. Гемофилия и дальтонизм. Составление родословной своей семьи и ее анализ.

4. Близнецовый метод.

Монозиготные и дизиготные близнецы. Использование близнецового метода для определения вклада генетических и средовых факторов в развитие конкретных признаков или заболеваний у человека. Сиамские близнецы. Конкордантность и дискордантность.

5. Цитогенетический метод.

Основа метода – микроскопическое изучение хромосом человека. Международная классификация хромосом. Окраска хромосом. Мутации.Генные и хромосомные мутации у человека. Классификация мутаций. Серповидноклеточная анемия.

6. Наследственные заболевания человека.

Аутосомно-хромосомные заболевания человека - Синдром Дауна.

Аномалии половых хромосом – синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера. Семинар по теме «Наследование некоторых аутосомно-доминантных и аутосомно-рецессивных аномалий у человека».

7. Медико-генетическое консультирование.

Генетическое консультирование. Лечение наследственных заболеваний. Генная терапия. Терапия соматических клеток. Евгеника.

10. Обобщение знаний. Семинар по теме «Планирование семьи». Сообщения учащихся. Рефлексия.

Английский язык

1. Вводный урок.

Лексика:

Biologicalobjects – биологические объекты

Different levels –разныйуровень

Complexity – сложность

Properties – свойства

Trauster- передать

Cell – клетка

Compounds – соединение

Сarbon –углерод

Substances – вещества

Implementation –выполнение

Genetics - генетика

Heredity – наследственность

Genotype – генотип

Phenotype - фенотип

Variability - изменчивость

Gene – ген

Chromosome – хромосома

Sign – признак

Generation – поколение

Закрепление знаний:

К каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке на русском и английском языках.

1. Наследственность А. Способность живых организмов

Heredity приобретать новые признаки и свойства.

An ability of organisms to acquire new

signs and properties.

2. Изменчивость Б . Особенность строения на молекулярном,

Variability цитологическом, гистологическом и

анатомическом уровнях организации.

The peculiarity of molecular, cytological

and anatomic structures.

3. Ген В. Совокупность взаимодействующих генов данного

Gene конкретного организма.

A system of interacting genes in the organism.

4. Признак Г. Совокупность всех признаков и свойств организма.

Sign The whole complex of sings and properties of an

organism.

5. Свойство Д. Любая функциональная особенность, в основе

Property которой лежит один или несколько признаков.

Any functional peculiarity of which one or some

sings being in the basis.

6. Генотип Е. Участок молекулы ДНК, или хромосомы,

Genotape определяющий развитие определенного признака.

The part of DNA molecule or chromosome

determining development of a definite sign.

7. Фенотип Ж. Способность живых организмов передавть

Phenotype свои признаки и свойства, а также особенности

Развития из поколения в поколение.

An ability of living organisms to transfer their

properties and features from one generation to

another.

Занятие №9. Медико-генетическое консультирование. Решение задач.

Задача №1.

Два разнополых близнеца, из которых дочь обладала белым локоном надо лбом (как и мать), были глухонемыми. Родители близнецов имели нормальный слух ( а следовательно, и речь). Что можно сказать о генотипах родителей и их детей?

Задача №2.

Пробанд – мальчик-дальтокин, страдающий гемофилией, фенотипически проявляет «резусотрицательные» свойства, 2 группа крови. Оба родителя здоровы и нормально воспринимают цвет. И отец, и мать «резусположительны», имеют 4 группу крови. Определить генотипы всех членов семьи. Чем можно помочь ребенку?

Задача №3.

По данным шведских генетиков некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100%, а у гетерозигот 20%. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гетерозиготен, а другой нормален в отношении анализируемого признака.

Список литературы

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.М., Дрофа.

2002 год.

2. Деркачева Е.М. Генетика человека. Уроки в профильном 10 классе. Библиотечка «первое сентября», №5 (17) / 2007 г.

3. Журнал «Newsweek».

4. Журнал «U.S.News».

5. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. М., Медицина, 1976г.

6. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. Ростов н/Д, Феникс, 1997 г.

7. Общая биология . учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии под ред. А.О.Рувинского, М, 2003 г.

8. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. Практикум для вузов. М., Владос, 2003 г.

Метки: Биология