Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Программа элективного курса «Экология города и экология человека в городской среде». 8-9 кл.

Программа элективного курса «Экология города и экология человека в городской среде». 8-9 кл.

Программа элективного курса «Экология города и экология человека в городской среде». 8-9 кл.

Пояснительная записка.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономичес­кое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного образования вызыва­ют большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безгра­мотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике.

Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого-социально-демографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетво­рения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впро­чем, и всей науки) - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от гражданина и обществен­ных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для опти­мизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Элективный курс «Экология города и экология человека в городской среде» предложен учащимся не случайно.

Современный город — средоточие экономических, социаль­ных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в не­которых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через элективные курсы имеет важное зна­чение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах.

Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических и основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Элективный курс включает эколого-краеведческую деятельность, способствующую выявлению особенностей отношения природы, истории и культуры родного края.

Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Общие цели и задачи курса:

§ привлечь внимание учащихся к экологическим, экономико-политическим, нравственно – этическим и другим проблемам, существующим в городе;

§ раскрыть значение городской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в городе и влияющего на его здоровье;

§ научить учащихся различать основные компоненты городской среды (воздух, вода, почва, растительность, архитектура) и описывать их действие на человека;

§ овладеть методами слежения и оценки состояния городской среды (урбоэкологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на городскую флору, фауну, почву, атмосферу воздуха;

§ проводить урбоэкологический мониторинг конкретного участка городской среды обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;

§ осуществлять экспертную оценку мер, принимаемыми городскими властями для поддержания городской среды в благоприятном для жизни горожан состоянии и вырабатывать рекомендации по их улучшению;

§ научить учащихся работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать, работать в Интернете, с периодическими изданиями;

§ овладеть навыками представления социально – значимой информации в виде листовок, щитов, плакатов и других видов агитации;

§ способствовать приобретению учащимися навыков проведения социометрических исследований;

§ содействовать социализации учащихся, выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;

§ способствовать самоактуализации природных задатков учащихся, содействовать творческому развитию личности, формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публично выступать, аргументировать свою точку зрения ит.д.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

§ основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;

§ особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и отрицательные стороны проживания в городе;

§ влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;

§ экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.

§ проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;

§ перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков.

Учащиеся должны уметь:

§ выявлять экологические проблемы города;

§ оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;

§ строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

§ прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;

§ организовывать и проводить комплекс мероприятий по оздоровлению городской среды и горожан;

§ использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;

§ осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;

§ развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка.

Содержание элективного курса 18 часов.

Введение. 2 ч

Урбоэкология – наука о взаимоотношении городских систем с окружающими их территориями. Понятие «городская среда». Аспекты рассмотрения городской среды: природный, технический, социальный, культурно – исторический и гигиенический. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Образ жизни человека.

Практические работы:

1. Изучение восприятие человеком городской среды. Визуальная среда городов.

2. «Красота и индивидуальность нашего города»: оценка качеств, определяющих индивидуальность города.

Формы представления результатов: описание макро - и микроположения города; фотографии и акварельные рисунки наиболее красивых природных ландшафтов города, поселка; составление карт и схем города.

Тема №1.Город как антропоэкосистема. 2ч.

Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Экологические связи города с прилегающими территориями. Концентрация населения вокруг городов. Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Ключевые проблемы экологии горожан.

Практические работы:

Определение рейтинга экологических проблем города.

Деловая игра «В поисках трех аргументов».

Формы представления результатов: создание видеоклипа поселка, города, микрорайона.

Тема №2. Экологические проблемы современных городов. 5ч.

Пути поступления веществ в города. Атмосферные выбросы. Твердые и концентрированные городские отходы. Городские сточные воды, суммарное энергопотребление.

Практические работы:

1. Определение запыленности города.

2. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке дороги.

3. Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды.

4. Расчет среднесуточного потребления воды одной семьей.

5. Социологический опрос «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию?»

Экскурсия на водоочистительную станцию.

Формы представления результатов: литературно – историческое эссе о воде и водоемах, фотографии, таблицы – отчеты водопользования, отчеты о проведении анкетирования населения, стенды и листовки, призывающие беречь воду, воздух.

Тема №3. Здоровье населения в исследованиях по экологии. 5ч.

Проблемы безопасности городов. Качество жизни и качество здоровья населения. Общественное развитие и типы популяционного здоровья: примитивный, постпримитивный, квазимодерный, модерный и постмодерный. Географические подтипы и локальные варианты популяционного здоровья. Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан. Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы больших городов.

Практические работы:

1. Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение.

2 Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы больших городов. Определение загруженности улиц автотранспортом и некоторых параметров окружающей среды, усугубляющее загрязнение.

Дискуссия «Автомобиль – за и против…»

Ролевая игра «Суд над автомобилем»

Формы представления результатов: отчеты по проведенным исследованиям стендовая защита проектов, составление карты – схемы загруженности автотранспортом поселка, изготовление стенгазеты «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…»

Тема №4 Экологические перспективы города. 4ч.

Перспективы развития города. Город будущего – экологичный город. Характеристика экологичного города – равновесие между природной и урбанизированной средой. Основные направления экологизации городов.

Практические работы:

1. Утилизация отходов – одна из проблем охраны окружающей среды.

2. Альтернативное топливо, резко снижающее загрязнение окружающей среды.

3. «Город, в котором я хочу жить» - разработка проекта города будущего.

Формы представления результатов:

Стендовая защита проектов, конкурс рисунков, листовки, фотовыставка.

Учебно-тематическое планирование курса.

Тема

Всего часов

Лекции, семинары

Практические работы

Введение

2

2

Тема №1.

Город как антропоэкосистема

2

1

1

Тема №2. Экологические проблемы современных городов.

5

5

Тема №3. Здоровье населения в исследованиях по экологии.

5

3

2

Тема №4 Экологические перспективы города.

4

1

3

Общее количество часов

18

5

13

Информационные ресурсы программы элективного курса.

Для учителя

1. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) // Журнал "Рос­сия молодая", 1994.

2. Тетиор А.Н. Экосити / Экология и жизнь. — 1996. -№1.

3. Филин В. А. Видеоэкология. — М.: ТАСС—Рек­лама, 1997.

4. Экология и жизнь. — М., 1997 (весна—лето).

5. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. — М.: Мысль, 1987.

6. Учебно-методические издания Алексеев СВ., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

7. Л а п п о Г. М . География городов. — М.: Гумани­тарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

8. Самкова В.А., Прутченков А.С. Эко­логия города // Мое Отечество. — 1997. — №1— 3; 1998.-№1.

9. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.

Для учащихся: словари и справочники

10. Вронский В.А. Экология: Словарь-справоч­ник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

11. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Прогресс, 1993.

12. Экологический словарь / Авторы-составители: С. Делятицкий, И.Зайонтц, Л.Чертков и др. — М.: Конкорд-Дтд, 1993.

13. Экология человека: Словарь-справочник /Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: ММП "Эко-центр", издательская фирма "КРУК", 1997.

Учебники и учебные пособия

14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1.— М.: Прогресс - Пангея, 1993.

15. Небел Б . Наука об окружающей среде: Как ус­троен мир. Т. 1-2. - М.: Мир, 1993-1994.

16. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем. — М.: Мир, 1995.

17. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. Экология: Учебное пособие / Под общ. редакци­ей проф. С.А.Боголюбова. — М.: Знание, 1997.

Метки: Биология