Тайны трудного возраст
Тайны трудного возраст
Пояснительная записка
В рамках школьного образовательного минимума до сих пор уделяется недостаточно внимания половому воспитанию подростков. Иногда половое воспитание сводится к роли частного вопроса гигиены, медицины, хотя понятно, что данная проблема не может быть решена только в плане медицинских и гигиенических аспектов, как бы важны они ни были сами по себе.
Основанием для введения данного курса послужило признание самого факта существования данной проблемы психологического развития и сексуального поведения подростков, решение которых необходимо для здоровья общества. Раннее начало половой жизни, рост числа абортов и болезней , передающихся половым путём, преступления на сексуальной почве обусловлены изменившимся в худшую сторону характером воздействия на подростков средств массовой информации, литературы и искусства. В условиях ослабления организации семьи, отсутствия методически грамотного образования и воспитания по вопросам пола и сексуального поведения половая социализация детей превратилась в стихийный и практически неуправляемый процесс.
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов. Девятиклассники на фундаментальной основе изучают строение, физиологию и гигиену организма человека. Усложнение социальной жизни подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Поэтому сложности подросткового возраста являются серьёзной педагогической проблемой. В программе основной школы в курсе «Биология» за исключением автора Сонина, очень мало уделяется вопросам гигиены, санитарии, здорового образа жизни. А знания эти жизненно необходимы каждому человеку. Поэтому эта программа является дополнением к основному курсу.
Основная цель этой программы - формирование здорового образа жизни и сексуальной культуры подростков.
Основные задачи курса
– санитарно-гигиеническое просвещение подростков;
– половая ориентация и обучение половой гигиене, психологии взаимоотношения полов;
– обучение использованию в поведении информации, которая служит сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья;
– формирование навыков общения с представителями другого пола и выработка критического отношения к неверным установкам в отношении к другому полу;
– формирование конкретных привычек здорового образа жизни;
– расширение знаний прикладного характера, в том числе по санитарии и гигиене, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
– называть: критерии гармоничного развития юношей и девушек, биологические и социальные потребности, современные методы контрацепции и последствия нежелательной беременности и аборта, вредные факторы здоровья;
– объяснять: причины нарушения гармоничного физиологического развития подростков;
– обосновывать: вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на половое созревание и развитие;
– давать определения: антропометрических данных, биологических и социальных потребностей, венерических болезней, контрацептивов, терминов «эстетика», «эротика», «секс», «порнография»;
– устанавливать связи: между организмом и окружающей средой, физическим и психическим здоровьем и образом жизни;
– оценивать: показатели здоровья и гармоничного развития, их соответствие возрастным нормам, функциональное состояние и адаптивные возможности организма;
– делать выводы: о физиологических основах здорового образа жизни, гигиенических и нравственных норм и правил.
Содержание курса предполагает различные формы работы: лекции, самостоятельные (групповые и индивидуальные) работы учащихся, семинары и практические занятия.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Из них | ||
лекции | семинары | Практические занятия | |||
1 | Женственность и мужественность | 1 | 1 | ||
2 | Показатели гармоничности развития | 1 | 1 | ||
3 | Потребности биологические и социальные | 1 | 1 | ||
4 | «Самое утреннее из чувств» | 1 | 1 | ||
5 | Нежелательная беременность и контрацепция | 1 | 1 | ||
6 | Заболевания, передающиеся половым путём. СПИД | 1 | 1 | ||
7 | Влияние алкоголя, наркотиков и никотина на половую сферу | 1 | 1 | ||
8 | Зачётное занятие | 1 | 1 | ||
Всего | 8 | 4 | 3 | 1 |
Содержание программы
1. Женственность и мужественность: Красота мужская и красота женская. Красота обнажённого человеческого тела в произведениях живописи и скульптуры.
Анатомо-физиологические различия мужчин и женщин. Притягательная сила голоса. Женственность и мужественность («фемининность» и «мускулинность»). О русских силачах и проблеме «куда применить силу». Культуризм. Возможность влиять на свой внешний вид, управлять работой скелетных мышц.
2. Показатели гармоничности развития: Определение гармоничности физиологического развития по антропометрическим данным методом стандартов и методом индексов. Показатели физического развития для женского и мужского организмов. Различия в физической нагрузке, в характере физических упражнений для девушек и юношей.
3. Потребности биологические и социальные: Отличие поведения человека от поведения животных. Культура общения. Биологическая целесообразность разделения полов. Половое созревание и половое влечение. Влюблённость. Современная типология любви. Самостоятельная работа с терминами: эстетика, эротика, секс, порнография.
4. «Самое утреннее из чувств»: Первая любовь в любовь в литературе и искусстве.
5. Нежелательная беременность и контрацепция: Проблема ранней беременности. Материнство. Роль матери и отца в период внутриутробного развития ребёнка. Причины, вынуждающие прервать беременность. Аборт, его последствия. Понятие о контрацепции.
6. Заболевания, передающиеся половым путём. СПИД: венерические болезни – болезни поведения. СПИД: история и масштабы заболевания. Пути передачи ВИЧ. Каким путём СПИД не передаётся. Пути профилактики СПИДа. Службы помощи и консультации.
7. Влияние алкоголя, наркотиков и никотина на половую сферу: Влияние никотина на половые железы. Зависимость здоровья новорождённого от курения родителей. Нарушение менструального цикла у курящих девушек. Влияние алкоголя на половые клетки и их генный состав. Анализ данных о потомстве семей с алкогольными традициями. Последствия употребления наркотиков родителями для потомства.
Литература
1. «Без секрета всему свету…» - Министерство образования РФ. Научно-методический центр им. Л.С. Выготского, выпуск 6. – М.: 2000
2. Губарев Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2003
3. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителям о психологии и физиологии подростков – М.: Просвещение, 1986
4. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана граф, 2001
5. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. – М.: Просвещение, 1983
6. Уилки Д. и Б. Чудо секса. Как рассказать об этом ребёнку. Руководство для родителей и педагогов. /Перевод с английского/ - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992
Метки: Биология