Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.1

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный подход к изучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами.

Модернизация образования также идет по пути интеграции естественнонаучных знаний - именно эти знания привели в свое время к возникновению пограничных наук (биофизики, биохимии, космической биологии и др.), они лежат в основе развития новых видов промышленности (например, биотехнологии) и прогрессивных технологий (например, генной инженерии).

Коль скоро эти тенденции прочно вошли в жизнь, они должны найти отражение и в программе по биологии. Конечно, учителя на отдельных уроках выстраивают некоторые межпредметные связи, а данный элективный курс призван отразить комплекс всевозможных связей биологии с другими науками – в этом его новизна.

Автор курса работает в школе с углублённым изучением отдельных предметов, где биология к таковым не относится, поэтому «Биология среди наук» поможет привить интерес к биологии всем ученикам, независимо от того, какой предмет углублённо они изучают.

Цели курса:

1. Образовательные:

Ø развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы

Ø кратко повторить изученное по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в 6-8 классе (что пригодится ученикам при подготовке к ЕГЭ)

Ø дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне

Ø создать базу для профориентации школьников.

2. Развивающие:

Ø продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников.

3. Воспитательные:

Ø продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся

Программа курса:

Тема 1. Природа в музыке и живописи.

Растения и животные

– в русских народных песнях и

– классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов

– на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных и анималистических картинах)

Тема 2. Природа в литературе.

Растения и животные

– в пословицах и фразеологизмах,

– сказках,

– стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,

– рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других

Тема 3. История становится ближе.

– Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)

– Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)

– Палеонтология, как историческая наука (зарождение и развитие палеонтологии, «говорящие» атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.)

Тема 4. Биогеография.

– Биогеография, как наука.

– Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана.

Тема 5. Биометрия.

– Как математика помогает биологам.

– Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить и т.д.

– Решение задач по физиологии человека,

для желающих - занимательных задач биологического содержания.

Тема 6. Биохимия.

– Биохимия, как наука.

– Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания, химические вещества, которые запасаются в разных органах растений).

– Биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в их организмах).

Тема 7. Иностранные языки для биологии.

Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающихся в биологических терминах.

Тема 8. Биофизика.

Применение достижений биофизики

– в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчики),

– в ботанике (превращение водопроводной воды в дождевую, изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и

– в науках, изучающих организм человека (влияние электромагнитных волн на мышцы и нервы, физические основы действия радиоактивных излучений на организм)

Тема 9. Бионика.

– Что такое бионика.

– Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.

Тема 10. Биология и ОИВТ.

– Интерактивные лабораторные работы по биологии.

– Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека.

– Коллекция фотоизображений и видеозаписей о растениях и животных на компьютерном диске.

– ИГТЕРНЕТ – поддержка.

Тема 11. Биотехнология.

– Что такое биотехнология.

– Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.

– Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» - генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).

Курс рассчитан на 12 часов, из которых:

– теоретических занятий – 35 % времени курса

– практических занятий – 65 % времени курса, в том числе:

- работа с литературой: в библиотеке с художественной литературой

и фразеологическим словарем; учебниками ботаники и зоологии;

с географическим атласом

- решение задач

- мини-конференция

- экскурсии в биохимическую лабораторию МСЧ и на АО «Восток»

- занятия в компьютерном классе

Календарно – тематическое планирование курса:

Дата

Тема занятия

Форма проведения

1. «Природа в музыке и живописи»

2. «Природа в литературе»

3. «История становится ближе»

4. «Биогеография»

5. «Биометрия»

6. «Биохимия»

7. «Иностранные языки для биологии»

8. «Биофизика»

9. «Бионика»

10. «Биология и ОИВТ»

11. «Биотехнология»

12. Итоговое занятие

Беседа с прослушиванием отрывков из музыкальных произведений и посещение виртуальных музеев с видео -лекциями по шедеврам живописи

Выполнение заданий с художественной литературой и фразеологическим словарём

Решение задач – новелл, герои которых – растения и животные, сыгравшие некую роль в истории разных государств,

мини – конференция.

Выполнение заданий с географическим атласом.

Работа с учебником анатомии и физиологии человека,

практикум по решению задач.

Экскурсия в лабораторию МСЧ по теме: «Биохимический анализ крови»

Тренажёр со словарём биологических терминов

Лекция,

игра «Поле чудес»

Рассказ с элементами беседы, выполнение практического задания с учебниками ботаники и зоологии.

Интерактивный лабораторный практикум по биологии в кабинете ОИВТ

Экскурсия на АО «Восток» по теме: «Производство ферментных препаратов»

Анкетирование, беседа с подведением итогов работы.

Контроль:

ученик получает «зачет» по итогам:

– выполнения задания «Растения и животные в музыке»

– сообщения на тему «Природа в живописи: моя любимая картина»

– работы с литературой (выполняет 5 любых заданий)

– выступления на мини-конференции «Биология и история»

– выполнения 3 заданий с географическим атласом

– решения задач биологического содержания (три задачи решает самостоятельно).

– перевода биологических терминов (самостоятельно переводит на русский язык 20 терминов)

– участия в игре «Поле чудес» по биофизике

– подготовки материала в альбом «Бионика в картинках»

– выполнения 3 интерактивных лабораторных работ по ботанике, зоологии, анатомии человека

Список использованной литературы:

– Асланян М.М. «Удивительная история овечки Долли»

( журнал «Биология в школе» №1 – 1998 год)

– Беркенблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С.

«Задачи по физиологии человека и животных» (М., изд. МГУ, 1995 г.)

– Вакула В. «Биотехнология: что это такое?»

(М., «Молодая гвардия», 1989 г)

– Вальтер Г. «Растительность земного шара» (М., «Прогресс»,1975 год)

– Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М.

«Физика в живой природе» (Минск, «Народная асвета», 1984 г.)

– Гар М. «Тоже математика: больше, чем задачник»

(Москва, «МАСС МЕДИА»,1995 год)

– Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» том 1 (М, «Мир», 1993 год)

– Зедлаг У. «Животный мир Земли» (М., «Мир», 1975 год)

– За страницами школьного учебника «О человеке – языком фактов и цифр»

(журнал «Биология в школе» № 5 – 1994 год)

– Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы»

(М., «Просвещение», 1993 г.)

– Литвинов А.В. «Историческая оранжерея»

(журналы «Биология в школе» №6 – 2003 г., №8 – 2003г., №2 – 2004 год)

– Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др.

«Интеллектуальные игры» (Чебоксары, 1996 г.)

– Макаревич Е.В. «Красота как биологическая целесообразность»

(журнал «Биология в школе» №2 – 1997 г.)

– Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. «Общая биология» (М., «Высшая школа», 1986 г)

– Мартьянов В.Н. «Птицы, бабочки и мифы»

(журнал «Биология в школе» №1 – 1997 г.)

– Покидышев Д. «Как не «утонуть» в море электромагнитных волн»

(журнал «Лиза» №41-2004 год)

– Рохлов В., Теремов А. Петросова Р.

«Занимательная ботаника» (М., «АСТ – Пресс», 1999год)

– Сикало Н.А. «Урок парадоксов» (журнал «Биология в школе» №3 – 2004 год)

– Теремов А., Рохлов В.

«Занимательная зоология» (М, «АСТ - Пресс», 2002 )

– Третьякова Л.С.

«Русская музыка Х1Х века» (М., «Просвещение, 1982 г.)

– Фридман М.В. «Учитесь работать с биологическими терминами» (журнал «Биология для школьников» №3 – 2004 год) Используемые компьютерные диски: * «Биология: лабораторный практикум: 6 – 11 класс» * «Шедевры русской живописи» * «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» *«Эрмитаж: искусство Западной Европы» * «Энциклопедия классической музыки»

Метки: Биология