Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.1
Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный подход к изучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами.
Модернизация образования также идет по пути интеграции естественнонаучных знаний - именно эти знания привели в свое время к возникновению пограничных наук (биофизики, биохимии, космической биологии и др.), они лежат в основе развития новых видов промышленности (например, биотехнологии) и прогрессивных технологий (например, генной инженерии).
Коль скоро эти тенденции прочно вошли в жизнь, они должны найти отражение и в программе по биологии. Конечно, учителя на отдельных уроках выстраивают некоторые межпредметные связи, а данный элективный курс призван отразить комплекс всевозможных связей биологии с другими науками – в этом его новизна.
Автор курса работает в школе с углублённым изучением отдельных предметов, где биология к таковым не относится, поэтому «Биология среди наук» поможет привить интерес к биологии всем ученикам, независимо от того, какой предмет углублённо они изучают.
Цели курса:
1. Образовательные:
Ø развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы
Ø кратко повторить изученное по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в 6-8 классе (что пригодится ученикам при подготовке к ЕГЭ)
Ø дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне
Ø создать базу для профориентации школьников.
2. Развивающие:
Ø продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников.
3. Воспитательные:
Ø продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся
Программа курса:
Тема 1. Природа в музыке и живописи.
Растения и животные
– в русских народных песнях и
– классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов
– на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в батальных и анималистических картинах)
Тема 2. Природа в литературе.
Растения и животные
– в пословицах и фразеологизмах,
– сказках,
– стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,
– рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других
Тема 3. История становится ближе.
– Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)
– Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)
– Палеонтология, как историческая наука (зарождение и развитие палеонтологии, «говорящие» атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.)
Тема 4. Биогеография.
– Биогеография, как наука.
– Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Антарктиды, Мирового океана.
Тема 5. Биометрия.
– Как математика помогает биологам.
– Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить и т.д.
– Решение задач по физиологии человека,
для желающих - занимательных задач биологического содержания.
Тема 6. Биохимия.
– Биохимия, как наука.
– Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания, химические вещества, которые запасаются в разных органах растений).
– Биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в их организмах).
Тема 7. Иностранные языки для биологии.
Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающихся в биологических терминах.
Тема 8. Биофизика.
Применение достижений биофизики
– в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчики),
– в ботанике (превращение водопроводной воды в дождевую, изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки) и
– в науках, изучающих организм человека (влияние электромагнитных волн на мышцы и нервы, физические основы действия радиоактивных излучений на организм)
Тема 9. Бионика.
– Что такое бионика.
– Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон, Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.
Тема 10. Биология и ОИВТ.
– Интерактивные лабораторные работы по биологии.
– Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека.
– Коллекция фотоизображений и видеозаписей о растениях и животных на компьютерном диске.
– ИГТЕРНЕТ – поддержка.
Тема 11. Биотехнология.
– Что такое биотехнология.
– Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.
– Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» - генетически модифицированные продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли).
Курс рассчитан на 12 часов, из которых:
– теоретических занятий – 35 % времени курса
– практических занятий – 65 % времени курса, в том числе:
- работа с литературой: в библиотеке с художественной литературой
и фразеологическим словарем; учебниками ботаники и зоологии;
с географическим атласом
- решение задач
- мини-конференция
- экскурсии в биохимическую лабораторию МСЧ и на АО «Восток»
- занятия в компьютерном классе
Календарно – тематическое планирование курса:
Дата |
Тема занятия |
Форма проведения |
1. «Природа в музыке и живописи»
2. «Природа в литературе»
3. «История становится ближе»
4. «Биогеография» 5. «Биометрия»
6. «Биохимия»
7. «Иностранные языки для биологии»
8. «Биофизика»
9. «Бионика»
10. «Биология и ОИВТ»
11. «Биотехнология»
12. Итоговое занятие |
Беседа с прослушиванием отрывков из музыкальных произведений и посещение виртуальных музеев с видео -лекциями по шедеврам живописи Выполнение заданий с художественной литературой и фразеологическим словарём Решение задач – новелл, герои которых – растения и животные, сыгравшие некую роль в истории разных государств, мини – конференция. Выполнение заданий с географическим атласом. Работа с учебником анатомии и физиологии человека, практикум по решению задач. Экскурсия в лабораторию МСЧ по теме: «Биохимический анализ крови»
Тренажёр со словарём биологических терминов
Лекция, игра «Поле чудес» Рассказ с элементами беседы, выполнение практического задания с учебниками ботаники и зоологии. Интерактивный лабораторный практикум по биологии в кабинете ОИВТ Экскурсия на АО «Восток» по теме: «Производство ферментных препаратов» Анкетирование, беседа с подведением итогов работы. |
Контроль:
ученик получает «зачет» по итогам:
– выполнения задания «Растения и животные в музыке»
– сообщения на тему «Природа в живописи: моя любимая картина»
– работы с литературой (выполняет 5 любых заданий)
– выступления на мини-конференции «Биология и история»
– выполнения 3 заданий с географическим атласом
– решения задач биологического содержания (три задачи решает самостоятельно).
– перевода биологических терминов (самостоятельно переводит на русский язык 20 терминов)
– участия в игре «Поле чудес» по биофизике
– подготовки материала в альбом «Бионика в картинках»
– выполнения 3 интерактивных лабораторных работ по ботанике, зоологии, анатомии человека
Список использованной литературы:
– Асланян М.М. «Удивительная история овечки Долли»
( журнал «Биология в школе» №1 – 1998 год)
– Беркенблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С.
«Задачи по физиологии человека и животных» (М., изд. МГУ, 1995 г.)
– Вакула В. «Биотехнология: что это такое?»
(М., «Молодая гвардия», 1989 г)
– Вальтер Г. «Растительность земного шара» (М., «Прогресс»,1975 год)
– Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М.
«Физика в живой природе» (Минск, «Народная асвета», 1984 г.)
– Гар М. «Тоже математика: больше, чем задачник»
(Москва, «МАСС МЕДИА»,1995 год)
– Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» том 1 (М, «Мир», 1993 год)
– Зедлаг У. «Животный мир Земли» (М., «Мир», 1975 год)
– За страницами школьного учебника «О человеке – языком фактов и цифр»
(журнал «Биология в школе» № 5 – 1994 год)
– Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы»
(М., «Просвещение», 1993 г.)
– Литвинов А.В. «Историческая оранжерея»
(журналы «Биология в школе» №6 – 2003 г., №8 – 2003г., №2 – 2004 год)
– Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др.
«Интеллектуальные игры» (Чебоксары, 1996 г.)
– Макаревич Е.В. «Красота как биологическая целесообразность»
(журнал «Биология в школе» №2 – 1997 г.)
– Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. «Общая биология» (М., «Высшая школа», 1986 г)
– Мартьянов В.Н. «Птицы, бабочки и мифы»
(журнал «Биология в школе» №1 – 1997 г.)
– Покидышев Д. «Как не «утонуть» в море электромагнитных волн»
(журнал «Лиза» №41-2004 год)
– Рохлов В., Теремов А. Петросова Р.
«Занимательная ботаника» (М., «АСТ – Пресс», 1999год)
– Сикало Н.А. «Урок парадоксов» (журнал «Биология в школе» №3 – 2004 год)
– Теремов А., Рохлов В.
«Занимательная зоология» (М, «АСТ - Пресс», 2002 )
– Третьякова Л.С.
«Русская музыка Х1Х века» (М., «Просвещение, 1982 г.)
– Фридман М.В. «Учитесь работать с биологическими терминами» (журнал «Биология для школьников» №3 – 2004 год) Используемые компьютерные диски: * «Биология: лабораторный практикум: 6 – 11 класс» * «Шедевры русской живописи» * «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» *«Эрмитаж: искусство Западной Европы» * «Энциклопедия классической музыки»
Метки: Биология