Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.2

Межпредметный курс по выбору для 9 класса "Биология среди наук". Ч.2

К занятию по теме: «Растения и животные в музыке»

(занятие – прослушивание музыкальных произведений с небольшими комментариями)

– Русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Калинка» и др.

– Классическая музыка

Третьякова Л.С.

«Русская музыка Х1Х века» (М., «Просвещение, 1982 г.)

- П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» (из альбома «Времена года»):

Весна к каждому человеку приходи по-разному. Для Чайковского она открывается в скромной простоте распускающейся зелени, первых весенних цветов, долгожданного апрельского гостя – подснежника, едва показавшегося из-под влажной земли.

- П. И. Чайковский «Март. Песня жаворонка» (из альбома «Времена года»):

Март приведёт нас на залитые солнцем полевые просторы. Поёт жаворонок, уже близка весна. Не будем искать в этой музыке простого подражания пению птиц. Здесь прежде всего живёт глубокое чувство человека, опьянённого весенним воздухом и новыми надеждами.

- П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» (из альбома «Времена года»):

Где-то, выглянув в окно, с грусть провожает глазами проносящуюся мимо тройку лошадей одинокий человек. Композитор в разных частях пьесы передаёт перезвон дорожных колокольчиков и песню ямщика, полную грусти.

- М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла

«Картинки с выставки»):

У Мусоргского был знакомый художник В. Гартман. Когда Модест Петрович побывал на выставке его картин, ему захотелось рассказать музыкой о том, что он видел. Он выбрал десять картин. Так получились «Картинки с выставки». Вот одна из них – «Балет невылупившихся птенцов». Представьте, как выглядят это птички, как звучат их голоса. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз балетных костюмов в виде яичных скорлупок. Мусоргский написал лёгкую грациозную пьесу, особую «воздушность» которой придают музыкальные трели и полное отсутствие звуков низкого регистра.

- Н.А. Римский – Корсаков «Полёт шмеля»

- П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» (из балета «Лебединое озеро») и другие

К занятию по теме:

«Растения, животные и красота человеческого тела в живописи

( красота как биологическая целесообразность)»

Занятие - демонстрация репродукций картин:

Макаревич Е.В. «Красота как биологическая целесообразность»

(журнал «Биология в школе» №2 – 1997 г.)

*растения в живописи:

М. Врубель «Сирень», В. Гог «Красные виноградники»

А. Иванов «Ветка», А. Куинджи «Берёзовая роща»,

И. Левитан «Золотая осень», В. Серов «Заросший пруд»

В. Серов «Девочка с персиками», И. Шишкин «Рожь» и другие.

*животные в живописи:

В. Васнецов «Богатыри», Л. Винчи «Дама с горностаем»,

И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели»,

А. Степанов «Журавли летят», И. Шишкин «Утро в сосновом

лесу» и другие.

* красота человека в живописи: К. Брюллов «Незнакомка», «Наездницы»

А. Венецианов «Крестьянка с васильками»

Л. Винчи «Джоконда»

В. Чистяков «Джованина» и другие.

К занятию по теме: «Растения и животные в литературе»

(практическое занятие в библиотеке: работа с художественной литературой и фразеологическим словарём)

– Логинова Н.П., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б. и др. «Интеллектуальные игры»

– Рохлов В., Теремов А. Петросова Р.«Занимательная ботаника»

– Теремов А., Рохлов В. «Занимательная зоология»

1.Ученики самостоятельно выполняют задания по своему выбору, которых должно быть не менее пяти.

Задание 1. В русском языке немало пословиц, где упоминаются растения и животные, например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Напишите ещё 3 пословицы и объясните их смысл.

Задание 2. В русском языке немало фразеологизмов, где упоминаются растения и животные, например: «красный, как рак» или «нем, как рыба». Выпишите из фразеологического словаря ещё три фразеологизма и объясните: верно ли мы говорим с физиологической точки зрения.

Задание 3. Напишите названия трёх русских народных сказок, главными героями которых являются животные, назовите не менее 5 особенностей внутреннего строения у всех главных героев.

Задание 4. Напишите названия трёх сказок, главными героями которых являются растения. Определите систематическое положение у реально существующих растений.

Задание 5. Вы, наверное, читали сказку «Муха – Цокотуха» К. Чуковского? Сравните особенности внешнего строения двух её главных героев, относящихся к разным классам.

Задание 6. Определите систематическое положение 10 героев сказки Дж. Родари «Чиполлино».

Задание 7. Определите систематическое положение 10 любых героев сказки К. Чуковского «Телефон».

Задание 8. Напишите названия пяти басен И. Крылова, главными героями которых являются растения или животные. Укажите яркие черты их характеров, описанные в баснях

Задание 9. Какие особенности жизнедеятельности птиц описаны в стихотворении Э. Асадова «Дикие гуси»?

Задание 10. Прочитайте стихотворение Э. Асадова «Пеликан». Приведите 2 примера подобного поведения у животных из других классов типа Хордовых.

Задание 11. Ответьте на вопросы, пользуясь текстами литературных произведений:

а) На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии поэмы «Горе от ума» А. С. Грибоедова? К какому она относится отряду?

б) С каким близким родственником прыткой ящерицы А. П. Чехов в своём рассказе сравнил господина Очумелова? Определите его систематическое положение.

в) Какой породы была собака в повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»?

Задание 12. Ответьте на вопросы, пользуясь текстами литературных произведений:

а) Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. Крылова «Демьянова уха»? К какому она относится отряду?

б) Кого В. Астафьев назвал «царь - рыбой»? Определите систематическое положение этой рыбы.

в) Какой породы была собака в рассказе И. Тургенева «Муму»?

Задание 13. Ответьте на вопросы, пользуясь текстами литературных произведений:

а) Какой из рассказов А. П. Чехова называется так же, как рыба? К какому она относится отряду?

б) Какое земноводное в басне И. Крылова, не сумев сравняться с волом, «с натуги лопнуло и околело»? К какому оно относится отряду?

в) Какой породы была собака в повести Д. Лондона «Белый клык»?

Задание 14. Ответьте на вопросы, пользуясь текстом литературных произведений:

а) Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н. Гоголя «Ревизор»? К какому отряду она относится?

б) Какое млекопитающее составило компанию козлу, ослу и медведю в басне И. Крылова «Квартет»? Определите его систематическое положение.

в) Какой породы была собака в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»?

Задание 15. Ответьте на вопросы, пользуясь текстом литературных произведений:

а) Какие змеи – зловещая супружеская пара Наг и Нагайна – были врагами мужественного мангуста Рикки – Тики – Тави в рассказе Р. Киплинга? Определите их систематическое положение.

б) Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г. Х. Андерсену? К какому она относится отряду?

в) Какой породы была собака в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»?

Ответы:

к заданию 11: а) форель,

б) хамелеон,

в) шотландский сеттер

к заданию 12: а) лещом и стерлядью,

б) осётр,

в) испанской породы

к заданию 13: а) «Налим»,

б) лягушка,

в) смесь волка с собакой

к заданию 14: а) лабардоном –

свежепросоленной треской,

б) мартышка,

в) шпиц

к заданию 15: а) кобры,

б) соловей,

в) помесь таксы с дворняжкой

2. Поэтическо - биологические парадоксы:

Сикало Н.А. «Урок парадоксов» (журнал «Биология в школе» №3 – 2004 год)

Есть художественные произведения, в которых авторы допустили биологические неточности. Задача учащихся – найти эти ошибки.

Такие задания не только позволяют повторить изученный материал, но и развивают внимание и критическое мышление у школьников.

Стихотворения

Биологические ошибки

А.Н.Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой.

Ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест;

в природе первоначально солнышко блестит, а затем травка зеленеет

С.Есенин

Выткался над озером алый цвет зари,

На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло

Иволга в дупле не живёт, она всю жизнь проводит в кроне деревьев, где в развилке веток и прячется, и стоит гнездо

В.А.Жуковский

Где ж ты, птаха!

Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты.

Там и поёшь ты песню свою.

Перелётные птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов только на родине; в тёплых странах они спасаются от холодной зимы

С.Я.Маршак

А эта весёлая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюёт семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы

И.А.Крылов

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Стрекоза не поёт, а её полёт можно сравнить с пляской

Стрекоза летом «работает» - уничтожает огромное количество мошек и комаров

М.Ю.Лермонтов

Терек прыгает, как львица

С косматой гривой на хребте.

Грива бывает только у самцов львов

А.А.Фет «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем-

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот – дышу.

У бабочек по 4 крыла

К занятию по теме: «Биология и история»

1. Историческая оранжерея:

Литвинов А.В. «Историческая оранжерея»

(журналы «Биология в школе» №6 – 2003 г., №8 – 2003г., №2 – 2004 год)

Живут в народе и переходят из поколения в поколение легенды, предания, сказы и были о чудесном мире растений. Подчас трудно отличить в этих романтических историях, где кончается правда и где начинается вымысел. Сегодня вы услышите новеллы – задачи, герои которых не только люди, но и растения, которые играли или и сегодня играют некую роль в истории разных народов и государств.

1.Символ России:

Всегда любили и любят поныне на Руси это нарядное белоствольное дерево. Берёзкой – красавицей зовут его в народе, соединяя своё отношение к дереву с любовью к родине, родительскому дому. Верой и правдой служит берёза человеку. Не зря в старину пели о ней:

А берёза дерево – о четыре дела.

А первое дело – мир освещать;

А второе дело – крик утишать;

А третье дело – больных исцелять;

Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Горели – светили в убогих крестьянских избах берёзовые лучины – вот первое дело берёзы. Назовите другие «дела» красавицы – берёзы.

Ответ: Дёгтем, который по сей день получают из берёзовой коры, смазывали визгливые оси разболтанных на бездорожье телег, а деревенские щёголи пропитывали им свои «со страшным скрипом» сапоги – это второе «дело»;

отвар из берёзовых почек, настой из листьев издавна применяют как желчегонное и антисептическое средство, а целебный берёзовый сок давали при общей слабости. Это третье «дело»;

а четвёртое «дело» почитаемо любителями доброй русской бани с паром да берёзовым веничком. И мётлы из берёзового прута честно служат человеку.

2. Божественное происхождение.

В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию, оно выросло из крови убитого Гора, сына Осириса и Изиды. В память об этом из растения свивали венки и устраивали праздненства, где оно играло особую роль. По этой же причине это растение с незапамятных времён считалось символом тяжкого горя и печали. С его помощью выражали соболезнование близким умерших. В Древней Греции если кого-то считали безнадёжно больным, то говорили, что ему нужно только это растение. Зелень его вплетали также в букеты роз и лилий. Когда греческие земледельцы начали осваивать Пелопоннес – полуостров на юге страны, они были поражены скудной растительностью тех мест. На каменистой почве росло лишь это растение. Назовите это растение. Предположите, зачем его вплетали в букеты лилий и роз?

Ответ: петрушка. Зелень петрушки вплетали в букеты лилий и роз, чтобы напомнить: веселье не вечно.

3. Мудрость.

В ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые вороги и земля не просыхала от горьких слёз матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда об этом цветке.

Пришла к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:

- Позволь откупить брата милого.

Удивился Батый:

- Брата? А муж?

- Замуж выйду – муж будет. Будет муж – свёкор будет. Муж будет – сын родится. А сын у свёкра родится – деверь мне будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжёг ты в Рязани…

Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал первый попавшийся под руки цветок, протянул его Овдотье:

- Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать: соберут её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку.

Долго бродила Овдотья по Орде и много русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и ещё красивей стал!

О каком цветке идёт речь?

Ответ: бессмертник.

2. Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции

( мини – конференция: ученики получают карточки с небольшими рассказами о происхождении названий растений, бабочек и птиц, готовятся в течение 5 - 7минут, затем делают небольшие сообщения для всего класс)

Мифы и названия бабочек:

Мартьянов В.Н. «Птицы, бабочки и мифы»

(журнал «Биология в школе» №1 – 1997 г.)

Аполлон:

Семейство Парусников. Крупные с красными или чёрными пятнами на белоснежных крыльях виды этого семейства занесены в Красную книгу, они являются украшением

Природы, Название одной из них – аполлон – говорит само за себя. Аполлон – бог света и солнца.

Махаон:

Не менее красива и систематически близка к парусникам бабочка махаон, она названа в честь сына известного врачевателя Эскулапа. Махаон был врачом в стане греков, осаждавших Трою.

Бабочки перламутровки:

Перламутровки выделяются не только общей яркой окраской. Низ их крыльев покрыт блестящими серебристыми пятнами. Двух из них Линней назвал именами граций – богинь красоты, радости и олицетворения женственности. Так появились перламутровки Аглая и Эвросина. А вот большая перламутровка по-латыни называется Пафией – одним из имён богини любви Афродиты.

Павлиний глаз:

Наиболее известна из дневных бабочек – «Нимфалис Ио» или павлиний глаз. Эта бабочка стремительно летает над землёй, сверкая четырьмя крупными, будто взятыми с хвоста павлина пятнами – «глазами» - на крыльях. Цветущих растений весной немного, вот и приходится бабочке в поисках пищи преодолевать большие расстояния. Совсем, как прекрасной возлюбленной Зевса – Ио. Спасаясь от жены Зевса – ревнивой Геры, Ио была вынуждена долго и мучительно скитаться по свету.

Траурница:

Латинское название бабочки траурницы «Нимфалис антилопа». Её чёрно-коричневые крылья и впрямь выглядят траурными. Оказывается, и в мифах героини по имени Антилопа имели печальную судьбу. Одна из антилоп – прекрасная царица амазонок, была увезена Тесеем, а потом убита в битве со своими же амазонками. Другой антилопой была мать девяти дочерей, дерзнувших состязаться с музами и за это обращённых в 9 сорок.

Бражник мертвая голова:

Но не всегда внешний вид бабочек ассоциируется с чем-то возвышенным. Например, рисунок на спине бражника мёртвая голова похож на череп со скрещенными под ним костями. Линней дал бабочке латинское имя «Антропос». Изображаемая древними греками в виде старухи богиня Антропос сидела у входа в подземное царство и обрывала нить жизни у каждого туда входящего.

Названия растений:

Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы»

(М., «Просвещение», 1993 г.)

Астра:

В переводе с греческого «астра» означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды, и если ночью притаиться в цветнике, то можно услышать едва уловимое перешептывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами

Анютины глазки:

Древние греки связывали происхождение фиалки трёхцветной с историей дочери царя Ио, которую ревнивая жена Зевса Гера превратила в корову. Для своей возлюбленной Зевс вырастил цветы, символизирующие любовный треугольник и как бы говорящие, что проклятие Геры не вечно.

Василёк:

Название центаурея он получил в честь кентавра (человека – коня) из греческой мифологии. Как гласит легенда, одному из кентавров Хирону, были известны целебные свойства трав, Хирон нашёл, что сок одного из васильков обладает драгоценным свойством заживлять раны.

Дельфиниум:

Название растения происходит от греческого «дельфин», на тело которого похож бутон этого растения. Древние греки считали дельфиниум цветком печали, выросшим из тела погибшего героя Аякса. Средневековые врачи использовали настойку из этого растения для заживления ран – отсюда и русское название – живокость.

Лилии:

Древние греки приписывали лилиям божественное происхождение и считали её символом надежды.

Ирис:

Ирисом, что в переводе означает «радуга», древние греки назвали этот изумительно красивый и нежный цветок за сходство по богатству окрасок с радугой.

Ландыш:

Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.

Горицвет весенний:

Золотом горят на солнышке крупные цветки горицвета. Латинское название адонис дано ему по имени финикийского бога солнца Адона, который по легенде, ежегодно умирал и каждую весну воскресал, как этот цветок.

Маргаритки:

В переводе с греческого «маргаритка» означает «жемчужина», о происхождении маргариток известно много красивых легенд: по русскому преданию в маргаритки превратились жемчуга с разорванного ожерелья Любавы, когда она кинулась встречать желанного жениха своего, Садко.

Нарцисс:

Слово «нарцисс» по-гречески означает «ошеломлять» благодаря своему запаху,

название растение получило благодаря красивой легенде о самовлюблённом прекрасном

юноше, которого боги превратили в цветок.

Примула:

Древние греки называли примулу цветком двенадцати богов и связывали с преданием о том, как эти боги превратили юношу по имени Паралисос, сражённого параличом, в цветок – этот цветок стал считаться средством от всяких болезней

Незабудка:

По преданию, богиня Флора дала скромному цветку такое имя, потому что она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

К занятию по теме: «Биология и математика»

На этом занятии можно повторить как мелкие вопросы по анатомии и физиологии человека, так и особенности строения и функций целых систем органов.

1. Организм человека в цифрах:

Человек – удивительнейшее творение природы, Подтверждение тому – цифры, описывающие его организм. Итак, знаете ли Вы, что…

За страницами школьного учебника «О человеке – языком фактов и цифр»

(журнал «Биология в школе» № 5 – 1994 год)

– человек состоит из более чем ста триллионов клеток (1013)

– клеткам свойственны размножение и рост: за 24 часа у человека погибает и вновь возникает 5 х 1011 клеток

– скелет человека состоит из 206 костей: 85 парных и 36 непарных

– общая длина кровеносных сосудов в организме человека 100 тыс. км

– ежегодно сердце расходует такое количество энергии, которого было бы достаточно, чтобы поднять груз массой 900 кг на высоту 14 м

– за время своей жизни (около четырёх месяцев) эритроцит крови человека проходит расстояние около 1600 км

– на голове человека примерно 125 тыс. волос (у блондинов – 140, у брюнетов – 102, у шатенов – 109, у рыжеволосых – 88 тыс.), за всю жизнь у человека выпадает и вырастает вновь в среднем более 1,5 млн. волос

– на кусочке человеческой кожи площадью 6,45 квадратных сантиметров находится 645 потовых желёз, 26 м нервных волокон более 1000 нервных окончаний, 65 волосяных луковиц, 75 сальных желёз и 6 метров кровеносных сосудов

– на языке находится около 9000 вкусовых рецепторов

– чувствительность человеческого глаза столь высока, что при идеальных условиях видимости он может с вершины горы заметить свет, горящий на расстоянии 80 км

– у человека общая площадь рецепторов, реагирующих на запахи, составляет 4, 8 квадратных сантиметров

– даже самые суровые мужчины ежедневно проливают от 1 до 3 мл слёз, слёзы постоянно вырабатываются железами и увлажняют наши глаза, предохраняя их от пыли и микробов

– установлено, что у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, а у смеющегося – всего 17, значит, смеяться энергетически выгоднее, чем плакать

– каждую секунду в нашем головном мозге происходит около 100 тыс. химических реакций

– мозг человека обрабатывает лишь 1% информации, воспринимаемой органами чувств, а остальные 99% отбрасываются как ненужные

А помните ли Вы, сколько в Вашем организме:

*отделов в скелете

*костей в мозговом отделе черепа

*рёбер

*позвонков в поясничном отделе скелета

*жидкостей, составляющих внутреннюю среду

*видов форменных элементов крови

*камер сердца

*видов кровеносных сосудов

*видов пищеварительных желёз

*слоёв в желудке

*зубов

*оболочек у спинного мозга

*долей в коре больших полушарий

*оболочек в глазном яблоке

*слуховых косточек?

Знаете ли Вы, что за 75 лет жизни человек производит:

- 23 тыс. литров слюны, 18 тыс. литров пота, моргает 300 млн. раз,

пукает 200 тыс. раз, подстригает 4 м ногтей

- съедает 22 тонны пищи и выпивает 33 тыс. литров жидкости – при этом получаемой энергии хватило бы на обогрев квартиры площадью 100 квадратных метров в течение 10 лет

- сердце бьётся 3 млрд. раз, лёгкие делают 720 млн. вдохов и выдохов

- женщина производит 500 яйцеклеток, мужчина «отпускает на волю» 10 – 15 млрд. сперматозоидов

2. Задачи по физиологии человека

Беркенблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С.

«Задачи по физиологии человека и животных» (М., изд. МГУ, 1995 г.)

Задачи по теме: «Опорно-двигательная система»:

Задача 1. Штангист поднял одной рукой предельный для себя груз массой 50 кг. Рассчитайте предельное усилие, развиваемое мышцами руки атлета.

Решение: P = mg, где P- сила

m- масса

g- ускорение свободного падения

Р = 50 х 9,8 = 500 Н.

Ответ: 500 Н.

Задача 2. Во время движения отдельных частей нашего тела некоторые кости или группы костей выполняют функции рычагов. Опишите работу стопы человека с точки зрения рычага.

Решение: Свод стопы при подъёме на цыпочки работает как рычаг. Опорой рычага, через которую проходит ось вращения служат головки костей плюсны. Преодолеваемая сила – вес всего тела – приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила, осуществляющая подъём тела, передаётся через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости.

Задачи по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание»

Задача 3. Определите, сколько литров крови содержится в организме человека, массой 47 кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от массы тела, а плотность крови равна 1,06 г/см 3

Решение: 1) 47 х 0,07 = 3,19 (кг) – масса крови этого человека

2) m = V x g

V = m : g = 3190 : 1,06 = 3009 (см3) = 3л 9 мл.

Ответ: 3 литра 9 мл.

Задача 4. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 мг крови. Сколько крови образуется в организме человека за всю жизнь (средняя продолжительность жизни – 70 лет)?

Решение: 1) 70 х 365 = 25550 (суток) в 70 годах жизни

2) 25550 х 25000 = 638750000 (мл) крови образуется у человека за всю жизнь

Ответ: 638 кг 750 г.

Задача 5. Процессы, происходящие в печени, играют важную роль в поддержании

постоянства состава веществ в организме. В течение 1 минуты через печень протекает 1,5 литра крови. Рассчитайте, сколько раз кровь проходит через печень в течение суток, если масса среднего человека 75 кг, а кровь составляет 7% массы тела.

Решение: 1) 75 х 0,07 = 5,25 (л) – количество крови в теле среднего человека

2) 1,5 х 1440 = 2160 (л) – крови протекает через печень за сутки

3) 2160 : 5,25 = 412 (раз)

Ответ: 412 раз.

Задача 6 . Сколько крови выбрасывает сердце подростка за сутки и за год, если его пульс 78, а за одно сокращение сердце выталкивает в среднем 38,5

см3 крови.

Решение: 1) 78 х 38,5 = 3003 (см3) – крови выталкивает сердце за 1 минуту

2) 3003 х 1440 = 4324320 (см3) – крови выталкивает сердце за сутки

3) 34,3 х 365 = 1569,5 (тонн) – крови выталкивает сердце за год

Ответ: за сутки – 4.3 тонны, за год – 1569,5 тонн.

Задача 7. Спортсмен пробежал 5000 метров за 815 секунд. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 в минуту, выбрасывая каждый раз 150 см3 крови?

Решение: 1) 150 х 150 = 22500 (см3) – крови выбрасывало сердце за 1 минуту

2) 225000 х 815 : 60 = 305625 (см3) – крови всего перекачало сердце

спортсмена

Ответ: 305,6 литра.

Задача 8. Рассчитайте процент содержания гемоглобина в крови спортсмена, если известно, что кислородная ёмкость его крови равна 20%.

Решение: Необходимые пояснения:

- кислородная ёмкость крови – это максимальное количество кислорода, которое

может быть поглощено 100 мл крови (она зависит от содержания гемоглобина

в крови)

- 1 г гемоглобина может связать 1,34 мл кислорода

1) 20 : 1,34 = 14,9 (%) – гемоглобина в крови спортсмена.

Ответ: 14,9%.

Задача 9, Определите, чему равно содержание гемоглобина в крови больного человека, если кислородная ёмкость его крови равна 14,5%.

Решение: 14,5 : 1,34 = 10,8 (%) – гемоглобина в крови больного человека.

Ответ: 10,8%.

Задача 10. При каждом дыхательном движении человек пропускает через лёгкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода (на 4% меньше, чем вдыхаемый). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет класс из 25 учащихся за урок, если один ученик за 1 минуту делает 18 дыхательных движений.

Решение: 1) 500 х 0,16 = 80 (см3) – кислорода в выдыхаемом воздухе

2) 18 х 40 + 720 (дых. движений) – делает 1 ученик за урок

3) 720 х 80 = 57,6 (л) – кислорода потребляет 1 ученик за урок

4) 57,6 х 25 = 1440 (л) – кислорода потребляют все ученики класса за урок.

Ответ: 57,6 л и 1440 л.

Задача 11. В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в 1 минуту. Сколько воздуха должно пройти через его лёгкие за 8 –мичасовую смену?

Решение: 1) 480 х 8 = 2880 (л) – кислорода потребляет человек за смену

2) 2880000 : 210 = 13714,2 (л) – воздуха проходит через лёгкие рабочего за

смену.

Ответ: 13 714,2 л.

Метки: Биология