Тема: Птицы леса
Тема: Птицы леса
Цель: Продолжить знакомство с классом птиц.
Задачи: Познакомить учащихся с птицами леса на примере дятла и синицы.
Изучить способ приспособления к образу жизни лесных птиц.
Работать над коррекцией речи.
Оборудование: таблицы, план пересказа, карточки, задание, кроссворды
дополнительный материал.
Словарная работа: дятел, синица.
Ход:
I. Организация класса. Проверить готовность к уроку. Обратить внимание на посадку.
II. Повторение.
А) Слабые учащиеся готовят ответы на вопросы по карточкам.
Карточка 1 - Чем питаются ласточки и как они ловят добычу?
Карточка 2 - Чем отличается деревенская ласточка от городской?
Б) Беседа:
- На какие две группы делятся все животные?
- Какие классы животных мы изучили?
Отгадаем загадки и назовем класс животных.
А) Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)
Б) Есть крылья, а не птица, ног нет, а не догонишь. (рыба)
В) Скачет завирушка, не роет, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар
(лягушка, земноводное)
Г) Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет-
(ящерица - пресмыкающееся)
Д) Спереди шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(ласточка птицы)
- Назовите характерные признаки класса птиц.
З. Повторение домашнего задания:
А) Какой образ жизни ведет ласточка? (воздушный)
Б) Как тело ласточки и стрижа приспособлено к быстрому полету? (форма
остроконечные крылья, вильчатый хвост).
В) Внешний вид. (Карточки) - Чем деревенская ласточка отличается от городской?
Г) Среда обитания. Питание.
Почему ласточку называют летающим барометром?
Д) Дыхание.
Е) Размножение.
Ж) Польза птиц.
3) Объясните значение пословицы:
- Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. (Хвост служит птице в качестве руля)
- Любит кукушка чужие гнезда считать. (Откладывает яйца в чужие гнезда)
И) Почему ласточки не могут жить в тундре?
Расшифруйте: 9 60 170 600
4. Конкурс на лучшее знание пословиц по рядам.
1ряд. - Плоха та птица... .(которая свое гнездо марает)
- Гусь свинье (не товарищ)
- Лучше синица в руках (чем журавль в небе)
- Старого воробья на мякине ... (не проведешь)
2ряд - Слово не воробей (вылетит не поймаешь)
- Всякая птица свое (гнездо знает)
- Любит кукушка .... (чужие гнезда считать)
- Не для того птице хвост чтобы мух отгонять)
III. Новая тема.
Беседа: - Хоть я не молоток - по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследоватьхочу.
-Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
- К каким птицам - перелетным или зимующим относятся дятел и синица и почему? (Зимующие, находят корм себе зимой).
Беседа: - Рассмотрите внешний вид дятла и синицы по таблице.
А) Что общего у дятла и синицы с ранее изученными птицами? (Форма тела, питание, покров, дыхание, размножение).
Б) Описать внешний вид дятла и синицы по плану:
- Форма тела; - Окраска;
- Части тела; - Питание;
- Органы на голове; - Польза или вред;
- Размеры;
В) В чем отличие дятла от синицы? (Образ жизни, внешний вид, окраска, размеры).
Дополнения учителя:
(Материал подготовлен учениками)
1. Виды дятлов.
2. Питание.
(Синицы бойкие, умные пронырливые, шныряют по веткам и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, каждую трещинку коры, листья и почки. От их острого глаза не могут укрьтться ни взрослые насекомые, ни их гусеницы, ни кладки яиц. Синица за 10 секунд разыскивает и съедает 10 гусениц).
Размножение.
- С наступлением весны дятел перелетает с дерева на дерево и ищет свое излюбленное дерево. Птица будет стучать только на нем. Обычно такое дерево с сухой вершиной. Устроится дятел на нем в 10-15 см от земли и начинает очень быстро ударять по стволу клювом. За Iсекунду успевает сделать 10-12 ударов. В разгар весны барабанит по 500-600 раз. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживают самка и самец. Появившихся птенцов
оба родителя. (Трели дятла, гр. запись).
- Синицы гнездятся в дуплянках и дощатых синичниках, самки откладывают 15 яц, когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и их личинок. (Чтение вслух стр. 85).
Польза птиц.
- Доктор леса. Стр. 30
- «Весы». (Синица съедает столько, сколько весит сама). Помогите птицам! (стр. 85).
- Синичкин запас. Стр. 208.
- Чем можно подкармливать птиц зимой? (стр.85).
- Стихотворение «Кормушки сделал человек». (стр 84)
Закрепление.
- Чтение статьи. (про себя).
- Выборочное чтение и рассказ по вопросам:
А) Среда обитания;
Б) Приспособление к среде обитания;
В) Питание;
Г) Размножение;
Д) Польза или вред;
(Пересказ по плану на доске).
Сообщение учителя.
- Среди дятловых есть вертишейки, называются они так за способность вращать шеей наподобие змеи. Вертишейки питаются почти исключительно муравьями и откладывают до 12 яиц.
Дятлы спят прижавшись к стволам деревьев, острыми когтями цепляясь за кору дерева.
Работа в тетрадях.
А) Словарная работа (запись в тетрадь слов: синицы, дятлы);
Б) Разгадывание кроссворда «Птичья столовая».
(Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, оляпка)
- Каких птиц необходимо подкармливать в зимнее время?
Домашнее задание.
- Чтение статьи.
- Iгр. читать и пересказывать
- 2гр. читать и отвечать на вопросы.
Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Изготовить)
Бочка - заморочка.
- Правда ли, что стрижи даже спят на лету?(Да. На закате поднимаются высоко и спят на лету. А на рассвете спускаются поближе к земле.)
- Поют ли дятлы?(Не поют и не могут песней пометить свою территорию, но барабанят клювом по деревьям, предупреждая всех о своем присутствии.По скорости и ритму ударов они могут узнавать друг друга.)
- По клюву и лапам определи, как кормятся эти птицы?
- Кто раньше к вам прилетает - стрижи или ласточки? (ласточки)
- Почему нельзя яйца трогать руками?
- Реши, кто лишний в каждом ряду?
А) ласточка, стрижи, дятел;
Б) ласточка, сова, дятел;
В) синица, ласточка, дятел;
- По гнездам определи птиц.
- Птичий марафон.
1 ряд - зимующие (дятел)
2ряд - перелетньте (грачи)
В. Ф. Егина, МКС(К)ОУ "Тутальская школа-интернат VIII вида", Яшкинский район, Кемеровская область
Метки: Биология