Тема: «Зрительный анализатор», 8 клас
Тема: «Зрительный анализатор», 8 клас
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: изучить особенности строения и работы зрительного анализатора.
Задачи:
Образовательные: опираясь на знания о строении анализатора, сформировать представление о анатомо - функциональной характеристике зрительного анализатора
Воспитывающие: прививать детям идею о необходимости изучения человеческого организма для создания ситуации успешности в собственной жизни и для пользы обществу.
Развивающие: углубить представление о восприятии целостной картины мира на примере работы зрительного анализатора как оптического прибора; развивать технологические, информационные, коммуникативные компетенции.
Используемые средства: проектор, экран, компьютер; презентация «Эволюция органа зрения»; разборная модель глаза; плакат «Зрительный анализатор»
Основные технологии, методы и способы: ИКТ-технология, проблемная технология, исследовательская деятельность, интеграция знаний.
Ведущий тип деятельности детей: продуктивный способ деятельности, проблемно-диалоговое мышление.
План урока
- Организационный момент (1мин)
- Целеполагание и мотивация (3мин)
- Актуализация знаний (8-10мин)
- Изучение нового материала (25 мин)
- Первичное закрепление нового материала(5 мин)
- Подведение итогов урока, рефлексия(3мин)
- Домашнее задание (2мин)
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, пожелание плодотворной работы и хороших оценок)
2. Целеполагание и мотивация
Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников записать её в тетрадях и создаёт мотивационную ситуацию следующим эпиграфом:
« Если бы оптик пытался продать мне инструмент, в котором бы оказались недостатки, присущие глазу, то я считал себя бы праве высказать ему в самых резких выражениях порицание за небрежную работу и вернуть инструмент с протестом».
Г. Гельмгольц.
Учитель: о чём говорит высказывание великого учёного-физика?
Ученики: о совершенстве органа зрения.
Учитель: поэтому давайте сформулируем проблему
Ученики: в чём совершенство органа зрения?
Учитель: цель нашего урока?
Ученики: изучить строение органа зрения человека
Учитель: итак, теме нашего сегодняшнего урока - зрительный анализатор, запишите её в тетрадь
3. Актуализация знаний
Учитель: примерно 90% информации из окружающего мира человек воспринимает при помощи органа зрения, поэтому необходимость серьёзного изучения данной темы очень большая.
Опираясь на знания прошлых лет, я предлагаю вспомнить и проследить эволюцию органа зрения.
(Работа с презентацией «Эволюция органа зрения»: учащиеся из курса зоологии вспоминают световосприятие у различных животных; учитель в ходе беседы корректирует и дополняет знания об органах зрения)
1. У простейших - фоточувствительны глазок (эвглена зелёная) - скопление пигмента, которое воспринимает разный уровень освещённости.
2. Кишечнополостные (пресноводный полип гидра) имеют диффузное нервное образование, чувствительное к прикосновению, химическим веществам, свету. А у некоторых медуз есть сложно устроенные глазные ямки с пигментами и веществом, имеющим вид оптической линзы - прообраза хрусталика.
3. У червей (дождевой червь), как правило, глаз пока ещё нет; по всей поверхности тела разбросаны фоторецепторные клетки.
4. Заслуживают внимания органы зрения у головоногих моллюсков (осьминог). Они имеют вид пузырей с оболочками, на внутренней стороне которых располагаются светочувствительные клетки. Глаз у них снабжён светопреломляющими средами: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом.
5. У членистоногих (пчела) глаза фасеточного типа, изображение в одну картину складывается по типу «мозаики».
Так, постепенно, природа пришла к более совершенному органу зрения
позвоночных животных, а конкретно человек имеет зрительный анализатор более сложно устроенного и совершенного типа.
4 . Изучение нового материала
Учитель: давайте вспомним, из каких частей состоит любой анализатор
Ученики:
А. Рецептор как периферическое воспринимающее звено;
Б. Нервные пути как проводниковое звено;
В. Мозговой центр как обрабатывающее звено
Учитель: исходя из этого, изучим поэтапно строение зрительного анализатора.
(Учитель просит делать записи в тетради по мере объяснения нового материала.)
На демонстрационном столе разборная модель глаза, на доске плакат «Зрительный анализатор», учитель по мере объяснения материала обращается к ним.
Учитель: итак, решаем проблему урока - как же устроен человеческий глаз?
(Далее наводящие вопросы учителя будут идти под знаком*)
Во-первых,*какую форму он имеет? Ученики - форму шара. Учитель - совершенную природную геометрическую фигуру. Поэтому его называют «глазным яблоком».
*Где располагается глазное яблоко? Ученики - на лицевой части черепа в полости глазного углубления - глазнице. Учитель: Диаметр его 25мм, масса 7,58мг.
Кроме основного аппарата глаза - глазного яблока, в состав органа зрения входят вспомогательные приспособления, а) служащие для защиты.
*Какие?
Ученики - брови, веки, ресницы. *Вспомните портрет первобытного человека, как выглядели его глаза, когда он был частью дикой природы, полной опасностей?
Ученики - глаза были глубоко посажены в глазнице, мощные надбровные дуги защищали от воды, грязи, пыли.
Учитель: особого внимания заслуживает следующий вспомогательный аппарат - б) слёзный. Он состоит из 1) слёзной железы (располагается над глазом в глазнице), 2) слёзного протока, который открывается в носовую полость, и 3) самой слёзной жидкости.* Какую роль играет слёзная жидкость? Ученики - смачивает и дезинфицирует глазное яблоко. Учитель: а вот почему человек плачет - ответ на этот вопрос искалаU(учитель называет фамилию учащегося) и готова поделиться с нами этой интересной информацией.
Приложение 1
Учитель: я вам желаю плакать только от счастья! Итак, вернёмся к строению органа зрения.
И еще один вспомогательный аппарат глаза - двигательный, состоящий из 6 мышц, прикрепляющихся одним концом к глазнице, другим к глазному яблоку
.*Что происходит в результате сокращения и расслабления этих мышц? Ученики - движения глазного яблока - вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения.
Учитель. Итак, в ваших тетрадях должны быть записи о вспомогательных аппаратах глаза. Теперь переходим к основному аппарату глаза - глазному яблоку.
Предлагаю вам сделать записи по строению глазного яблока в виде развёрнутой логической цепочки.
Стенки глазного яблока образованы 3 оболочками:
1.Наружняя оболочка (белочная) - склера - состоит из соединительной ткани.*Что в данном случае это даёт глазу, как и другим органам, которые снаружи покрывает соединительнотканная оболочка?- Ученики - придаёт и сохраняет форму глаза.
Передняя часть склеры - роговица - выпуклая, прозрачная. *Какую функцию она будет выполнять?- Ученики - пропускать и преломлять световой поток.
2. Изнутри плотно прилегает к склере сосудистая оболочка. В ней располагаются кровеносные сосуды.*Какую они играют роль? Ученики - питание тканей глаза.
3. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную (радужка), в которой пигмент меланин в разном количестве даёт цвет глаз от серых тонов до коричневых. В центре радужки имеется отверстие - зрачок.*Какого он цвета? Ученики - чёрного. Учитель: А ведь это отверстие, которое способно менять свой диаметр! Ещё одно доказательство эффекта «чёрной дыры» - поглощение лучей.*Вспомните из курса физики, какая поверхность будет чёрной, а какая белой? Ученики - белая та, от которой отражаются лучи, а чёрной - которой они поглощаются. Учитель: значит, через зрачок световые лучи проникают внутрь глаза, не рассеиваются, оказываясь как бы в ловушке
Через зрачок происходит регуляция поступления количества светового потока, так как он может сужаться и расширяться.*Если световой поток мал, что происходит со зрачком? Ученики - расширяется, *если света много - наоборот, сужается.
Учитель: основную массу глазного яблока занимает стекловидное тело - прозрачное студенистое вещество, которое находится внутри этих оболочек под определённым давлением, которое так и называется «внутриглазное давление». Не зря в народе говорят «Беречь как зеницу ока». Что может произойти, если при травме будут нарушены защитные оболочки глаза?
Ученики: т.к. это практически жидкость, то она может попросту вытечь, и у человека нарушится работа всего зрительного анализатора.
Учитель: отсюда вывод , что к собственному здоровью и здоровью окружающих следует относиться очень ответственно!!!
Учитель: давайте с вами вспомним некоторые приборы. Лупа, микроскоп, бинокль, телескоп, очки. *Что их объединяет? Ученики - это оптические приборы. * Какая их главная составная часть? Ученики - система линз.
Учитель: так вот за зрачком располагается хрусталик. Это тоже линза, двояковыпуклая толщиной 0,2мм , но только живая. Линза эта собирает исходящие от предметов лучи, преломляет их. Благодаря эластичному волокнистому содержимому она способная менять свою кривизну (аккомодация). Этим обеспечивается точная фокусировка и отдалённых, и приближённых предметов на сетчатке глаза - внутренней её оболочке, где расположены зрительные рецепторы - палочки и колбочки. Палочки (их 30млн.) отвечают за световосприятие и возбуждаются даже при слабом сумеречном свете, когда изображения кажутся нам серых тонов. Колбочки возбуждаются только ярким светом, и тогда при их помощи мы можем различать цвета. На сетчатке они располагаются неравномерно: ближе к центру напротив зрачка есть колбочки, но нет палочек - «жёлтое пятно», Дальше к периферии колбочек меньше, палочек больше. Обнаружить это можно с помощью простого опыта.
Эксперимент 1: учитель просит стать одного испытуемого перед классом, просит не водить глазами за яркой ручкой, которую учитель отводит от центра в стороны. Учитель: как меняется цвет ручки? Ученики - ближе к центру цвет яркий, дальше от центра - тона блёкнут и ручка кажется просто серой.
Учитель: попытайтесь объяснить наблюдаемое. Ученики - неравномерность рассредоточения палочек и колбочек по сетчатке.
Учитель: от рецепторов отходят аксоны. В одном месте сетчатки они сходятся вместе, образуя выходящий отсюда зрительный нерв. Здесь нет ни палочек, ни колбочек, поэтому называется оно «слепое пятно».
Эксперимент 2 - обнаружение «слепого пятна» по учебнику на стр. 247.
Учитель: попробуйте объяснить зксперимент
Ученики: на определённом расстоянии под определённым углом зрения изображение попадает на слепое пятно, а т.к. там нет ни палочек, ни колбочек, мы объект не видим.
Учитель: Итак, хрусталик фокусирует, т.е. собирает лучи на сетчатке. Там изображение из огромного внешнего мира получается уменьшенным и перевёрнутым. *Как работают рецепторы глаза с фиэической точки зрения? Для этого вы должны вспомнить физическую природу нервного импульса - какова она? Ученики - электрическая. Значит какую свою основную функцию будут выполнять зрительные рецепторы? Ученики - они преобразуют световую энергию в электрическую энергию нервных возбуждений. Учитель: таким образом, мы с вами ещё на одном примере убедились в том, что в физиологии человеческого организма работает физический закон - закон сохренения энергии. Вспомните его. Ученики: энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает Она переходит из одной формы в другую.
Учитель: итак, после этого преобразования электрический импульс по зрительному нерву направляется в головной мозг. Поэтому следующее звено анализатора - центральное обрабатывающее.
Есть такая народная мудрость: «Смотрим газами, а видим затылком». * В чём её биологический смысл? Ученики - в расположении зрительного центра в затылочной доле коры головного мозга. Здесь происходит анализ и синтез зрительных ощущений и рождается зрительный образ. Наш головной мозг возвращает нам изображение реальной картины мира.
Учитель: вот так устроен наш глаз, так мы из окружающего мира получаем максимум информации.
5. Первичное закрепление знаний.
1). Выполнить короткий тест на доске (ответы к тесту обсуждает класс)
Приложение 2
2). Решить ситуативную задачу:
Водитель Иванов, сбивший на машине породистую собаку, утверждает, что он её не видел на дороге вообще. Честен ли он в своих показаниях? Ответ пояснить.
3). Объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы».
6.Подведение итогов, рефлексия
7.Задание на дом : п.49,отработать термины, выполнить л.р. на с.249.
Н. Н. Нехорошева, МБУ СОШ № 94, Тольятти, Самарская область
Метки: Биология