Лабораторные работы 1, 2. 11 клас
Лабораторные работы 1, 2. 11 клас
Лабораторная работа № 1 Выявление изменчивости у особей одного вида.
Цель работы:
Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы:
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
Распределите по столбцам предложенные варианты.
Сорта картофеля | Породы коров | Породы собак |
- размеры клубней
- удойность
- внешний вид
- химический состав молока
- химический состав клубней
- характер (агрессивный или добродушный)
- мышечная масса
- скорость созревания урожая
- специальные поведенческие реакции
3. Для контроля знаний дайте ответы на тестовые вопросы:
1) Продемонстрированные вам разные морфологические формы представителей одного и того же вида являются:
а) генетическими мутациями
б) результатом искусственного отбора
в) результатом естественного отбора
2) Искусственно выведенные человеком разновидности растений называются:
а) штаммы
б) сорта
в) породы
г) виды
д) популяции
3) Искусственно выведенные человеком разновидности животных называются:
а) штаммы
б) сорта
в) породы
г) виды
д) популяции
4) В результате искусственного отбора организмы:
а) приобретают полезные для человека свойства
б) приобретают свойства, обеспечивающие личную приспособленность к среде обитания
в) теряют способность к размножению
4. Сделать вывод из проделанной работы.
Лабораторная работа № 2
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Цель:
Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Ход работы:
1. Рассмотреть предлагаемые изображения некоторых растений. Сравнить особенности их строения. Сделать вывод об условиях их обитания.
2. Определить, какие особенности строения и физиологии суккулентного растения (кактус) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания. Поместить соответствующие характеристики в нужные ячейки прилагаемой таблицы.
3. Определить, какие особенности строения и физиологии водного растения (кувшинка) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания. Поместить соответствующие характеристики в нужные ячейки прилагаемой таблицы.
4. Рассмотреть предлагаемые изображения двух животных, приспособленных к водной среде обитания (представитель класса Хрящевые рыбы - акула, и представитель класса Млекопитающие - дельфин). Проанализировать, какие общие черты строения и функционирования их организмов обуславливают приспособленность к водному образу жизни. Проанализировать, какие черты строения и функционирования их организмов, обуславливающие данную приспособленность, являются специфичными для каждого из этих видов. Для этого занести предлагаемые сценарием характеристики в необходимые ячейки таблицы.
5. Для контроля знаний дать ответы на тестовые вопросы.
6. Сделать вывод о приспособленности организмов к среде их обитания.
Контроль знаний:
Колючки кактуса, листья кувшинки и земляники:
- являются гомологичными органами
- являются аналогичными органами
- выполняют одинаковые функции
- имеют одинаковое строение
Схожесть формы туловища акулы и дельфина является примером:
- дивергенции признаков
- конвергенции признаков
- ароморфоза
- видообразования
Своеобразие строения и образа жизни, отражающее приспособление вида к комплексу факторов внешней среды, называется
- внешним строением
- внутренним строением
- жизненной формой
- экологической группой
Приспособленность организмов, относящихся к разным систематическим группам , к одинаковым условиям внешней среды может проявляться в:
- генетическом сходстве
- морфологическом сходстве
Приспособленность организмов к окружающей среде возникает и закрепляется:
- в процессе естественного отбора
- в процессе искусственного отбора
- непроизвольно в результате мутаций
Приспособленность организмов к окружающей среде характеризуется:
- особенностями формы организма
- особенностями внутреннего строения организмов
- особенностями поведения животных
- всем выше перечисленным
С. П. Слесаренко, МБОУ СОШ № 11, с. Шабельское, Щербиновский район, Краснодарский край
Метки: Биология