Лабораторные работы 4, 5. 11 клас
Лабораторные работы 4, 5. 11 клас
Лабораторная работа № 4 Исследование изменений в экосистемах (на примере биологической модели аквариум).
Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.
Ход работы.
1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
– падают прямые солнечные лучи;
– в аквариуме обитает большое количество рыб.
5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
Лабораторная работа № 5 Сравнительная характеристика природных экосистем (луг) и агросистем (пшеничное поле).
Цель работы: Научиться сравнивать естественный биогеоценоз и агроценоз; объяснять причины выявленного сходства и различия уметь прогнозировать изменения в них.
Ход работы:
1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.
2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.
3. Заполнить таблицу 1.
4. Сравнить показанные на рисунках природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.
5. Заполнить таблицу 2.
Таблица1.
Природная | Агросистема | |
Естественный отбор | ||
Искусственный отбор | ||
Видовой состав сообществ | ||
Продуктивность |
Выберите из списка и внесите в таблицу: больше, меньше, действие направлено до достижение максимальной продуктивности, действует на экосистему, действие на экосистему минимально, не действует на экосистему, больше, меньше.
Таблица2.
Общие характеристики | Характерно только для природных экосистем | Характерно только для агроэкосистем |
Выберите из списка и внесите в таблицу: наличие в цепях питания консументов, обязательным элементом цепи питания является человек, характеризуется многообразием экологических ниш, часть энергии или химических веществ может искусственно вноситься человеком, неорганические вещества извлекаемые продуцентами возвращаются в почву, наличие в цепях питания продуцентов, наличие в цепях питания редуцентов, экосистема устойчива во времени без вмешательства человека, неорганические вещества извлекаемые продуцентами из почвы удаляются из экосистемы, экосистема быстро разрушается без вмешательства человека, человек слабо влияет на круговорот веществ, основной источник энергии солнце.
Вывод.
С. П. Слесаренко, МБОУ СОШ № 11, с. Шабельское, Щербиновский район, Краснодарский край
Метки: Биология