Тема: Многообразие рыб (систематические и экологические группы рыб)
Тема: Многообразие рыб (систематические и экологические группы рыб)
Цели урока: Показать многообразие рыб. Черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение; продолжить формирование умений выделить главные признаки в характеристике животных, заполнить таблицу, узнавать основных изученных рыб.
Оборудование: рисунки, фотографии рыб, таблицы, видеофильм «Жизнь рыб».
Ход урока
- I.Организационный момент
- II.Активизация знаний по теме «Размножение и развитие рыб»
- Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска, например, около 7 млн., сазан - до 1,5 млн., щука - до 1 млн. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе при небольшой плодовитости?
- Пресноводная рыба горчак обитает в реках и озёрах, в которых живут двустворчатые моллюски (перловицы и беззубки). Как можно объяснить такое явление?
- Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например, киту и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?
- Решение биологических задач
- Индивидуальная работа по карточкам.
Заполните пропуски в тексте:
Рыбы U животные и имеют U половые железы. У самцов они называются U , у самок - U . В яичниках созревают U , в семенниках U . Период размножения рыб называется U . Оплодотворение у большинства рыб U , хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение U , например, акулы. После оплодотворения в U развивается U . Вещества, необходимые для питания зародыша, содержатся в U .
ü Изобразите развитие рыб схематически. Подпишите каждую стадию.
ü Чем личинка рыбы отличается от малька?
- Работа с терминами.
- Написать на доске термины по теме «Размножение и развитие рыб».
Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.
б) Определите очерёдность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.
в) Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в группах).
III. Изучение нового материала
Систематические группы - группы животных, сходных по систематическим признакам (строение и происхождение). От слова «систематика» - наука о многообразии живых организмов, которая занимается распределением их на группы по степени их родства.
Экологические группы - группы животных, сходных по месту и условиям обитания, которые определённым образом приспособлены к факторам среды.
- На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?
- На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условиям обитания?
Учащиеся знакомятся с текстом § 34, и учитель обращает внимание учащихся на то, как важно и интересно знать систематическое положение рыбы и её черты приспособленности к среде обитания.
Поэтому сегодняшний разговор мы построим так, чтобы рассмотреть параллельно оба эти вопроса.
Учащиеся, работая с текстом, помогают учителю построить схему классификации рыб.
Тип | Хордовые | ||||
Подтип | Позвоночные, или Черепные | ||||
Надкласс | Рыбы | ||||
Класс | Хрящевые рыбы | Костные рыбы | |||
Подкласс | Лучепёрые | Костнохрящевые | Кистепёрые | Двоякодышащие | |
Отряд |
Акулы Скаты |
Сельдеобразные Карпообразные Тресковые Камбалообразные |
Осетровые |
Более двадцати тысяч видов рыб населяют водоёмы земного шара. В солёной воде и в пресной, в высокогорных озёрах и на огромных океанских глубинах, в холодных северных и тёплых тропических морях - везде мы встречаем многочисленных представителей этой группы позвоночных животных. И хотя они все живут в воде, условия обитания их очень различны. В связи с этим у рыб выработались разнообразные приспособления, которые делают одних непохожими на других и по внешнему виду, и по образу жизни.
Учащиеся в тетради готовят таблицу «Характеристика некоторых групп рыб» по материалам видеофильма «Жизнь рыб», сообщениям («Акулы», «Скаты», «Камбалообразные»), подготовленным учениками, и рассказа учителя.
Систематические группы рыб | Признаки групп | Представители | Значение в природе и жизни человека |
Подведём итоги нашей работы на сегодняшнем уроке.
Выводы:
- Все рыбы делятся на две группы: хрящевые и костные, отличающиеся друг от друга по ряду признаков.
- Класс костные рыбы делится в свою очередь на четыре подкласса. Лучепёрые - это подкласс, включающий в себя наших обычных рыб, представителей отрядов карпообразных, камбалообразных и других.
- Рыбы отличаются друг от друга по форме тела, что во многом зависит от места обитания; по способу передвижения, виду пищи и способам её добывания.
IV. Задание на закрепление
- Закончите предложение. Что делают с пищей эти рыбы?
Известно, что окунь глотает свою пищу целиком, затем пища попадает в объёмистый желудок, а вот карась, плотва, лещ U .
- «Третий лишний». Кто из тройки названных рыб лишний? Почему?
Речной окунь, щука, карп.
Скат, камбала, акула.
V. Домашнее задание
§ 34, признаки систематических групп рыб.
Индивидуальные задания: подготовка сообщений «Сельдеобразные», «Лососевые», «Трескообразные», «Осетровые».
Н. В. Горяинова, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский муниципального района Красноярский Самарской области
Метки: Биология