Урок «Живет повсюду красота»
Урок «Живет повсюду красота»
Цель: заинтересовать учащихся изучением предмета биология, показать значимость природы для человека, формировать умение выделять главное, формулировать выводы, урок способствует экологическому воспитанию.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основами биологии в курсе природоведения, с флорой и фауной Коломенского района, научить учащихся находить элементы биологических знаний в литературных произведениях, расширить понятия учащихся о фразеологизмах.
Воспитательные: формирование культуры диалогового общения, формирование ценностей природы, окружающего мира и места человека в этом мире, прививать любовь учащихся к родному краю, умение ценить, охранять и уважать природу, воспитание гражданской позиции.
Развивающие: обучение рефлексии, как методу самоанализа, развитие познавательной деятельности, развитие творческого и нравственного потенциала учащихся, внимания, памяти, мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, формирование способностей учащихся четко выражать и отстаивать свое мнение.
План урока:
- Мотивационное начало.
- Устное народное творчество:
- Пословицы;
- Фразеологизмы.
- Фотогалерея.
- Релаксация. Слайд - шоу.
- Фотозагадки.
- Литературно-биологические парадоксы.
- Творческое домашнее задание.
- Синквейн.
Ход урока:
Нас окружает удивительный и прекрасный мир природы. У Константина Паустовского есть такие слова: «Uи если мне хочется прожить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей родной природы».
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Какое влияние оказывает природа на человека, его чувства и эмоции, его настроение?».
Постарайтесь поразмышлять над этим вопросом во время урока, в конце мы вместе сделаем выводы по этому вопросу.
Мы часто не замечаем, той красоты, которая нас окружает. В спешке, пробегая по улице, не обращаем внимания на золотой ковер осенней листвы, красивые закаты и рассветы, радугу после дождя, первый весенний лист. Давайте сегодня попробуем остановиться и совсем другими глазами посмотреть на то, что нас окружает.
Клип Ю.Антонов «Живет повсюду красота».
(2,5 - 3 мин)
Сегодня вы будете выступать в роли журналистов, аналитиков, фотокорреспондентов и редакторов газеты под названием «Живет повсюду красота». На уроке, мы заполним пустые страницы газеты, вписывая в нее наши знания, мысли, рассуждения.
- Итак, первая страница газеты называется «Устное народное творчество».
В нашу жизнь прочно вошли разнообразные пословицы, во многих упоминаются растения и животные. Они часто помогают нам сделать какой либо вывод или высказать мысль. У вас на столах в файлах лежат перепутанные половинки пословиц, ваша задача составить пословицу и постараться объяснить ее смысл и правильную пословицу поместить на газету.
(на работу 1,5 минуты + 5 мин обсуждение)
Пословицы (две - три пословицы на группу):
- Ласточка весну начинает, соловей кончает.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- Увидел скворца, весна у крыльца.
- Трусливому зайке и пенек волк.
- У каждого цветка свой аромат.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Красна птица перьями, а человек ученьем.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Работа не волк, в лес не убежит.
- Следующая рубрика нашей газеты «Фразеологизмы».
Кто из вас знает, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы - это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.
Такие словосочетания как «Клевать носом», «Белая ворона», «Слона и не приметил» мы слышим часто, но не всегда знаем истинное их значение и постараемся объяснить некоторые из них. В конвертах на столах лежат фразеологизмы. Вы с помощью выдержек из фразеологического словаря должны объяснить их.
(на работу 2 мин + 5 мин на объяснение)
Фразеологизмы:
Белая ворона
Синяя птица
Собаку съел
Где раки зимуют
Утку пустить
Спит как сурок
Мокрая курица
Как с гуся вода
Синица в руках
(по два - три фразеологизма на группу)
- Следующая страница газеты «Фотогалерея», но пока она пуста и наша задача сделать ее яркой и красочной. И поможет нам в этом те загадки, что вы подготовили к уроку. А отгадки в виде фотографий и станут экспонатами этой рубрики. Итак, начинаем с первой группы.
(на работу 5 - 7 мин)
Загадки (по три - пять загадок на группу):
Я капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться
А имя дала мне
Родная землица.
(земляника)
Хвост пушистою дугой,
Всем знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле!
(белка)
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
(паук)
Как-то вечером на дачу
Гость пришел ко мне смешной
Смелый, стало быть, в придачу,
И немного озорной.
Прогулялся вдоль забора,
Задержался возле пняU
Стал своим уж очень скоро,
Но заметил тут меня!
Сжался он, как только мог,
Превратившись в колобок,
На игольник стал похож,
Угадали? ЭтоU
(еж)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
Спрятался за пень,
Шляпка набекрень.
Кто проходит близко -
Кланяется низко.
(гриб)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Сразу в дупло.
(сова)
Что это за птица?
Гнезда не строит для себя,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем -
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А придут к нам гости -
Им дадим по горсти!
(подсолнечник)
Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны!
(уж)
Вдоль по речке, по водице -
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
(утка с утятами)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Живут на ручьях лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(бобр)
Выпучив глаза сидит,
Не по-русски говорит.
Родилась в воде,
Но живет и на земле.
(лягушка)
Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
Буду жить спокойно в нем!
(крот)
- Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минутку пофантазируем и выйдем на луг, берег реки, войдем в лес или побродим по старым улочкам Коломны и послушаем стихотворение Николая Рылеева «Все в тающей дымкеU», которое подготовили для вас ребята.
Презентация с видами природы Коломны + стихотворение.
Все в тающей дымке -
Холмы, перелескиU
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(3 мин)
- «Фотозагадки» - это очередная рубрика газеты.
Слово нашим фотокорреспондентам, которые подготовили для вас фотографии с видами природы Коломны. Вы должны постараться вспомнить, что это за место и где находиться.
От каждой группы по 3-5 фотографий
(3-4 мин)
- Следующая страница нашей газеты «Литературно-биологические парадоксы».
Многие поэты воспевали красоту природы в стихах, эти стихи нам хорошо знакомы с детства. Но даже такие великие поэты допускали в своем творчестве биологические ошибки. И сейчас нам покажут свою работу аналитики каждой группы, которые нашли такие казусы.
(6-7 мин)
В.А.Жуковский Где ж ты, птаха! Где ты, певичка! В дальнем краю Гнёздышко вьёшь ты. Там и поёшь ты песню свою. |
С.Я.Маршак А эта весёлая птица - синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. |
И.А.Крылов Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» - Говорит ей Муравей. |
А.А.Фет «Бабочка» Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот - дышу. |
А.Н.Плещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой. |
С.Есенин Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется - на душе светло |
7. Творческое домашнее задание.
Итак, ребята, мы с вами заполнили большую часть нашей газеты, осталась последняя незаполненная рубрика. Прежде чем перейти к ней, давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам составить кроссворд, написать мини сочинение, нарисовать рисунок, к которых отразилось бы ваше отношение к природе.
8. Синквейн «Природа».
Это сама творческая часть нашего занятия. Вы сегодня много говорили о природе родного края, и сейчас вам предстоит написать Синквейн на тему «Природа», в котором вы попытаетесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Правила синквейна на доске и на столах у каждого из вас.(5-7 мин)
А теперь давайте поделимся теми ассоциациями, которые у вас возникают у вас при слове Природа.
И наконец, заполним последнюю рубрику газеты.
(синквейны можно по желанию учащихся повесить на газету).
В синквейне вы отразили ваше отношение к природе, чувства и эмоции, которые вызывает у вас красота нашего края. И теперь я думаю, вы по-другому будете относиться к окружающей вас природе, беречь и охранять ее. Ведь природа - это источник вдохновения, кладезь знаний, кладовая полезных ископаемых, без которых невозможна жизнь человека.
А закончить наше занятие, я бы хотела словами В. Трояновского:
«Природа наша единственная, и конечно самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает и следует ее указаниям, тот и достигает, без всякого сомнения, наилучших результатов».
Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек вы-ражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
И. В. Тимошенко, МБОУ лицей №4, г. Коломна, Московская область
Метки: Биология