Конспект урока биологии для 7 класса по теме «Тип Кишечнополостные »
Конспект урока биологии для 7 класса по теме «Тип Кишечнополостные »
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить морфологию и строения кишечнополостных; познакомиться с функционированием их организма и жизнедеятельностью.
Задачи:
1) Образовательные:
- изучить характерные черты внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности, связанные со средой обитания, на примере пресноводной гидры;
- уметь находить особенности строения кишечнополостных связанные с образом жизни;
- продолжать формирование навыков работы с влажными препаратами;
- 2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся тягу к знаниям;
- развивать у учащихся стремление заботиться о природе;
3) Развивающие:
- продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа;
- способствовать развитию умения сравнивать объекты природы между собой.
Использованные источники
- Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин- М.: Дрофа,2011г.
- Биология. Животные. 7-8 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, И.Х. Шарова - М.: Просвещение,2000г.
- Жизнь животных в 6 томах. 1том. Беспозвоночные. /под редакцией профессора Л.А. Зенкевича - М.: Просвещение, 1968г.
Ссылки на сайт:
http://ts1.mm.bing.net/
http://go.mail.ru/search_images
http://biouroki.ru/material/animals/gidra.html
Ход урока:
I Организационный момент (Приветствие учащихся)
II Проверка домашнего задания
Деление учащихся на группы для работы по карточкам ( Приложение 1)
IIIИзучение нового материала
Учитель озвучивает итоги работы по карточкам, акцентируя внимание на преимуществах строения многоклеточных организмов по сравнению с одноклеточными. А также подчеркивает родственную связь между этими группами организмов.
Учитель сообщает, тему урока «Тип Кишечнополостные». Записывают ее на доске. Заостряет внимание семиклассников, что название типа «Кишечнополостные» содержит два понятия «кишечник» и « полость». Обращается к презентации и знакомит обучающихся с представителями типа (слайд 1 ). Ребята записывают классы типа и их представителей (слайд 2 )
Тип Кишечнополостные:
- Класс Гидроидные (Пресноводная гидра)
- Класс Сцифоидные ( Медузы)
- Класс Коралловые полипы (Мадрепоровые кораллы)
- Учитель акцентирует внимание учащихся, что Тип Кишечнополостные будут изучать на примере пресноводной гидры, представителя класса Гидроидных.
Особенности строения :
А) «Лучевая симметрия», характерная для животных, которые ведут малоподвижный образ жизни. (слайд 3 )
Б) «Полип» , в переводе с греческого - «многоног» или имеющий много щупалец (слайд 4 )
В) Среда обитания - водная
Г) Внешнее строение пресноводной гидры (слайд 5)
Учитель рассказывает о внешнем строении , учащиеся зарисовывают гидру в тетрадь, обозначая части тела гидры
Д) Внутреннее строения гидры (слайд 6)
Учитель рассказывает о внутреннем строении гидры, а учащиеся по ходу рассказа заполняют в своих тетрадях таблицу (слайд 7 )
Слой тела | Клетки | Функции |
Эктодерма | ||
Учитель акцентирует внимание на «стрекательных»(слайд 8 ) и «половых» клетках (гаметах) обозначающихся знаками: и формирующихся при приближении холодов .Если гаметы формируются на теле одного организма, то такие организмы называются «гермафродиты»
Е) Питание - Гетеротрофы (хищники) (слайд 9) Учитель просит ребят самостоятельно прочитать текст на стр.106 «Питание гидроидных» и объяснить почему гидру относят к хищникам. После заданного времени заслушивает ответы учеников
Учитель акцентирует внимание учащихся на то что, переваривание пищи осуществляется у гидры как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока железистых клеток. Такое полостное и внутриклеточное пищеварение характерно для всех кишечнополостных. Следует также отметить, что не переваренные остатки пищи удаляются из тела через единственное ротовое отверстие.
Ж) (слайд 10) Размножение: Бесполое - Почкование ( летом). Это бесполый путь размножения. Половое: с участием гамет ( при наступлении неблагоприятных условий).
Учитель рассказывает об особенностях полового размножения , акцентируя внимание на стадии личинки «планулы» и периодах эмбрионального развития.
З) Раздражимость (слайд 11) Рассказ учителя с демонстрацией слайда.
III. Закрепление нового материала
1. Учитель демонстрирует учащимся влажные препараты медузы и актинии и просит их ответить на вопросы:(слайд 12)
- К какому типу относятся данные виды?
- Какой вид симметрии присущ этим видам?
- В какой среде они обитают?
- Заполните пропуски в тексте (слайд 13)
Тип Кишечнополостные делится на ___ класса: __________, _____________ и ______________. Среда обитания у всех видов __________. Тело гидры состоит из _________ слоёв клеток. Наружный слой называется ____________, а внутренний ______________. Между ними находится ___________________. Внутри расположена _______________ полость, заходящая также в щупальца. На наружном слое находятся : ____________ , ________________, _________________, __________________ и ________________ клетки. Во внутреннем слое лежат ___________ и _______________ клетки. Отличительным признаком кишечнополостных является наличие в них ____________ клеток, особенно на её щупальцах. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Гидра размножается ____________ и ____________ путем.
VI. Д/З изучить текст учебника «Тип Кишечнополостные» стр. 104 -107, ответить на вопросы 1-4 страница 111 (слайд 14)
Приложение №1
Карточка 1
- Расскажите о внешнем строении губки и ее место обитании.
- Расшифруйте понятия: «Устье», «Поры»
Карточка 2
- Расскажите о внутреннем строении губки.
- Расшифруйте понятия: «Мезоглея», «Амебоцит»
Карточка 3
- Расскажите как размножаются губки?
- Что такое «Регенерация»?
Карточка 4
- Какую роль играют губки в природе?
- Расскажите о практическом значении губок?
Приложение №2
РАЗМНОЖЕНИЕ ГУБОК
Бесполое размножение. У губок очень широко распространены разные формы бесполого размножения. К их числу относятся наружное почкование. При почковании отделяющаяся дочерняя особь может содержать все ткани материнского организма и представлять собой просто его обособившийся участок. Наиболее известный пример такого образования почек - морской апельсин. Из обособившихся клеток, скапливающихся на поверхности губки постепенно формируется маленькая губка, которая через некоторое время отшнуровывается от материнского организма, отваливается и приступает к самостоятельному образу жизни. Значительно реже наблюдается у губок бесполое размножение, выражающееся в отделении от материнского организма разной величины участков, которые далее развиваются во взрослый организм. Очень близко примыкает к такому способу размножения образование у губок при неблагоприятных условиях существования так называемых редукционных телец.
Бесполое размножение губок
Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные формы. Какого-либо внешнего различия мужских и женских особей в случае раздельнополости не наблюдается. Половые клетки образуются в мезоглее губки. Там же происходит рост и созревание яиц и формирование сперматозоидов. Зрелые сперматозоиды выходят из губки наружу и с током воды по системе приводящих каналов попадают в жгутиковые камеры других губок, имеющих зрелые яйца. Формирование личинки у большинства губок протекают внутри материнского организма. Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движению которых личинка энергично плавает в толще воды. Длительность свободного плавания личинки до момента ее прикрепления к субстрату колеблется от нескольких часов до трех суток.
Приложение №3
ЗНАЧЕНИЕ ГУБОК
Биологическое значение губок. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению, губки составляют важное звено в экосистеме водоемов. Роль губок определяется их участием в трофических (пищевых) цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета.Наибольшего видового разнообразия губки достигают в тропических и субтропических зонах Мирового океана хотя и в арктических и субарктических водах их встречается немало. Большинство губок - обитатели небольших глубин (до 500 м). Губки поселяются преимущественно на каменистых грунтах, что связано со способом их питания. Большое количество иловых частиц забивает канальную систему губок и делает их существование невозможным. У большинства глубоководных губок скелет кремневый- прочный, но хрупкий, у мелководных губок - массивный или эластичный (роговые губки). Фильтруя через тело огромное количество воды губки являются мощными биофильтраторами. Этим они способствуют очистке воды от механического и органического загрязнения. Губки часто сожительствуют с другими организмами, причем в одних случаях это сожительство носит характер простого «квартирантства», в других приобретает характер обоюдно полезного симбиоза. Так колонии морских губок служат местом поселения большого числа разных организмов - кольчатых червей ракообразных, змеехвосток и др. В свою очередь, губки часто поселяются на других в том числе подвижных животных, например на панцире крабов раковинах брюхоногих моллюсков и т.п.
Практическое значение губок невелико. В южных странах имеется промысел
обладающих роговым скелетом туалетных губок, используемых для мытья и
различных технических целей. Их ловят в Средиземном и Красном морях,
Мексиканском заливе, Карибском море, Индийском океане, у берегов Австралии.
Промысел стеклянных губок, используемых в
качестве украшений и сувениров, существует также у берегов Японии.
Приложение №4
Тестовые задания по теме «Тип Губки»
1. Самые примитивные многоклеточные организмы:
а) амебы;
б) губки;
в) вольвокс;
г) инфизория-туфелька.
2. Прикрепленный образ жизни ведет:
а) обыкновенная амеба;
б) эвглена зеленая;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.
3. Мезоглея - это:
а) слой поверхностных клеток;
б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;
в) слой внутренних клеток;
г) слой, расположенный под энтодермой.
4.Регенерация - это:
а) ответ на раздражение;
б) восстановление утраченных частей тела;
в) слой внутренних клеток;
г) все ответы верны.
5. В тип Губки не относится:
а) туалетная губка;
б) губка бодяга;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.
6.Устье - этоU
а) подошва организма;
б) слой клеток, внутри тела;
в) образование, формирующееся про почковании;
г) выводное отверстие на свободном конце тела.
7.Губки размножаются:
а) только почкованием;
б) только бесполым способом;
в) только половым способом;
г) бесполым и половым способами.
8.Наружний слой тела губок называется_____
а) эктодерма;
б) энтодерма;
в) мезоглея;
г) устье.
9.Наружний слой тела губок имеет_____
а) реснички;
б) поры;
в) псевдоподии;
г) споры.
10. В природе губки являютсяU
а) производителями органических веществ;
б) загрязнителями водоемов;
в) биофильтратами водоемов;
г) разрушителями органических веществ.
С. Н. Мокеева, Филиал МБОУ Мурзицкой СОШ-Кочетовская ООШ, д.Княжуха , Сеченовский район, Нижегородская область
Метки: Биология