Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Внешнее и внутреннее строение рыб, 8 класс

Тема: Внешнее и внутреннее строение рыб, 8 класс

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде; сформировать представление о системах органов позвоночных; развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное; воспитывать любовь к природе, культуру общения.

Оборудование:презентация

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .

3. Изучение нового материала

Рыбы - наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных.

У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).

А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.

Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.

Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.

У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

Внутреннее строение рыб.

Начнем знакомство с внутренним строением рыб - со скелета.

? Как вы думаете, зачем нужен скелет? (опора, защита).

На слайде вы видите костный скелет рыбы. Из каких основных частей он состоит?

Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников (запишите в тетрадь).

В состав черепа входят: черепная коробка, верхние и нижние челюсти, кости глазниц, жаберные крышки.

? А из чего состоит позвоночник рыбы?Молодцы, это позвонки.

? Все ли они одинаковы в скелете рыбы?(нет)

Как мы видим, позвоночник рыбы состоит из разных позвонков, которые образуют два отдела: туловище и хвост. Туловищные позвонки особые, они состоят из тела и трех остистых отростков - один отросток направлен в вверх, а два смотрят вниз, к ним примыкают ребра.

Как вы думаете, ребята, а зачем нужны ребра?(правильно, для защиты внутренних органов)

В полости тела рыбы расположены органы и системы органов.

Пищеварительная система.

Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным кана­лом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается пе­чень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в пе­реднюю часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.

В отличие от окуня, ерша и щуки, которые имеют зубы на челюстях, рыбы семейст­ва карповых (карась, плотва...) имеют в глотке своеобразные глоточные зубы. Сидят они на последней жаберной дуге, и ими рыба измельчает пищу, перетирая ее о поверх­ность «жерновка», расположенного тут же на нижней стороне черепной коробки. Вот почему у карася и плотвы пища поступает сразу в кишечник. За желудком идет перед­няя кишка, от которой у многих видов, точно пальцы на перчатках, отходит несколько отростков, или кишечных придатков куда тоже набивается пища и обрабаты­вается пищеварительными соками.

В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишеч­ника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней киш­кой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

Выделительная система.

Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (моче­вина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки - мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пу­зырь.

Плавательный пузырь.

Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного кана­ла. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воз­душной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.

Функции плавательного пузыря.

1. Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он урав­нивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объ­ем тела рыбы, объемный вес его уменьшается - и рыба всплывает вверх. Если же, на­оборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает - рыба опускается глубже.

2. Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кро­веносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело ис­пытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свобод­ных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пу­зырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветв­ленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.

В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху - органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешне­го давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.

Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут та­кие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.

После работы в группах идет обсуждение основных вопросов. От каждой группы выступает один учащийся с кратким рассказом, содержащим харак­теристику системы органов и вывод, который записывается в тетради всеми учениками.

4. Закрепление изученного материала.

Отвечать на вопросы стр.49

5. Домашнее задание

Зарисовать скелет рыбы в тетрадь, читать стр 47-50

  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .
  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .
  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .
  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .
  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .
  1. Рыбы обитают в __________.среде.
  2. Тело у рыб покрыто _____.. .
  3. Снаружи чешуя защищена слоем ___, облегчающим скольжение рыб в воде.
  4. Все рыбы хорошо плавают при помощи _______ .
  5. Роль руля выполняет _____.. .
  6. У многих рыб имеется плавательный ___.. , поддерживающий тело рыбы в толще воды.
  7. Дышат рыбы при помощи ___. .
  8. Животных, у которых есть позвоночник, называют ___________. .

О. Ю. Деркунская, ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида, ст.Родниковская, Курганинский район, Краснодарский край

Метки: Биология