Первая помощь при кровотечениях, 8 класс
Первая помощь при кровотечениях, 8 класс
Целевые установки:
предметные: 1. Научить учащихся распознавать виды кровотечений.
2. Определить основные способы остановки кровотечения в зависимости от его характера.
3. Оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
метапредметные: 1. Обобщение знаний по анатомии, физиологии, гигиене.
личностные: 1. Тренировать познавательные процессы, логическое мышление, коммуникативные умения, умение своевременно оказывать первую помощь, умение работать с текстом учебника, подручным материалом.
Оснащение урока (материалы к уроку): таблица «Кровотечения и их виды», бинты, жгуты, палочки для закрутки, материал для самостоятельной работы, учебник Дрогомилов А.Г., Маш Р.Д. - Биология. Человек. 8 класс.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание этапа | ||||||||||||||
Этап актуализации Цель: готовность и осознание потребности к новому знанию воспроизведение ЗУНов, достаточных для формирования нового знания |
На прошлом уроке мы говорили о движении крови по сосудам, познакомились с причинами движения крови по сосудам. Каковы же причины? Ученик: Кровь нагнетается в кровяное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем. Учитель: Что называется кровяным давлением? Ученик: Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах. Учитель: Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам? Ученик: Вероятно, возникает сопротивление, создаваемое стенками сосудов в связи с силами трения. Учитель: Вызвал ли этот вопрос затруднение? Ученики: не совсем ясно, почему давление крови в кровеносной системе не постоянно? Учитель: Оно изменяется в разные фазы сердечного цикла. Какое давление называется максимальным? (во время сокращения желудочков). Какое давление называется минимальным? (в период расслабления сердца), а пульсовым давлением? (разница между максимальным и минимальным давлением) Люди, у которых артериальное давление повышено, называют гипертониками, а у которых понижено - гипотониками. Кроме заболеваний бывают травмы, при несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а иногда и жизнь человека. С чего необходимо начать изучение материала? (с повторения)
|
||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Проблема |
Учитель: Очень часто у человека возникают травмы, когда рядом нет врачей, медицинских работников, которые быстро могут оказать помощь. И тогда каждый рядом находящийся человек может спасти жизнь и здоровье другому человеку. Что вы можете сделать при травме? Случалось ли вам видеть ранения? Что вы делали в этих случаях? Что делали взрослые? Как правильно оказать медицинскую помощь и не навредить человеку? При всех ли травмах одинаковые действия? |
||||||||||||||
Целеполагание Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем. Учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель |
|
||||||||||||||
Этап передачи новых знаний |
1. Итак, кровотечения могут быть артериальные, венозные и капиллярные. При артериальных кровотечениях накладывается жгут или закрутку выше места повреждения, под жгут надо подкладывать мягкую ткань (для чего?) и жгут накладывают не более чем на два часа летом, и на один час - зимой. Почему? (при снятии жгута на 10-15минут восстанавливается кровообращение). Рану обрабатывают и накладывают давящую повязку. Пострадавшего срочно доставляют в больницу. 2. При венозном кровотечении достаточно наложить тугую повязку и отправить раненого к врачу. Но бывают венозные кровотечения сильными, тогда оказывают первую помощь, как при артериальном кровотечении. 3. При капиллярном кровотечении рану необходимо промыть чистой проточной водой, затем обработать слабым раствором марганцовки или 3% раствором перекиси водорода. Поверхность кожи вокруг раны смазать настойкой йода или зелёнкой и покрыть стерильной повязкой. |
||||||||||||||
Этап первичного закрепления |
|
||||||||||||||
Этап рефлексии Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; |
Тест с выбором правильного ответа:
А)артериальном кровотечении Б) венозном кровотечении В) капиллярном кровотечении 2. Жгут накладывают при: А)артериальном кровотечении Б) венозном кровотечении В) капиллярном кровотечении 3. Йодом обрабатывают рану при: А)артериальном кровотечении Б) венозном кровотечении В) капиллярном кровотечении 4. Кровь темная, не пульсирует при: А)артериальном кровотечении Б) венозном кровотечении В) капиллярном кровотечении 5. Кровь ярко-красная при: А)артериальном кровотечении Б) венозном кровотечении В) капиллярном кровотечении 6. Чаще всего в быту случаются: А)артериальные кровотечения Б) венозные кровотечения В) капиллярные кровотечения Сумеете ли вы теперь правильно оказать помощь при кровотечении? Оцените собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий; «2» - почти ничего не смог выполнить правильно. |
||||||||||||||
Этап определения домашнего задания | Параграф 22, на стр.99-100 прочитать вопросы, выбрать те, которые вызывают наибольшее затруднение |
Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край
Метки: Биология