Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей, 8 класс
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей, 8 класс
Целевые установки:
предметные:
1. Научить различать признаки повреждения скелета.
2. Выработать умения оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях скелета и умение обосновывать ее.
метапредметные: 1. Обобщение знаний по анатомии, физиологии, гигиене.
личностные: 1. Тренировать познавательные процессы, логическое мышление, коммуникативные умения, умение своевременно оказывать первую помощь, умение работать с текстом учебника, подручным материалом, осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: таблица «Соединение костей», скелет человека, шина,
бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом, учебник Дрогомилов А.Г., Маш Р.Д. - Биология. Человек. 8 класс.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание этапа | ||||||||||||
Этап актуализации Цель: готовность и осознание потребности к новому знанию воспроизведение ЗУНов, достаточных для формирования нового знания |
Мы с вами в течение 3уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства костей, типы соединения костей , а сегодня мы познакомимся с некоторыми видами травм при повреждении скелета. Давайте с вами вспомним: 1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей). 2) Что входит в состав верхних конечностей? 3) Что входит в состав нижних конечностей? 4) Выполнение задания по вариантам. 1 - вариант: Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз. Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость. 2 - вариант: Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз. Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.
Осуществим взаимопроверку, оценим работу. |
||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Проблема |
|
||||||||||||
Целеполагание Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем. Учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока. Этим процессом руководит учитель |
Я предлагаю использовать рисунки, текст учебника, ваши рассуждения и возможно опыт. Используя представленную таблицу и параграф 9 учебника необходимо выяснить, какие бывают повреждения скелета. |
||||||||||||
Этап передачи новых знаний |
Растяжения : В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется - растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу. Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей - вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу. Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу - к здоровой. При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину. Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого - дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают. При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг. При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача. |
||||||||||||
Этап первичного закрепления |
Первая помощь при повреждениях скелета.
|
||||||||||||
Этап рефлексии Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; |
Тест с выбором правильного ответа:
А)перелом Б) вывих В) растяжение 2. Шину накладывают при: А)переломе Б) вывихе В) растяжении 3. Тугую фиксирующую повязку накладывают при: А)переломе Б) вывихе В) растяжении 4. Шину накладывают при: А)переломе Б) вывихе В) растяжении 5. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего транспортируют: А) в вертикальном положении Б) в горизонтальном положении В) сидя 6. При подозрении на повреждение черепа пострадавшего транспортируют: А) горизонтально лицом вниз Б) горизонтально лицом вниз В) голова максимально опущена Сумеете ли вы теперь правильно оказать помощь при повреждении скелета? Оцените собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий; «2» - почти ничего не смог выполнить правильно. |
||||||||||||
Этап определения домашнего задания | Параграф 9, на стр. 50 ответить на вопросы. |
Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край
Метки: Биология