Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок. 9 класс
Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок. 9 класс
Технология: игровая.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков.
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
Задачи:
-образовательные: повторение и закрепление основных понятий молекулярного уровня жизни как пограничного между живой и неживой природой;
-воспитательные: развитие интереса и познавательной активности учащихся, воспитание культуры общения;
-развивающие: выработка умений и навыков по применению знаний.
Оборудование: жетоны красного, желтого и зеленого цвета, карточки с терминами и их определениями, пакет с биологическими задачами, вопросы - билеты.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Каждый урок - это сложный путь к знаниям. А на каждом пути надо соблюдать правила движения, только при этом условии он будет успешным. Цель нашего урока сегодня - осмыслить уже приобретенные знания при изучении молекулярного уровня жизни, следуя по замысловатым лабиринтам игры под названием «Светофор». Называется она так потому, что ваши ответы будут оцениваться жетонами трех цветов: зеленый - ответ правильный, желтый - частично правильный, красный - не правильный. Каждый жетон дает вам определенное количество баллов: зеленый - 2 балла, желтый - 1 балл, красный - 0 баллов. Победителем будет ученик, набравший максимальное количество баллов. Остальные ученики получают оценки по рейтингу набранных баллов.
II.Проведение игры.
Гейм первый - «Дальше, дальше!»
Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы.
1.Назовите уровни организации живой материи, начиная с самого низкого (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический, биосферный).
2.Какие элементарные единицы образуют молекулярный уровень организации? (атомы и молекулы).
3.Назовите элементы, составляющие основу живых организмов (98%) - (кислород, углерод, водород, азот).
4.На какие группы делятся все вещества, образующие живые организмы? (органические - белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические - вода, минеральные соли).
5.Какое вещество Леонардо да Винчи мог назвать «соком жизни»? (вода).
6.Перечислите функции воды, подтверждающие высказывание Леонардо да Винчи (растворитель).
7.Большинство органических соединений - полимеры. Как называется структурный элемент полимера? (мономер).
8.Какое соединение является мономером белков? (аминокислота).
9.Какое соединение является мономером нуклеиновых кислот? (нуклеотид).
10.Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке (АТФ).
11.Назовите структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).
12.Перечислите разновидности РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК).
13.Расшифруйте полное название ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота).
14.Как называется связь между аминокислотами в белке? (пептидная).
15.Кто открыл вирусы? (Д.И. Ивановский).
Гейм второй «Найди пару»
Учащимся раздаются два типа карточек: на одних записаны термины, на других - расшифровка понятий. По выбору учителя один из учащихся зачитывает карточку с определением термина, а учащийся, у которого находится карточка с названием этого термина, встает и громко его зачитывает. Пара выходит к доске. Оба ученика получают зеленые жетоны. И так до тех пор, пока все пары не выстроятся у доски.
Карточки с терминами | Карточки с определениями |
1.Полимер | Цепь, состоящая из многочисленных звеньев - мономеров |
2.Денатурация | Нарушение природной структуры белка |
3.Комплементарность | Способность нуклеотидов к избирательному соединеню в пары |
4.Ферменты | Биологические катализаторы, ускоряют химические реакции в живом организме |
5.Вирусы | Не имеют клеточного строения |
6.Витамины | Сложные биоорганические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма |
7.Макроэргическая связь | При разрыве этой связи выделяется около 40 кДж энергии |
Гейм третий «Заморочки из бочки»
Учитель предлагает учащимся биологические задачи. Они написаны на отдельных листочках, которые ученики самостоятельно выбирают из пакета.
1.В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40⁰ С, но белье с таким порошком не рекомендовали кипятить. Какое действующее вещество содержал порошок? Почему оно ограничивало температурный режим? (ферменты, они денатурируют при высокой температуре и теряют свои свойства).
2.Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ (её солей) при мышечной или сердечной дистрофии? (соли АТФ являются источником энергии для мышечных сокращений и других видов функциональной активности клетки).
3.Одна из цепей участка ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦА-АГТ-ЦГТ. Изобразите соответствующий ей участок второй цепи (ГТТ-ТГТ-ТЦА-ГЦА).
4.Состав ДНК от РНК отличается содержанием: углевода, азотистых оснований, углевода и азотистых оснований (углевода и азотистых оснований).
5.В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет? (защищает от переохлаждения).
Гейм четвертый - «Счастливый билет»
Участвуют те ученики, которые набрали по результатам предыдущих геймов максимальное количество баллов. Задания написаны на отдельных листочках, которые учащиеся выбирают сами, подобно билетам на экзамене.
1.Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза (гликоген).
2.Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его.
Целлюлоза: «глюкоза» = белок: __________«нуклеотид, глицерин, аминокислота, липид» (аминокислота).
3.Какие полисахариды характерны для растений: целлюлоза, крахмал, гликоген, хитин? (целлюлоза, крахмал).
4.Какие из углеводов нерастворимы в воде: сахароза, глюкоза, целлюлоза, крахмал? (целлюлоза, крахмал).
5.Исключите лишнее: гемоглобин, миоглобин, инсулин, амилаза, сахароза (сахароза).
6.К какой группе органических соединений относится холестерин: белки, липиды, углеводы? (липиды).
7.Липиды отличаются от углеводов функцией: энергетической, строительной, регуляторной, запасающей (регуляторной).
8.Какие из перечисленных объектов относятся к молекулярному уровню организации живого: клевер, амеба, гемоглобин, болото, бактерия? (гемоглобин).
9.Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из перечисленных ниже понятий. Найдите его. Клеточный: «нейрорн» = молекулярный: __________«заяц-беляк, луг, витамин С, эпителий» (витамин С).
III.Подведение итогов игры.
Подсчет числа набранных жетонов, объявление победителя, выставление оценок за урок.
IV.Домашнее задание:
-повторить по учебнику главу 1, подготовиться к тестовой проверке знаний.
V.Литература:
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2005.
2.В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Биология. Введение в общую биологию. Рабочая тетрадь. 9 класс», Москва, Дрофа, 2006.
3.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс», Москва, Вако, 2011.
Н. А. Гуреева, ГБОУ СОШ №262 Санкт - Петербурга
Метки: Биология