Тема урока: Клетка – элементарная единица живого. 6 класс
Тема урока: Клетка – элементарная единица живого. 6 класс
Технология: развитие критического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений.
Цель урока: на основе изучения строения растительной и животной клеток сформировать понятие о клетке как элементарной единице живого организма.
Задачи:
-образовательные: расширить знания учащихся о клеточном строении живых организмов, изучить органоиды растительной и животной клеток и их функции; продолжить формирование умений работы с лабораторным оборудованием и микроскопом;
-воспитательные: воспитание культуры общения в процессе работы в парах;
-развивающие: развитие логического мышления, речи, умения слушать, анализировать, делать рисунок, работать в заданном темпе.
Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клетки», «Строение бактериальной клетки», оборудование для лабораторной работы «Строение растительной и животной клетки», инструктивные карточки к ней.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Запись темы урока, формулировка цели.
II.Изучение нового материала.
Часть I. История открытия клетки. Классификация живых организмов в зависимости от строения клетки.
1.Стадия вызова.
Задание для учеников:
Стрелками соедините слова правого и левого столбиков, устанавливая логическую связь между ними (индивидуальная работа).
Микроорганизмы безъядерные (их клетки не имеют ядра)
Растения прибор
Цитология открытие клетки
Роберт Гук наука о клетке
Микроскоп ядерные (их клетки имеют ядро)
2.Стадия осмысления (работа с информацией).
1)Прослушайте сообщение учащегося: «Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук сконструировал простейший микроскоп и рассматривал под ним срез пробки. Он увидел маленькие ячейки, которые назвал «клетками». Голландец Левенгук рассматривал под микроскопом каплю воды из водоема и обнаружил в ней мелких живых существ. Так зарождалась наука о клетке - цитология (с греч. «цитос» - клетка, «логос» - учение).
2)Прочитайте в учебнике на с. 18 первые два абзаца и составьте схему классификации живых организмов в зависимости от строения клетки.
3.Стадия рефлексии.
Проверим правильность соответствия пар слов (учащиеся высказываются). Если есть ошибки - исправляем. Проверяем правильность составления схемы.
Живые организмы
↙ ↘
Неклеточные Клеточные
(вирусы) ↙ ↘
Безъядерные Ядерные
(бактерии, сине-зеленые организмы) (растения, грибы,
животные)
Часть II. Особенности строения растительной и животной клеток.
1.Стадия вызова.
Рассказ учителя: Мы уже знаем, что все живые организмы состоят из клеток (исключение составляют вирусы). Суша, почва, вода, воздух заселены многочисленными организмами. Ученые считают, что на Земле обитает более 2 млн. видов живых организмов. Но как не велико многообразие жизни - в его основе лежит клетка. Клетки разнообразны по форме, размерам и функциям, но имеют общее в строении. Именно этому мы посвятим следующую часть урока.
Задание ученикам:
Запишите в тетради тезисно (коротко) все, что знаете о клетке в целом, а затем, разделив лист пополам, все, что знаете о клетке растительной и животной. На работу дано 3 минуты. Далее работаем в парах. Обменяйтесь информацией и дополните свои записи, если получили новую информацию у соседа по парте.
2.Стадия осмысления (работа с информацией).
Задание для учащихся:
1)Работаем с текстом учебника на с.18-22.
Внимательно читаем текст, на полях по мере чтения ставим значки: «+» знаю, « » новое, «?» не понятно.
2)Выполняем лабораторную работу по инструктивной карточке (учитель проводит инструктаж по технике безопасности).
Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов».
Цель: научиться готовить микропрепараты, убедиться в клеточном строении растений и животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, пипетка с раствором йода, салфетка. Объекты: чешуи лука, готовые микропрепараты животных клеток.
Ход работы:
1.Приготовьте препарат кожицы чешуи лука:
-капните на предметное стекло 1-2 капли раствора йода;
-аккуратно с помощью иглы снимите тонкую кожицу с внутренней (вогнутой) поверхности сочной чешуи лука;
-поместите кожицу в каплю раствора, расправьте иглой и покройте покровным стеклом.
2.Повторите правила работы с микроскопом и подготовьте его к работе.
3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение. Попишите рисунок «Клетки кожицы чешуи лука под микроскопом». Рассмотрите рисунок растительной клетки на таблице и в учебнике (с.21). Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите название ее основных частей (мембрана + оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды).
4.Рассмотрите готовый препарат клеток животного организма. Зарисуйте группу клеток и одну из клеток, пользуясь рисунком животной клетки на таблице и в учебнике (с.20). Подпишите название ее основных частей (мембрана, цитоплазма, ядро).
5.Сделайте вывод, сравнив растительную и животную клетку. Найдите черты сходства и различия, запишите в тетрадь.
3.Стадия рефлексии.
Вернемся к записям в тетради о строении клетки. Были ли они полными? Конечно, нет! Теперь ваши знания о клетке значительно расширены. Есть ли вопросы по тексту учебника? (Если есть, учитель дает разъяснения).
Проверим, как вы усвоили новый материал.
Игра «Горячий стул»: по желанию к доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет термин (название органоида). Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманный термин.
Часть III. Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
- учебник, п.3, вопросы на с.24
- составить синквейн к слову «клетка».
Литература:
1.Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2007.
2.И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 6 класс», Москва, Дрофа, 2007.
3.Биология. Живой организм. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, автор - составитель М.В. Высоцкая, Волгоград, Учитель, 2005.
4.А.А.Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6 класс», Москва, Вако, 2005.
5.В.Н. Семенцова, «Рабочая тетрадь по биологии. Живой организм. 6 класс», Санкт - Петербург, Паритет, 2005.
6.В.Н. Семенцова, «Биология. Технологические карты уроков. 6 класс», Санкт - Петербург, Паритет, 2002.
Н. А. Гуреева, ГБОУ СОШ №262 Санкт - Петербурга
Метки: Биология