Практикум по биологии, 11
Практикум по биологии, 11
Лабораторная работа.
Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Цель: убедиться в существовании модификационной изменчивости организмов на конкретном живом объекте, ознакомиться с количественными закономерностями модификационной изменчивости.
Оборудование: линейка.
Объект: листья лавровишни 20 штук.
Ход работы:
1.Измерьте длину листовой пластинки 20 листьев лавровишни от черешка до верхушки главной жилки.
2.Расположите ваши данные на листе бумаги (с листьями) в порядке нарастания величины признака; проведите линию, соединяющую ваши объекты (по вершинам листьев) и получите вариационный ряд.
3.Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу.
Общее число вариант (n) |
Варианта (длина листа) (v) |
Частота встречаемости вариант (p) |
Сумма |
Средняя величина признака (М) |
20 листьев |
4.Постройте вариационную кривую, т.е. отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. Для этого на оси абсцисс отложите значения (v) в нарастающем порядке, а на оси ординат - значения (p). Соедините точки.
5.Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Что является графическим выражением модификационной изменчивости?
- Определите максимальное, минимальное и наиболее часто встречающееся значение признака полученной вариационной кривой. Объясните результат.
- Чем ограничены пределы модификационной изменчивости?
Лабораторная работа.
Изучение морфологического критерия вида.
Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Объект: гербарии растений разных видов.
Ход работы:
1.Рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры растений одного рода.
2.Пользуясь учебником ботаники, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения, предложенные в таблице.
3. Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Названия видов | ||
1.Высота побега | |||
2.Форма листа, простой или сложный | |||
3.Расположение листьев на стебле | |||
4.Размеры листьев | |||
5.Название и размеры соцветия | |||
6.Окраска цветка | |||
7.Тип корневой системы |
4.Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- В чем вы обнаружили черты сходства у рассмотренных растений? Чем это можно объяснить?
- В чем наблюдаются различия у этих растений? Чем это можно объяснить?
- В чем заключаются достоинства и недостатки морфологического критерия определения вида?
Лабораторная работа.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Цель: на примере конкретных биологических объектов научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Объекты: гербарии, рисунки и живые образцы растений, коллекции плодов, рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы:
1.Рассмотрите предложенный вам материал, определите название биологического объекта и среду его обитания.
2.Выявите наиболее очевидные приспособления к условиям среды. В качестве справочного материала используйте учебники ботаники и зоологии.
3.Заполните таблицу:
Название растения или животного | Среда обитания | Адаптивные черты строения | Относительность приспособлений |
4.Проанализируйте табличную информацию и сделайте вывод о значении адаптаций и их относительности. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
Лабораторная работа.
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
Цель: научиться выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Объекты: гербарии представителей отделов растений, коллекции и рисунки насекомых.
Ход работы:
1.Рассмотрите предложенные гербарные образцы растений. Назовите имеющиеся у них органы.
2.Выявите черты усложнения в строении растений различных отделов и раскройте их значение.
3.Заполните таблицу:
Отделы растений | Видовое название растения | Особенности строения | Черты усложнения организации, их значение |
Водоросли | |||
Моховидные | |||
Папоротниковидные | |||
Голосеменные | |||
Покрытосеменные (цветковые) |
4.Проанализируйте таблицу и определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
5.Рассмотрите насекомых разных отрядов, опишите идиоадаптации, раскройте их эволюционное значение. Почему данные приспособления нельзя считать ароморфозом?
6.Сделайте вывод о роли ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции живых организмов.
Н. А. Гуреева, ГБОУ СОШ №262 Санкт - Петербурга
Метки: Биология