Тема урока: «Дневные и ночные хищные птицы»
Тема урока: «Дневные и ночные хищные птицы»
Разноголосый - на рассвете -
Сквозь полумрак закрытых штор,
как разыгравшиеся дети,
звучит веселый птичий хор.
Живое дивное соседство
улыбкой озаряет сонU
как бы ниспосланное средство
для осознания: спасен.
Евгений Пугачев
ХОД УРОКА:
№ п/п |
Этап урока содержание |
время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. 2. |
АКТУАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЙ Цитата стихотворения. Красивое оперение, грациозная походка, многоголосное пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие стихи, художественные и музыкальные произведения, пословицы и поговорки посвящены именно птицам. Сегодня мы продолжим разговор о многообразии птиц, начатый на прошлом уроке и поприветствуем команды любителей и защитников птиц: ученых орнитологов, систематиков, экологов, фольклористов. 1. Давайте вспомним, о какой экологической группе птиц мы говорили на прошлом уроке? (отв.: Птицы открытых пространств) 2. По какому принципу выделена данная группа? (отв.: по местообитанию) 3. Какие отряды птиц принадлежат к этой группе? (отв.: Страусообразные, Нандуобразные, Казуаровые) МОТИВАЦИЯ 4. Предлагаю командам принять участие в Блиц - опросе. Обращаю ваше внимание на необходимость заполнения каждым из Вас бланка самооценки деятельности на разных этапах урока и вести суммарный подсчет баллов, на бранных командой за выполненные задания. БЛИЦ - ОПРОС (приложение 1) |
Цитирую строки стихотворения Приветствие команд Беседа по вопросам |
команды Приветствуют друг друга Отвечают на вопросы Участвуют в блице |
|
Подвели итоги участия в блице А) каждого участника Б) группы (Приложение 2,3) |
Оценивают свою деятельность и деятельность всей команды | |||
3. |
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Существует еще один принцип деления птиц на экологические группы - это способ питания и добывания пищи, суточная активность. Об этой экологической группе пойдет речь на уроке. Попробуем ее отгадать. ЗАГАДКИ (Приложение 4) Что объединяет орла, беркута и сову? ( это хищные птицы, их численность с каждым годом сокращается, поэтому они занесены в Красную Книгу) |
Загадывает загадки |
Отгадывают загадки |
|
4. |
Тема урока: Хищные птицы Цель урока:
|
Постановка цели урока |
Формулировка цели вместе с учителем | |
У вас на столах имеются чучела трех видов птиц: - Канюк обыкновенный - Пустельга обыкновенная - Филин обыкновенный ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: 1) описать систематическое положение вида, используя единицы систематики; (Приложение 5) 2) Исследовать биологические особенности данного вида птиц по предложенному плану, используя чучело птиц, дополнительный раздаточный материал; (Приложение 6,7) 3) Доказать принадлежность данного вида к хищникам Выступления групп |
Постановка задач групповой деятельности Комментирует работу, оценивает |
Работа в группах Выступления систематиков Орнитологов экологов |
||
Подведем итог:
|
Задает вопрос На доске выстраивает классификацию |
Предлагают классифицировать А) питающиеся живой пищей Б) дневные и ночные хищники |
||
ЗАДАНИЕ Демонстрируются фотографии грифа, стервятника, сипа 1 докладчик - Чем отличается внешний облик этих птиц от рассмотренных ранее?
парящий полет Демонстрация видео |
Учитель на доске дополнил классификацию Показ видео |
Выступление докладчиков Учащиеся делают вывод о том, что есть группы падальщиков и питающихся живой пищей птиц |
||
Наши Фольклористы подготовили для вас удивительные пословицы и поговорки, в которых упоминается о хищных птицах. Давайте их послушаем. ПОГОВОРКИ
|
Читают пословицы и поговорки (1 на выбор поясняют) |
|||
В последние десятилетия резко уменьшилось число хищников - обитателей открытых пространств. Если в 50-ых гг. 20 века пустельга и полевой лунь были неотъемлемыми элементами открытого ландшафта области (Шушары, р-он Купчино и Пулковские высоты), то сейчас не встретишь даже отдельных особей. На севере Карельского перешейка и Верхней Свири они иногда еще гнездятся но птенцов, как правило не выводят. Под угрозой исчезновения находятся каждый десятый вид дневных и ночных хищников. В чем причины и что делать? Докладчик 2. охраняемые виды Дневных хищников: беркут, сапсан, кречет Докладчик 3.: сплюшка, сыч, неясыть |
Постановка проблемного вопроса |
Докладывают сообщения Обсуждение причин сокращения численности видов |
||
5. |
Итоги урока:
2) Почему необходимо охранять хищных птиц?
|
Обобщение Подсчет баллов команд Выставление оценок |
Называют причины и способы борьбы |
|
6. | Д/З на распечатках №1-3 (п) параграф 29 |
Признаки приспособленности птиц к хищническому образу жизни
Дневные хищники | Ночные хищники | Падальщики |
|
|
Приложение 1.
БЛИЦ - ОПРОС
- Все существующие в природе виды птиц относятся к ТипуU?
(Хордовые)
- В степных областях Южной Америки обитает страусU?
(Нанду)
- Самая крупная птица на Земле - этоU?
(Африканский страус, высотой - 275 см.)
- На ногах у Американского страуса - Нанду количество пальцев равноU?
(3)
- Кто насиживает кладку яиц в общем гнезде у американских страусов?
(самец)
- Какая кость отсутствует в скелете Страусообразных в связи с утратой способности к полету?
(киль)
- На груди африканского страуса находится роговая мозоль. Она предназначена дляU?
(защиты от повреждений, ожогов о раскаленный грунт)
- У всех страусообразных тип птенцовU?
(выводковый)
- В силу того, что страусы перемещаются по территории местообитания в поисках пищи, их относят к U?
(Кочующим)
- Нандуобразные играют большую роль в сельском хозяйстве, так какU?
(уничтожают семена сорных растений и защищают сельскохозяйственные культуры, а также позволяют сохранить качество шерсти овец)
Приложение 2.
Копилка баллов команды
№ п/п | Тип заданий | Количество баллов |
1. | Блиц - опрос | |
2. | Отгадываем загадки | |
3. |
Групповое задание А) систематическое положение вида |
|
Б) описание биологических особенностей вида | ||
В) характеристика физиологических особенностей вида | ||
Г) значение вида в природе | ||
Д) вывод (доказательство принадлежности к хищникам) | ||
4. | Выступление с докладом от группы | |
5. | Представление пословиц и поговорок про хищных птиц | |
6. |
Приложение 3.
Лист самооценки деятельности
ученика _____________________________________на уроке
№ п/п |
Вид деятельности | Степень участия в работе (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Участие в блиц - опросе | |||||
2. | Отгадываю загадки | |||||
3. | Описание систематического положения птицы | |||||
4. | Выявление признаков вида при работе с дополнительными источниками литературы | |||||
5. | Сформулировал самостоятельно биологическое значение вида птицы в природе. | |||||
6. | Подготовил индивидуальное сообщение от группы | |||||
7. | Участие в обобщении материала урока и подведении итогов |
Приложение 4.
ЗАГАДКИ
- В небе синем и высоком
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мыши «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!»
(Орел)
- Этот птичий царь могучий
Вьет гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут
Кто же это? ГордыйU (Беркут)
- Всю ночь летаетU
Мышей добывает,
А станет светло -
Летит спать в дупло. (Сова)
Приложение 5.
Систематическое положение вида Канюк обыкновенный
Надцарство | |
Царство | |
Подцарство | |
Тип | |
Класс | |
Отряд | |
Семейство | |
Род | |
Вид |
Систематическое положение вида Пустельга обыкновенная
Надцарство | |
Царство | |
Подцарство | |
Тип | |
Класс | |
Отряд | |
Семейство | |
Род | |
Вид |
Систематическое положение вида Филин обыкновенный
Надцарство | |
Царство | |
Подцарство | |
Тип | |
Класс | |
Отряд | |
Семейство | |
Род | |
Вид |
Приложение 6.
Характеристика биологических и экологических особенностей
вида _______________________________________________
ПРИЗНАКИ ВИДА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Географическое распространение | |
2. Местообитание |
|
3. Внешнее строение А) окрас оперения |
|
Б) тип оперения | |
В) клюв | |
Г) задние конечности | |
Д) размах крыла | |
Е) расположение глаз | |
Ж) слух | |
4. Способ питания |
|
5. Способ добывания пищи |
|
6. Суточная активность |
|
7. Гнездование |
|
8. Тип птенцов |
|
9. Значение вида в природе |
|
ВЫВОД: |
Приложение 7.
Канюк, или обыкновенный сарыч, или мышелов (устар.) - Buteo buteo
Самая обычная из крупных дневных хищных птиц средней полосы России. Около 50 см в длину. Размах крыльев до 1 метра. Окраска от темно-бурой (темная форма) до серовато-охристой (светлая форма), низ более светлый с продольными пестринами. Хвост с частыми узкими поперечными полосами, по краю иногда более широкая темная полоса. У темных птиц обычно большие темные пятна по бокам груди или темная поперечная полоса.
Великолепно владеет парящим полетом в восходящих токах воздуха; подолгу кружит, особенно в брачный период; может зависать, трепеща крыльями. Крылья широкие, хвост короткий. Издает гнусавое протяжное "хиээ-хиээ...".
Предпочитает лесистые местности, перемежающиеся с открытыми пространствами. Оптимальная зона обитания - лесостепная.
Охотится на открытых местах, болотах и опушках. Добычу ловит на земле - мелких млекопитающих, змей, лягушек, даже насекомых. Кормятся они не только грызунами: с хорошо летающей добычей они сладить не могут, но охотно хватают плохо летающих молодых птиц, ящериц, крупных насекомых, лягушек, змей и пытаются иногда отбить добычу у других, более ловких хищников.
Гнездится в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Предпочитает рощи и перелески, чередующиеся с лугами и пашнями. Гнездо устраивает на деревьях, как хвойных (сосне, ели), так и лиственных (березе, осине, иве), на высоте 8-12 м от земли, сравнительно недалеко от опушки. Материалом для гнезда служат сухие сучья, иногда довольно толстые.
Форма и размеры гнезда: Лоток плоский, выстланный корой, сухими листьями, тонкими веточками, мхом и пухом. Гнездо обычно прикрыто зелеными ветками, воткнутыми в стенки гнезда. Диаметр гнезда 500-800 мм, высота гнезда 200-500 мм. Кладка из 2-3, реже 4 яиц беловато-зеленого цвета с поверхностными каштаново-бурыми и глубокими фиолетово-бурыми крапинками.
Прилетает в конце апреля и вскоре приступает к устройству гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается около месяца. Вылупление птенцов происходит в первой половине июня. Летные молодые птицы наблюдаются в конце июля. Отлет проходит в середине сентября.
Данный вид проникает местами на север довольно далеко до Архангельска, а в низовьях Печоры до 66° северной широты. В Западней и Средней Сибири канюк встречается главным образом в лесостепной полосе, но найден и на севере - у Тюмени, Томска, Енисейска. Перелетный вид. Зимует в Африке.
Уничтожением вредных грызунов, особенно серой полевки, а также крупных насекомых на полях, канюк приносит пользу сельскому хозяйству. Во многих странах его, как и других хищных птиц, специально привлекают на поля, устанавливая присады - шесты с перекладиной, а также платформы для гнезд.
Обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus)
Мелкий сокол (с голубя). Основной фон окраски самцов и самок рыжий. Крылья относительно широкие. Хвост длинный, широкий, закругленный. Низ белый или желтоватый с каплевидными темными пестринами по груди и верху брюха (более обильными у самки). Крыло снизу светлое, с многочисленными пестринами образующими полосы. Лапы, восковица и кольцо вокруг глаза желтые. Клюв темно-серый, почти черный, крючковатый. Когти черные.
Самец сверху с розовато-рыжими кроющими крыла и спиной, испещренными округлыми черными пятнами. Маховые сверху темно-бурые, почти черные. Голова и верх шеи, хвост и надхвостье сизые. По концу хвоста широкая черная полоса, с белыми вершинными каемками. Горло белое. Заметны сизые «усы», контрастирующие с окружающим белым фоном. Самка сверху ржаво-рыжая или охристо-рыжая с поперечными темными полосами. Маховые бурые, более темные чем кроющие крыла, но тоже с заметной полосатостью. Хвост с многочисленными темными полосами. Заметны бурые «усы».
Вес самцов - 0,115-0,200 кг, самок - 0,135-0,260 кг, длина - 31-39 см, крыло самцов - 23,3-25,8 см, самок - 24,8-27,5 см, размах - 69-82 см.
Молодые очень похожи на самку, однако, пестрины на груди и брюхе узкие, продольные.
У пуховых птенцов в возрасте до недели когти белые, которые с возрастом постепенно темнеют и уже у начавших оперяться пуховых птенцов когти черные с белыми кончиками, клюв белый, начинающий сереть у птенцов в гнездовом наряде; первый наряд белый, второй - серовато-белый.
Часто зависает, трепеща крыльями, чем хорошо отличается от многих других мелких соколов, но не от степной пустельги.
Голос - характерный для мелких соколов быстрый клекот «ки-ки-ки», у слетков - вибрирующее «кли-и-иU».
Пустельга населяет леса, лесостепи, парки, сады, города, горы и пустыни. В нашей стране обыкновенная пустельга - перелетная птица. В отношении условий гнездования обыкновенная пустельга очень неприхотливая птица: она гнездится на скалах, по обрывам, на деревьях (также и в дуплах), в сооружениях человека, в норах на земле. Собственных гнезд пустельга не строит, занимает постройки других птиц, а если их нет, ограничивается устройством внутренней выстилки гнезда. Яиц в кладке обычно 4-5-8. Яйца охристые с ржаво-бурыми пестринами. Насиживание, в котором участвуют оба родителя, продолжается 28 дней, а через месяц после вылупления или немного позже, птенцы становятся на крыло. Выводки обыкновенной пустельги не распадаются до отлета. Пустельга питается разнообразным кормом. В отличие от сапсанов и чеглоков обыкновенная пустельга берет добычу главным образом с земли. Высматривая добычу, пустельга на небольшой высоте часто "трясется" в воздухе на месте (откуда одно из народных названий птицы у нас "трясучка"). Мелкие млекопитающие (главным образом грызуны), мелкие птицы (подлетки), ящерицы и насекомые - основные корма этого сокола.
Филин обыкновенный (Bubo)
ФИЛИНЫ - род птиц отряда сов; включает 12 видов. Длина до 80 см (одни из самых крупных сов). Характеризуются умеренно выраженным лицевым диском, длинными перьевыми ушками по сторонам головы, длинными и широкими крыльями, умеренно длинным хвостом, очень сильными ногами с почти полностью оперенными пальцами, вооруженными длинными острыми когтями. Обладает бесшумным полетом. Распространены филины в Евразии, Сев. Африке и Америке. В России обитает один вид - обыкновенный филин, населяющий глухие места в лесах, степях, пустынях. Он не находит для себя обременительным каждую ночь отправляться на охотничьи угодья, удаленные на 10-15 км от гнезда или дневки. Полёт филина совершенно бесшумен благодаря рассеченным краям на опахалах и характерному изгибу основных перьев крыла - первостепенных маховых. Это устраняет свист рассекаемого воздуха и шорохи, возникающие от трения перьев друг о друга
Самая крупная сова, которая встречается в наших лесах, горах и степных оврагах. Обитает обыкновенный филин почти по всей России, хотя в большинстве постепенно становится редким видом.
Размах крыльев 155,5-175,4 см, масса 2,3-3,2 кг. Держится в глухих участках леса, охотится преимущественно ночью. Чаще о присутствии филина извещает его голос - громкое уханье.
Отпечатки лап филина заметно крупнее таковых других сов (кроме рыбного филина) и узнаются уже по размерам. Длина отпечатка 14-15 см. Интересно, что на следах прямо вперед смотрит не 2-й палец (внутренний), как у большинства сов, а 3-й (средний), 2-й же отклонен от него чуть внутрь следовой дорожки; 4-й палец (наружный) сильно оттопырен в сторону. Из-за этого следы филина больше напоминают следы белой совы, а не неясытей.
Пища обыкновенного филина очень разнообразна и сильно зависит от места обитания хищника, но все же в большинстве мест в его питании преобладают мелкие и средние по величине грызуны. В средней полосе это различные виды полевок, мыши, водяные крысы, хомяки, белки, а кроме грызунов зайцы - беляк и русак. В степных и пустынных районах он добывает хомячков, песчанок, сусликов, пластинчатозубых крыс. Ловит филин даже слепышей - грызунов, редко показывающихся на поверхности, и почти повсюду ежей. Отмечались среди его жертв и хищники - ласка, горностай, куница, соболь. Вблизи крупных водоемов большую роль в питании играют водоплавающие птицы - лысухи, утки многих видов, поганки. По-видимому, филин схватывает с воды спящих птиц. В длинном списке пищевых объектов филина значится немало дневных и ночных хищных птиц - это сокол-сапсан, ястребы тетеревятник и перепелятник, сарыч, коршун. Значатся среди его жертв большой пестрый и седой дятлы, желна - птицы, прячущиеся на ночь в дупла и, казалось бы, не доступные филину.
Другими словами, филин может быть опасен для очень многих зверей размером до зайца и небольшой косули, и очень многих птиц, величиной до глухаря и цапли.
В средней полосе филины гнездятся чаще всего прямо на земле, под прикрытием еловых лап, в степных районах - по балкам и в нишах глинистых обрывов.
В местах оседлого обитания филинов их крики слышны на гнездовых участках во все сезоны года. Наиболее интенсивна акустическая активность в феврале-марте. Весной кочующие филины появляются на местах гнездования с конца февраля по конец марта. Занятие постоянных гнездовых участков происходит в марте. Откладывание яиц и их насиживание начинается с первых чисел апреля. Вылупление птенцов происходит с конца апреля по конец мая. В кладках - 2-4 яйца, в выводках - 1-4 птенца.
И. А. Лебедева, ГБОУ гимназия №155, Санкт - Петербург
Метки: Биология