Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок по теме: Транспорт веществ в растении

Урок по теме: Транспорт веществ в растении

Форма урока: путешествие - исследование

Тип урока: урок изучения нового материала на межпредметной основе биологии и экологии.

Цели урока:

  1. образовательные - раскрыть причины передвижения веществ в растении; дать представление о корневом давлении и транспирации воды, продемонстрировать опытном путем роль сосудов и ситовидных трубок в транспорте веществ, показать взаимосвязь всех органов в растении и зависимость жизни растений от условий внешней среды;
  2. развивающие - развитие ассоциативного мышления, умения работать с источниками, наблюдать, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы; развитие коммуникативных, оценочных и познавательных умений, интереса к биологии, создание положительного мотивационного фона урока;
  3. воспитательные - формирование ценностного отношения к окружающим растениям, понимания значимости сохранения их жизни, целостности биологических систем и взаимосвязи их компонентов.

Методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, метод проблемного изложения

Ведущие педагогические технологии: развивающего обучения (решение интеллектуальных задач), игровые (элементы ролевой игры).

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая (по 4 чел.), парная, индивидуальная.

Основные понятия и термины на уроке: корневое давление, испарение воды листьями, плач у растений, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.

Оборудование урока:

А) материально - технические средства: компьютер, проектор, презентация, лупы, опыт по наблюдению корневого давления у растения бальзамина, опыт на транспорт веществ по сосудам древесины у смородины; стакан воды со стеклянной трубкой, фотографии, березовый сок.

Б) дидактические средства: сопроводительный лист путешествия, инструкция по проведению практической работы, творческие задания детективам и лекарям, книга К.А. Тимирязева «Жизнь растения», Н.М. Верзилина «По следам Робинзона», стихотворение А. Фета.

Звуковое сопровождение: музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна», звуки леса.

ХОД УРОКА:

№ п/п Содержание урока время

Деятель

ность учащихся

1.

ПРИВЕТСТВИЕ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии.

Знаменитый петербургский ученый - биолог Н.М. Верзилин писал:

«Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому еще не известное, необычное зовут нас путешествовать. Путешествия помогали открыть неизведанное, описать чудесный мир растений, особенности их жизни в природе».

Вот и сегодня мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие - исследование, поскольку тема занятия «Транспорт веществ в растениях».

1. Какие ассоциации у Вас возникают при словосочетании «транспорт веществ»?

Хорошо! Данные аспекты станут задачами нашего исследования.

Цель путешествия: исследовать особенности транспорта веществ у растений.

Задачи путешествия:

  1. Установить, какие вещества перемещаются в растении?
  2. Куда и в каком направлении идет транспорт?
  3. По каким структурам растения идет перемещение веществ?
  4. Что влияет на транспорт веществ у растений в природных и городских условиях обитания?

Маршрут путешествия будет проходить с остановками в городском саду, в лесу, на городской улице. Здесь Вы сможете проявить себя как внимательные наблюдатели, практики, детективы и лекари.

2. Ребята, что нам понадобится для успешного путешествия - исследования, какой инвентарь?

Инвентарь: лупы, вода, чернила, побеги растений, инструкция; сопроводительный лист путешествия а также хорошее настроение и дружная команда! У нас это все есть? - Да! Тогда в путь!!!

слушают

Включаются в контакт, называют ассоциации

Вместе определяем задачи урока

Слушают объяснение учителя

Перечисляют, что у них на столах

2.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Первая остановка - городской сад.

  1. Какие сады и парки в Петербурге Вы знаете?

(парк культуры и отдыха на Елагином острове, парк «Тихий отдых» на Каменном острове, Приморский парк Победы, Летний сад, Мизайловский сад и др.)

  1. Какие растения там растут?

(береза, клен, дуб, тополь, вяз, сирень, липа и др.)

Проведем теоретическое исследование.

На уроках Вы познакомились с особенностями питания и дыхания растений.

3) Какие вещества нужны растениям для жизнедеятельности?

Вода - минеральные вещества - органические вещества - кислород - углекислый газ

4) Откуда растения получают воду и минеральные вещества? (из почвы, через корни растений)

5) В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения? (зона всасывания, клетки имеют корневые волоски)

Цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы другой клетки, вода с растворенными в ней веществами свободно проникает через поры мембран.

6) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как Вы думаете, что заставляет потоки воды и минеральных веществ двигаться вверх? Ведь уровень воды, налитой в стакан, сам по себе не поднимается вверх?

Давайте посмотрим демонстрационный опыт, который был поставлен выдающимся ученым - биологом К.А. Тимирязевым в 1878 году.

Опыт 1: У молодого бальзамина срезали стебель, оставив пенек размером 3-5 см. Пенек смазали вазелином, надели резиновую трубку. Свободный конец ее соединили со стеклянной трубкой. Почву до опыта полили теплой водой. Установка стояла сутки.

7)Ребята, кто внимательно следил за ходом опыта и скажет при каких условиях он проводился и каков результат?

Ответ: полив теплой водой, она всасалась через корень и поднялась в стебель на опр. высоту под давлением.

Вывод:

Корневое давление - сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель.

8) Предложите правила полива растений?

  • Воду необходимо отстаивать, комнатной температуры
  • Не повредить целостность корней (поливая, лейку следует держать близко к поверхности горшка, не размывая почву, борьба с вредителями).
  • Рыхление почвы (доступ кислорода; рыхление после полива).
  • Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения

9) Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы на 28 м., берез на 30 м., лиственниц на 40-45 м. Как Вы думаете, что этому способствует?

Вывод: Транспирация воды устьицами способствует поступлению порций воды в листья.

10. Проанализируйте отрывок стихотворения Афанасия Фета и выделите ключевую фразу:

«Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахалU»

Комментарий

Растения с помощью листьев испаряют большое количество влаги, тем самым создают особый влажный микроклимат в лесу, где дышится легко даже в жару.

Вывод по теоретическому исследованию:

  • Вода и минеральные соли движутся вверх от корня к стеблю;
  • Продвижению воды и солей способствует корневое давление и испарение влаги листьями

Фронтальная беседа по вопросам

Зад.1 лист сопровождения

Высказывают предположения

наблюдают

опыт

1 чел. делает вывод по демонстрационному опыту

Запись вывода по зад 2.

устно

предлагают правила полива растений

Смотрят

видео 1

делают вывод зад.3

выделяют главное слово и обосновывают

3.

Вторая остановка - пригородный лес (звуки леса)

1) Назовите виды растений, произрастающих в лесах Ленинградской обл.

(березы, осины, ели, сосны, встречаются кустарники смородины, малины и др.)

Проведем практическое исследование.

Выясним опытным путем, по каким структурам растений перемещается вода и соли?

2) Практическая работа

Опыт № 2

Побег растения поместили в сосуд с водой, подкрашенной чернилами. Сделайте поперечный срез через стебель и рассмотрите его с помощью лупы. Какой слой стебля окрасился? Объясните результаты.

Ребята! Срочно требуется помощь! Нужны пара лекарей и детективов. В лесу плачут березы!

3)

Детективы - выясните, почему березы плачут?

Лекари - предложите оптимальные способы сохранения жизни берез в лесу во время сбора березового сока.

Ребята, у кого какие результаты получились? (спрашиваю 2-3 пары).

Вывод: вещества перемещаются по сосудам древесины

Детективы озвучивают результаты работы.

Благодарим внимательных аналитиков и настоящих защитников природы!

4)Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся?

Ответ: Вырабатываются в листьях растений на свету в ходе фотосинтеза из воды, углекислого газа.

3. Куда и по каким структурам перемещаются органические вещества в растении? (см. видео)

Вывод: по ситовидным трубкам луба ко всем органам растения и в корень, где откладываются в запас в виде сахаров.

Выполняют практическую работу в парах

(зад.4)

4 человека работают по индивидуальным заданиям

Озвучивают итоги работы

Отвечают на вопрос

Смотрят видео 2

Зад.5

4.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Музыка П.И. Чайковского. Фото березовой рощи.

Представьте, что Вы стройные березки. Потянитесь вверх, как тянутся к солнцу веточки. Разведите руки в стороны, опуститесь. Выпейте глоток прекрасного дара природы - березового соку.

1 мин

Выполняют упражнения

Пьют сок

5.

6.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Третья остановка - улицы города Петербурга.

Исследование растений в городских условиях.

Проблемное задание.

Посмотрите на эти фотографии. На них изображены древесные растения липы.

Биологи подсчитали, что древесная порода липы живет в лесу 400 лет, в городских парках г. Санкт - Петербурга 125 лет, на улицах города - 50-80 лет?

Почему? Назовите факторы внешней среды, отрицательно влияющие на жизнь растений и замедляющие транспорт веществ.

Предложите возможные варианты улучшения состояния жизни растений в городе? (метод «мозгового штурма»)

Ответ на 1 вопрос:

1) сильная задымленность и запыленность воздуха ухудшает транспирацию

2) почвы не плодородные с преобладанием строительного и бытового мусора

3) почвы загрязнены химическими примесями выхлопов автомобилей, не плодородные

4) асфальт ухудшает доступ воды к корням растений, промерзает и нагревается летом, создавая парниковый эффект

Ответ на вопрос 2

Ваши предложения.

- на автомобили ставить пылеулавливатели; ликвидировать пробки на дорогах

- весной подсыпать хорошей плодородной земли;

- стричь кроны, избавлять дерево от поврежденных и засохших ветвей;

- поливать растения - убирать мусор с газонов

Молодцы!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (рефлексия)

Итак, ребята мы заканчиваем наше путешествие - исследование.

1) Какие научные задачи мы решили в процессе работы?

2) Какое практическое значение для нас могут иметь знания, полученные в ходе исследования? Где они нам могут пригодиться?

Ребята, я благодарю Вас за грамотные ответы, ваши суждения, позитивный настрой. Я тоже многому сегодня научилась у вас.

Выставление оценок.

Д/З: параграф 12, оформить до конца сопроводительный лист путешествия

Написать мини - эссе «О чем плачет березка весной?»

5 мин

Смотрят на фотографии

Работа в группах по 4 чел.

Каждая группа называет 1 довод не повторяясь

Отвечают на вопросы

Задание 2

Решите блиц - кроссворд:

  1. Выдающийся отечественный ученый, автор книги «Жизнь растений», описавший механизм транспорта веществ в растениях, явление фотосинтеза, причины плача растений весной и многие другое. (Тимирязев)
  2. Структуры, по которым в растении перемещаются вода и минеральные соли. (сосуды)
  3. Сила, способствующая транспорту веществ из корня в стебель. (давление)
  4. Процесс, происходящий в растениях и способствующий поднятию веществ на большую высоту (испарение)
  5. Дерево, самое устойчивое к загрязнению воздуха и уплотнению почвы в городской среде (ясень).

Задание детективам:

Уважаемые детективы! Помогите разгадать тайну и выяснить когда и почему плачут березы в лесу?

А) Проанализируйте текст стихотворения. О каком времени года идет речь?

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок -

То плачут берёзы, то плачут берёзы.

б) В данном тексте отсутствуют важные слова, без знания которых он не может быть понят. Вставьте недостающие слова в текст.

Какое удовольствие доставляет белоствольная красавица береза ранней______., угощая своим прохладным сладким ____! Это вкусный, освежающий, целебный напиток. Он содержит 1-2% сахара, белки, яблочную кислоту, соли. Возможности для заготовки березового сока в нашей стране большие, но получать его надо так, чтобы__ ___..лесному «донору».

Интенсивное сокодвижение происходит у березы во время____________.снега. Раствор воды и минеральных веществ движутся интенсивно по_______ стебля к______, из которых появятся первые зеленые листочки. Это явление интенсивного сокодвижения у растений получило научное название « растений».

Задание лекарям:

1. Прочитайте внимательно текст, вникните в проблему

На Руси испокон веков употребляли свежий березовый сок и приготовляли из него квас. При грамотном сборе сока от каждого дерева можно получить 40-45 литров. Наиболее обильно выделяется сок в период от 12 до 18 час., причем из отверстий в стволе с северной стороны вытекает сока в 3-3,5 раза больше, чем с южной. Однако, на практике многие деревья берез погибают из-за небрежного отношения к ним человека. Не учитывая биологических особенностей данной древесной породы, люди наносят глубокие раны дереву. В местах повреждений поселяются споры грибов - паразитов и микроорганизмы, которые проникают глубоко в древесину и могут окончательно погубить дерево.

2. Предложите свои рекомендации по сбору березового сока, которые позволят сохранить жизнь растущего растения.

Сопроводительный лист путешествия - исследования

по теме: «Транспорт веществ в растении»

1. Заполните схему. Укажите вещества, необходимые растению для жизнедеятельности.

  1. Опыт К.А. Тимирязева (1878 год)

Выводы:_____________

_________________________________________

________________________________________

  1. Закончите предложение по смыслу:
Процессу поступления порций воды в растении на большую высоту способствуют_____________________, через которые идет процесс________________ воды.

4. Опыт по перемещению воды и минеральных веществ

Вывод: ______________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

5. По ____________________ перемещаются растворы органических веществ с _______________

в __________________________________________ .

6.Подпишите условные обозначения на схеме передвижения веществ в растении.

И. А. Лебедева, ГБОУ гимназия №155, Санкт - Петербург

Метки: Биология