Урок по теме: Транспорт веществ в растении
Урок по теме: Транспорт веществ в растении
Форма урока: путешествие - исследование
Тип урока: урок изучения нового материала на межпредметной основе биологии и экологии.
Цели урока:
- образовательные - раскрыть причины передвижения веществ в растении; дать представление о корневом давлении и транспирации воды, продемонстрировать опытном путем роль сосудов и ситовидных трубок в транспорте веществ, показать взаимосвязь всех органов в растении и зависимость жизни растений от условий внешней среды;
- развивающие - развитие ассоциативного мышления, умения работать с источниками, наблюдать, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы; развитие коммуникативных, оценочных и познавательных умений, интереса к биологии, создание положительного мотивационного фона урока;
- воспитательные - формирование ценностного отношения к окружающим растениям, понимания значимости сохранения их жизни, целостности биологических систем и взаимосвязи их компонентов.
Методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, метод проблемного изложения
Ведущие педагогические технологии: развивающего обучения (решение интеллектуальных задач), игровые (элементы ролевой игры).
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая (по 4 чел.), парная, индивидуальная.
Основные понятия и термины на уроке: корневое давление, испарение воды листьями, плач у растений, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.
Оборудование урока:
А) материально - технические средства: компьютер, проектор, презентация, лупы, опыт по наблюдению корневого давления у растения бальзамина, опыт на транспорт веществ по сосудам древесины у смородины; стакан воды со стеклянной трубкой, фотографии, березовый сок.
Б) дидактические средства: сопроводительный лист путешествия, инструкция по проведению практической работы, творческие задания детективам и лекарям, книга К.А. Тимирязева «Жизнь растения», Н.М. Верзилина «По следам Робинзона», стихотворение А. Фета.
Звуковое сопровождение: музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна», звуки леса.
ХОД УРОКА:
№ п/п | Содержание урока | время |
Деятель ность учащихся |
1. |
ПРИВЕТСТВИЕ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Знаменитый петербургский ученый - биолог Н.М. Верзилин писал: «Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому еще не известное, необычное зовут нас путешествовать. Путешествия помогали открыть неизведанное, описать чудесный мир растений, особенности их жизни в природе». Вот и сегодня мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие - исследование, поскольку тема занятия «Транспорт веществ в растениях». 1. Какие ассоциации у Вас возникают при словосочетании «транспорт веществ»? Хорошо! Данные аспекты станут задачами нашего исследования. Цель путешествия: исследовать особенности транспорта веществ у растений. Задачи путешествия:
Маршрут путешествия будет проходить с остановками в городском саду, в лесу, на городской улице. Здесь Вы сможете проявить себя как внимательные наблюдатели, практики, детективы и лекари. 2. Ребята, что нам понадобится для успешного путешествия - исследования, какой инвентарь? Инвентарь: лупы, вода, чернила, побеги растений, инструкция; сопроводительный лист путешествия а также хорошее настроение и дружная команда! У нас это все есть? - Да! Тогда в путь!!! |
слушают Включаются в контакт, называют ассоциации Вместе определяем задачи урока Слушают объяснение учителя Перечисляют, что у них на столах |
|
2. |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Первая остановка - городской сад.
(парк культуры и отдыха на Елагином острове, парк «Тихий отдых» на Каменном острове, Приморский парк Победы, Летний сад, Мизайловский сад и др.)
(береза, клен, дуб, тополь, вяз, сирень, липа и др.) Проведем теоретическое исследование. На уроках Вы познакомились с особенностями питания и дыхания растений. 3) Какие вещества нужны растениям для жизнедеятельности? Вода - минеральные вещества - органические вещества - кислород - углекислый газ 4) Откуда растения получают воду и минеральные вещества? (из почвы, через корни растений) 5) В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения? (зона всасывания, клетки имеют корневые волоски) Цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы другой клетки, вода с растворенными в ней веществами свободно проникает через поры мембран. 6) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как Вы думаете, что заставляет потоки воды и минеральных веществ двигаться вверх? Ведь уровень воды, налитой в стакан, сам по себе не поднимается вверх? Давайте посмотрим демонстрационный опыт, который был поставлен выдающимся ученым - биологом К.А. Тимирязевым в 1878 году. Опыт 1: У молодого бальзамина срезали стебель, оставив пенек размером 3-5 см. Пенек смазали вазелином, надели резиновую трубку. Свободный конец ее соединили со стеклянной трубкой. Почву до опыта полили теплой водой. Установка стояла сутки. 7)Ребята, кто внимательно следил за ходом опыта и скажет при каких условиях он проводился и каков результат? Ответ: полив теплой водой, она всасалась через корень и поднялась в стебель на опр. высоту под давлением. Вывод: Корневое давление - сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель. 8) Предложите правила полива растений?
9) Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы на 28 м., берез на 30 м., лиственниц на 40-45 м. Как Вы думаете, что этому способствует? Вывод: Транспирация воды устьицами способствует поступлению порций воды в листья. 10. Проанализируйте отрывок стихотворения Афанасия Фета и выделите ключевую фразу: «Как здесь свежо под липою густою - Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахалU» Комментарий Растения с помощью листьев испаряют большое количество влаги, тем самым создают особый влажный микроклимат в лесу, где дышится легко даже в жару. Вывод по теоретическому исследованию:
|
Фронтальная беседа по вопросам Зад.1 лист сопровождения Высказывают предположения наблюдают опыт 1 чел. делает вывод по демонстрационному опыту Запись вывода по зад 2. устно предлагают правила полива растений Смотрят видео 1 делают вывод зад.3 выделяют главное слово и обосновывают |
|
3. |
Вторая остановка - пригородный лес (звуки леса) 1) Назовите виды растений, произрастающих в лесах Ленинградской обл. (березы, осины, ели, сосны, встречаются кустарники смородины, малины и др.) Проведем практическое исследование. Выясним опытным путем, по каким структурам растений перемещается вода и соли? 2) Практическая работа Опыт № 2 Побег растения поместили в сосуд с водой, подкрашенной чернилами. Сделайте поперечный срез через стебель и рассмотрите его с помощью лупы. Какой слой стебля окрасился? Объясните результаты. Ребята! Срочно требуется помощь! Нужны пара лекарей и детективов. В лесу плачут березы! 3) Детективы - выясните, почему березы плачут? Лекари - предложите оптимальные способы сохранения жизни берез в лесу во время сбора березового сока. Ребята, у кого какие результаты получились? (спрашиваю 2-3 пары). Вывод: вещества перемещаются по сосудам древесины Детективы озвучивают результаты работы. Благодарим внимательных аналитиков и настоящих защитников природы! 4)Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся? Ответ: Вырабатываются в листьях растений на свету в ходе фотосинтеза из воды, углекислого газа. 3. Куда и по каким структурам перемещаются органические вещества в растении? (см. видео) Вывод: по ситовидным трубкам луба ко всем органам растения и в корень, где откладываются в запас в виде сахаров. |
Выполняют практическую работу в парах (зад.4) 4 человека работают по индивидуальным заданиям Озвучивают итоги работы Отвечают на вопрос Смотрят видео 2 Зад.5 |
|
4. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Музыка П.И. Чайковского. Фото березовой рощи. Представьте, что Вы стройные березки. Потянитесь вверх, как тянутся к солнцу веточки. Разведите руки в стороны, опуститесь. Выпейте глоток прекрасного дара природы - березового соку. |
1 мин |
Выполняют упражнения Пьют сок |
5. 6. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Третья остановка - улицы города Петербурга. Исследование растений в городских условиях. Проблемное задание. Посмотрите на эти фотографии. На них изображены древесные растения липы. Биологи подсчитали, что древесная порода липы живет в лесу 400 лет, в городских парках г. Санкт - Петербурга 125 лет, на улицах города - 50-80 лет? Почему? Назовите факторы внешней среды, отрицательно влияющие на жизнь растений и замедляющие транспорт веществ. Предложите возможные варианты улучшения состояния жизни растений в городе? (метод «мозгового штурма») Ответ на 1 вопрос: 1) сильная задымленность и запыленность воздуха ухудшает транспирацию 2) почвы не плодородные с преобладанием строительного и бытового мусора 3) почвы загрязнены химическими примесями выхлопов автомобилей, не плодородные 4) асфальт ухудшает доступ воды к корням растений, промерзает и нагревается летом, создавая парниковый эффект Ответ на вопрос 2 Ваши предложения. - на автомобили ставить пылеулавливатели; ликвидировать пробки на дорогах - весной подсыпать хорошей плодородной земли; - стричь кроны, избавлять дерево от поврежденных и засохших ветвей; - поливать растения - убирать мусор с газонов Молодцы! ЗАКЛЮЧЕНИЕ (рефлексия) Итак, ребята мы заканчиваем наше путешествие - исследование. 1) Какие научные задачи мы решили в процессе работы? 2) Какое практическое значение для нас могут иметь знания, полученные в ходе исследования? Где они нам могут пригодиться? Ребята, я благодарю Вас за грамотные ответы, ваши суждения, позитивный настрой. Я тоже многому сегодня научилась у вас. Выставление оценок. Д/З: параграф 12, оформить до конца сопроводительный лист путешествия Написать мини - эссе «О чем плачет березка весной?» |
5 мин |
Смотрят на фотографии Работа в группах по 4 чел. Каждая группа называет 1 довод не повторяясь Отвечают на вопросы |
Задание 2
Решите блиц - кроссворд:
- Выдающийся отечественный ученый, автор книги «Жизнь растений», описавший механизм транспорта веществ в растениях, явление фотосинтеза, причины плача растений весной и многие другое. (Тимирязев)
- Структуры, по которым в растении перемещаются вода и минеральные соли. (сосуды)
- Сила, способствующая транспорту веществ из корня в стебель. (давление)
- Процесс, происходящий в растениях и способствующий поднятию веществ на большую высоту (испарение)
- Дерево, самое устойчивое к загрязнению воздуха и уплотнению почвы в городской среде (ясень).
Задание детективам: Уважаемые детективы! Помогите разгадать тайну и выяснить когда и почему плачут березы в лесу? А) Проанализируйте текст стихотворения. О каком времени года идет речь? Лишь только подснежник распустится в срок, Лишь только приблизятся первые грозы, На белых стволах появляется сок - То плачут берёзы, то плачут берёзы. б) В данном тексте отсутствуют важные слова, без знания которых он не может быть понят. Вставьте недостающие слова в текст. Какое удовольствие доставляет белоствольная красавица береза ранней______., угощая своим прохладным сладким ____! Это вкусный, освежающий, целебный напиток. Он содержит 1-2% сахара, белки, яблочную кислоту, соли. Возможности для заготовки березового сока в нашей стране большие, но получать его надо так, чтобы__ ___..лесному «донору». Интенсивное сокодвижение происходит у березы во время____________.снега. Раствор воды и минеральных веществ движутся интенсивно по_______ стебля к______, из которых появятся первые зеленые листочки. Это явление интенсивного сокодвижения у растений получило научное название « растений». |
Задание лекарям: 1. Прочитайте внимательно текст, вникните в проблему На Руси испокон веков употребляли свежий березовый сок и приготовляли из него квас. При грамотном сборе сока от каждого дерева можно получить 40-45 литров. Наиболее обильно выделяется сок в период от 12 до 18 час., причем из отверстий в стволе с северной стороны вытекает сока в 3-3,5 раза больше, чем с южной. Однако, на практике многие деревья берез погибают из-за небрежного отношения к ним человека. Не учитывая биологических особенностей данной древесной породы, люди наносят глубокие раны дереву. В местах повреждений поселяются споры грибов - паразитов и микроорганизмы, которые проникают глубоко в древесину и могут окончательно погубить дерево. 2. Предложите свои рекомендации по сбору березового сока, которые позволят сохранить жизнь растущего растения. |
Сопроводительный лист путешествия - исследования
по теме: «Транспорт веществ в растении»
1. Заполните схему. Укажите вещества, необходимые растению для жизнедеятельности.
- Опыт К.А. Тимирязева (1878 год)
Выводы:_____________ _________________________________________ ________________________________________ |
- Закончите предложение по смыслу:
Процессу поступления порций воды в растении на большую высоту способствуют_____________________, через которые идет процесс________________ воды. |
4. Опыт по перемещению воды и минеральных веществ Вывод: ______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ 5. По ____________________ перемещаются растворы органических веществ с _______________ в __________________________________________ . |
6.Подпишите условные обозначения на схеме передвижения веществ в растении. |
И. А. Лебедева, ГБОУ гимназия №155, Санкт - Петербург
Метки: Биология