Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». 6 класс

Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». 6 класс

Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». 6 класс

Цели и задачи урока:

Обучающие: обеспечить усвоение знаний о

  • размножении;
  • способах вегетативного размножения растений в природе;
  • применении вегетативного размножения в растениеводстве;
  • формирование умения размножать комнатные растения разными способами.

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Средства обучения:

  • системный блок, проектор, электронная презентация;
  • инструкции по проведению лабораторной работы;
  • оборудование для лабораторной работы (стеклянные банки с крышками, ножи, горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода);
  • комнатные растения (гибискус, хлорофитум, сенполия, сансивьера).

Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.

Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, упражнений, самостоятельной работы; самоконтроля.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная подготовка:

Для проведения лабораторной работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на группы по 5 человек, в каждой группе заранее распределяются обязанности.

Структура урока:

  • Организация начала урока (2 мин.)
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Актуализация знаний (7 мин.)
  • Изучение нового материала (25 мин.)
  • Лабораторная работа (7 мин.)
  • Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организация начала урока

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов - размножения.

План нашей работы на уроке следующий:

  • вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;
  • узнать что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;
  • освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.

У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого правильного ответа.

Итак, приступим.

  1. Проверка домашнего задания

- Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.)

Слайд №1. Найдите соответствие.

Слайд №2

-Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов?

-Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием?

  1. Изучение нового материала

Слайд №4. Теперь задача. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?

Слайд №5. Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным.

Запишем определение в тетрадь.

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.

Подземными побегами являются:

Слайд №6 луковицы;

Слайд №7 клубнелуковицы;

Слайд №8 корневище;

Слайд №9 клубни.

К надземным побегам относят усы. Слайд № 10.

Некоторые растения, например осина, сирень, барбарис, вишня, слива, вьюнок, осот образуют корневые отпрыски - надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек. Слайд № 11.

А бриофиллум образует выводковые почки, из которых развиваются дочерние растеньица прямо на материнском организме. Слайд № 12.

Человек научился использовать способность растений к вегетативному размножению. Как вы думаете, в каких сферах своей деятельности люди применяют свои знания о вегетативном размножении растений? Слайд №13

Некоторые растения размножают делением кустов. Слайд №14. При этом используют растения в состоянии покоя, лучше всего ранней весной. Осторожно выбивают из горшка растение с комом и делят на части с помощью секатора или острого ножа. Каждая отделенная часть должна иметь 2-3 побега. Их рассаживают в соответствующую культуре смесь, обильно поливают и ставят в защищенное от солнца место.

Кроме того, для вегетативного размножения используются черенки. Черенки - это участки побега, длиной 10-15 см. Могут быть:

  • стеблевыми неодревесневшими («зелеными»). Слайд №15.
  • стеблевыми одревесневшими. Слайд №16
  • листовыми. Слайд №17

Многие кустарниковые формы размножаются с помощью отводков. Слайд №18

Как вы думаете, чем черенок отличается от отводка? Слайд №19

Для получения более выносливых к морозам или вредителям растений в садоводстве используют метод прививания. Для этого пересаживают черенок или почку (глазок) одного растения (привоя) на другое (подвой). Слайд №20

Физкультминутка

«да» - наклон головы направо, «нет» - налево

  1. Цветок- орган вегетативного размножения;
  2. При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад

  1. Усы - это надземный ползучий побег;
  2. Тюльпан размножается корневищем.

«да» - сидеть, «нет» - встать

  1. Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;
  2. Черенок - это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.
  3. Лабораторная работа «Черенкование растений»

Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Каждая группа имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.

V. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Работа с листами самооценивания.

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Для всех: дома сделать иллюстрированный отчет по выполненной работе.

Для желающих: ответить на дополнительный вопрос (14 вариантов).

1. В селекции вегетативное размножение растений используется, в основном, для того, чтобы:

а) улучшить качество растений;

б) вывести новые сорта растений;

в) сохранить имеющиеся качества растений.

2. Есть растения, для которых утверждение, что цветок - орган полового размножения, несправедливо. Эти растения размножаются вегетативно - цветок в процессе развития трансформируется в почку, которая опадает и прорастает. К таким растениям относится:

а) тюльпан;

б) чеснок;

в) щавель.

3. Растение, обладающее исключительной способностью размножаться вегетативно - клубнями, корневищами и отрезками стебля, - это:

а) заячья капуста;

б) георгин;

в) гусиный лук.

4. Разнообразие способов размножения сорняков дает им возможность широко расселяться и конкурировать с культурными растениями. Это растение, например, размножается пятью способами - семенами, отрезками (частями), корнеклубнями, стелющимися стеблями с укореняющимися розетками, розетками-детками стеблевого происхождения и розетками-детками корневого происхождения:

а) гусиная лапчатка;

б) мятлик;

в) дрема лесная.

5. Это растение примечательно свисающими усами, на концах которых образуются маленькие растеньица с розеткой, с помощью которых происходит вегетативное размножение. За свисающие усы его называют паучком, аароновой бородой или волосами Венеры. Это растение:

а) камелия;

б) плющ;

в) камнеломка.

6. Одно из распространенных комнатных растений раньше называли «бабьими сплетнями».

Свисающие с горшка стебли так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга. Растение может жить даже под водой. Это:

а) филодендрон;

б) традесканция;

в) плющ.

7. Это растение называют «щучьим хвостом». Его лист, разрезанный на куски, дает корни. Это:

а) алоэ;

б) сансевьера;

в) хлорофитум.

8. Из листа этого растения можно вырастить до двадцати новых растений. Русское название свидетельствует, что растение было распространено в России еще в 1812 г.

Во время бегства французов из Москвы оно было названо «ухом Наполеона». И действительно, по очертанию и с нижней красной стороны лист похож на большое отмороженное ухо. Это растение:

а) бегония;

б) пеларгония;

в) колеус (3-4-5-12-13).

9. Широко распространенное комнатное растение. Обладает лекарственными свойствами. Есть вид с треугольными листьями, по краям которых вырастают крошечные растения-детки. Это:

а) хлорофитум;

б) циперус;

в) каланхоэ (5-14-15-6-16).

10. Это растение выращивают в садах уже более двух тысяч лет. Название его в переводе означает «радуга». Существуют виды и сорта, имеющие самую разную окраску. Органом вегетативного размножения служит корневище. Это растение:

а) нарцисс;

б) ирис;

в) маргаритка.

11. Одно из красивейших растений с крупными цветками. Хотя название этого растения означает «белизна», цветки его бывают самой разнообразной окраски. Вегетативно размножается луковицами. Это растение:

а) календула;

б) лилия;

в) цинния.

12. Многим известен этот злостный сорняк, который быстро размножается с помощью длинных «расползающихся» корневищ. Однако на пастбище это очень ценное растение, повышающее удои молока. Это:

а) пырей;

б) пастушья сумка;

в) ежа.

13. Это растение часто используют для закрепления почвы, его сильные и разветвленные корни и корневые отпрыски хорошо «держат» землю. А плоды-костянки, которые называют «царской ягодой», вкусны и целебны. Это растение:

а) бузина;

б) облепиха;

в) липа.

14. Кто придумал и вырастил удивительный сад, где росли рябина на груше, груша - на яблоне, абрикос - на сливе, черемуха - на черешне и т.д.?

а) Н.В. Рындин;

б) К.А. Тимирязев;

в) И.В. Мичурин (55-49-2-43).

Задания для групп

Группа№1

1 Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения.
2 Подготавливать субстрат для дочернего растения
3 Подготавливать черенок или др. объект для размножения
4 Фотографировать или зарисовывать все этапы работы
5 Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет.
6 Ассистент

Группа№2

1 Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения.
2 Подготавливать субстрат для дочернего растения
3 Подготавливать черенок или др. объект для размножения
4 Фотографировать или зарисовывать все этапы работы
5 Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет.
6 Ассистент

Группа№3

1 Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения.
2 Подготавливать субстрат для дочернего растения
3 Подготавливать черенок или др. объект для размножения
4 Фотографировать или зарисовывать все этапы работы
5 Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет.
6 Ассистент

Группа№4

1 Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения.
2 Подготавливать субстрат для дочернего растения
3 Подготавливать черенок или др. объект для размножения
4 Фотографировать или зарисовывать все этапы работы
5 Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет.
6 Ассистент

И. А. Зверева, ГБОУ СОШ №998, г. Москва

Метки: Биология