Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». 6 класс
Тема урока: Вегетативное размножение растений. Л.р. № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». 6 класс
Цели и задачи урока:
Обучающие: обеспечить усвоение знаний о
- размножении;
- способах вегетативного размножения растений в природе;
- применении вегетативного размножения в растениеводстве;
- формирование умения размножать комнатные растения разными способами.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду.
Средства обучения:
- системный блок, проектор, электронная презентация;
- инструкции по проведению лабораторной работы;
- оборудование для лабораторной работы (стеклянные банки с крышками, ножи, горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода);
- комнатные растения (гибискус, хлорофитум, сенполия, сансивьера).
Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.
Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, упражнений, самостоятельной работы; самоконтроля.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предварительная подготовка:
Для проведения лабораторной работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на группы по 5 человек, в каждой группе заранее распределяются обязанности.
Структура урока:
- Организация начала урока (2 мин.)
- Проверка выполнения домашнего задания
- Актуализация знаний (7 мин.)
- Изучение нового материала (25 мин.)
- Лабораторная работа (7 мин.)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
- Организация начала урока
Здравствуйте!
Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов - размножения.
План нашей работы на уроке следующий:
- вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;
- узнать что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;
- освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.
У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого правильного ответа.
Итак, приступим.
- Проверка домашнего задания
- Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.)
Слайд №1. Найдите соответствие.
Слайд №2
-Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов?
-Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием?
- Изучение нового материала
Слайд №4. Теперь задача. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?
Слайд №5. Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным.
Запишем определение в тетрадь.
Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.
Подземными побегами являются:
Слайд №6 луковицы;
Слайд №7 клубнелуковицы;
Слайд №8 корневище;
Слайд №9 клубни.
К надземным побегам относят усы. Слайд № 10.
Некоторые растения, например осина, сирень, барбарис, вишня, слива, вьюнок, осот образуют корневые отпрыски - надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек. Слайд № 11.
А бриофиллум образует выводковые почки, из которых развиваются дочерние растеньица прямо на материнском организме. Слайд № 12.
Человек научился использовать способность растений к вегетативному размножению. Как вы думаете, в каких сферах своей деятельности люди применяют свои знания о вегетативном размножении растений? Слайд №13
Некоторые растения размножают делением кустов. Слайд №14. При этом используют растения в состоянии покоя, лучше всего ранней весной. Осторожно выбивают из горшка растение с комом и делят на части с помощью секатора или острого ножа. Каждая отделенная часть должна иметь 2-3 побега. Их рассаживают в соответствующую культуре смесь, обильно поливают и ставят в защищенное от солнца место.
Кроме того, для вегетативного размножения используются черенки. Черенки - это участки побега, длиной 10-15 см. Могут быть:
- стеблевыми неодревесневшими («зелеными»). Слайд №15.
- стеблевыми одревесневшими. Слайд №16
- листовыми. Слайд №17
Многие кустарниковые формы размножаются с помощью отводков. Слайд №18
Как вы думаете, чем черенок отличается от отводка? Слайд №19
Для получения более выносливых к морозам или вредителям растений в садоводстве используют метод прививания. Для этого пересаживают черенок или почку (глазок) одного растения (привоя) на другое (подвой). Слайд №20
Физкультминутка
«да» - наклон головы направо, «нет» - налево
- Цветок- орган вегетативного размножения;
- При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.
«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад
- Усы - это надземный ползучий побег;
- Тюльпан размножается корневищем.
«да» - сидеть, «нет» - встать
- Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;
- Черенок - это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.
- Лабораторная работа «Черенкование растений»
Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Каждая группа имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.
V. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Работа с листами самооценивания.
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Для всех: дома сделать иллюстрированный отчет по выполненной работе.
Для желающих: ответить на дополнительный вопрос (14 вариантов).
1. В селекции вегетативное размножение растений используется, в основном, для того, чтобы:
а) улучшить качество растений;
б) вывести новые сорта растений;
в) сохранить имеющиеся качества растений.
2. Есть растения, для которых утверждение, что цветок - орган полового размножения, несправедливо. Эти растения размножаются вегетативно - цветок в процессе развития трансформируется в почку, которая опадает и прорастает. К таким растениям относится:
а) тюльпан;
б) чеснок;
в) щавель.
3. Растение, обладающее исключительной способностью размножаться вегетативно - клубнями, корневищами и отрезками стебля, - это:
а) заячья капуста;
б) георгин;
в) гусиный лук.
4. Разнообразие способов размножения сорняков дает им возможность широко расселяться и конкурировать с культурными растениями. Это растение, например, размножается пятью способами - семенами, отрезками (частями), корнеклубнями, стелющимися стеблями с укореняющимися розетками, розетками-детками стеблевого происхождения и розетками-детками корневого происхождения:
а) гусиная лапчатка;
б) мятлик;
в) дрема лесная.
5. Это растение примечательно свисающими усами, на концах которых образуются маленькие растеньица с розеткой, с помощью которых происходит вегетативное размножение. За свисающие усы его называют паучком, аароновой бородой или волосами Венеры. Это растение:
а) камелия;
б) плющ;
в) камнеломка.
6. Одно из распространенных комнатных растений раньше называли «бабьими сплетнями».
Свисающие с горшка стебли так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга. Растение может жить даже под водой. Это:
а) филодендрон;
б) традесканция;
в) плющ.
7. Это растение называют «щучьим хвостом». Его лист, разрезанный на куски, дает корни. Это:
а) алоэ;
б) сансевьера;
в) хлорофитум.
8. Из листа этого растения можно вырастить до двадцати новых растений. Русское название свидетельствует, что растение было распространено в России еще в 1812 г.
Во время бегства французов из Москвы оно было названо «ухом Наполеона». И действительно, по очертанию и с нижней красной стороны лист похож на большое отмороженное ухо. Это растение:
а) бегония;
б) пеларгония;
в) колеус (3-4-5-12-13).
9. Широко распространенное комнатное растение. Обладает лекарственными свойствами. Есть вид с треугольными листьями, по краям которых вырастают крошечные растения-детки. Это:
а) хлорофитум;
б) циперус;
в) каланхоэ (5-14-15-6-16).
10. Это растение выращивают в садах уже более двух тысяч лет. Название его в переводе означает «радуга». Существуют виды и сорта, имеющие самую разную окраску. Органом вегетативного размножения служит корневище. Это растение:
а) нарцисс;
б) ирис;
в) маргаритка.
11. Одно из красивейших растений с крупными цветками. Хотя название этого растения означает «белизна», цветки его бывают самой разнообразной окраски. Вегетативно размножается луковицами. Это растение:
а) календула;
б) лилия;
в) цинния.
12. Многим известен этот злостный сорняк, который быстро размножается с помощью длинных «расползающихся» корневищ. Однако на пастбище это очень ценное растение, повышающее удои молока. Это:
а) пырей;
б) пастушья сумка;
в) ежа.
13. Это растение часто используют для закрепления почвы, его сильные и разветвленные корни и корневые отпрыски хорошо «держат» землю. А плоды-костянки, которые называют «царской ягодой», вкусны и целебны. Это растение:
а) бузина;
б) облепиха;
в) липа.
14. Кто придумал и вырастил удивительный сад, где росли рябина на груше, груша - на яблоне, абрикос - на сливе, черемуха - на черешне и т.д.?
а) Н.В. Рындин;
б) К.А. Тимирязев;
в) И.В. Мичурин (55-49-2-43).
Задания для групп
Группа№1
1 | Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения. | |
2 | Подготавливать субстрат для дочернего растения | |
3 | Подготавливать черенок или др. объект для размножения | |
4 | Фотографировать или зарисовывать все этапы работы | |
5 | Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет. | |
6 | Ассистент |
Группа№2
1 | Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения. | |
2 | Подготавливать субстрат для дочернего растения | |
3 | Подготавливать черенок или др. объект для размножения | |
4 | Фотографировать или зарисовывать все этапы работы | |
5 | Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет. | |
6 | Ассистент |
Группа№3
1 | Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения. | |
2 | Подготавливать субстрат для дочернего растения | |
3 | Подготавливать черенок или др. объект для размножения | |
4 | Фотографировать или зарисовывать все этапы работы | |
5 | Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет. | |
6 | Ассистент |
Группа№4
1 | Руководить работой группы, сверять с инструкцией правильность выполнения. | |
2 | Подготавливать субстрат для дочернего растения | |
3 | Подготавливать черенок или др. объект для размножения | |
4 | Фотографировать или зарисовывать все этапы работы | |
5 | Записывать в черновик, а затем оформлять групповой отчет. | |
6 | Ассистент |
И. А. Зверева, ГБОУ СОШ №998, г. Москва
Метки: Биология