План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки». 5 класс (ФГОС)
План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки». 5 класс (ФГОС)
Цели урока:
- продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
- формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
- развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ.
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.
Предметные:
-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;
-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.
Метапредметные:
- определять важность знаний о составе клетки;
- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Оборудование и реактивы:
- весы с набором разновесов
- спиртовка
- пробирки
- держатель пробирок
- штатив для пробирок
- пипетки
- пластиковые стаканчики
- препаровальные иглы
- клубни картофеля (сырой и вареный)
- семена пшеницы
- семена подсолнечника
- листы белой бумаги
- пресное тесто
- листья капусты (сырой и сухой)
- раствор перекиси водорода
- раствор йода
- вода
- марля
- набор «Клетка» для магнитной доски
- компьютерная презентация к уроку
Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне. |
||
Презентация (электронное приложение) - слайд 1 |
Готовность к уроку. |
Формирование ответственного отношения к учению. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению. |
||
- Давайте вспомним строение клетки Презентация (электронное приложение) - слайд 2 Презентация (электронное приложение) - слайд 3 |
- Учащиеся класса (работа в парах) решают кроссворд по теме «Строение клетки» (Приложение 1). Взаимопроверка. - Строение клетки (один ученик - на магнитной доске). Взаимопроверка. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока. |
||
На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции. Презентация (электронное приложение) - слайд 4 Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Презентация (электронное приложение) - слайд 5 Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) - слайд 6 Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Презентация (электронное приложение) - слайд 7 И в очень малых количествах - остальные элементы. Презентация (электронное приложение) - слайд 8 Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Презентация (электронное приложение) - слайд 9 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА - это вода и минеральные соли. Презентация (электронное приложение) - слайд 10 Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Наличие воды можно доказать двумя способами: Презентация (электронное приложение) - слайд 11 - Демонстрационный опыт: нагревание семян пшеницы. - Второй опыт: У меня два листа капусты. - Для чего нужна вода в клетке? Презентация (электронное приложение) - слайд 12 Минеральные соли так же содержатся в клетке. Презентация (электронное приложение) - слайд 13 Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии. Демонстрационный опыт: продолжаем нагревать семена пшеницы. Презентация (электронное приложение) - слайд 14 Презентация (электронное приложение) - слайд 15 Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) - слайд 16 А в каких растениях больше углеводов? Презентация (электронное приложение) - слайд 17 Какие углеводы вы знаете? Презентация (электронное приложение) - слайд 18 Опыты - работа в парах. Презентация (электронное приложение) - слайд 19 Кроме крахмала и сахара в состав растений входят: клетчатка и целлюлоза. Презентация (электронное приложение) - слайд 20 А в каких растениях больше жиров? Презентация (электронное приложение) - слайд 21 Опыты - работа в парах. Презентация (электронное приложение) - слайд 22 А в каких растениях больше белков? Презентация (электронное приложение) - слайд 23 Опыты - работа в парах. Презентация (электронное приложение) - слайд 24 Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) - слайд 25 |
Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество? Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? Предположения детей. ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении опытов. Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные соли вы знаете? В каких растениях их больше всего? А каких веществ органических или неорганических больше в клетке? Определение крахмала (проведение опытов парами) (Приложение 2- лаборатория 1). Вывод. Определение жира (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 2). Вывод. Определение белка (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 3). Вывод. Вывод по работе. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии. Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий. Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. |
||
Презентация (электронное приложение) - слайд 26 Презентация (электронное приложение) - слайд 27 Презентация (электронное приложение) - слайд 28 Презентация (электронное приложение) - слайд 29 |
1. Вставьте пропущенные слова.
Взаимопроверка. 2. Заполните схему «Химический состав клетки». Взаимопроверка. 3. Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»? |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки. |
V. Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания. |
||
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
|
Владение основами самоконтроля, самооценки. | |
VI. Домашнее задание Презентация (электронное приложение) - слайд 30 |
||
4.1. Выучить тему «Химический состав клетки». 4.2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 4.3. Дополнительное задание: 4.3.1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда) 4.3.2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда) 4.3.3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда) |
С. П. Хибученко, МБОУ Кашарская СОШ, сл. Кашары, Кашарский район, Ростовская область
Метки: Биология