Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки». 5 класс (ФГОС)

План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки». 5 класс (ФГОС)

Цели урока:

  • продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
  • формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
  • развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Формируемые УУД:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;

-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.

Метапредметные:

- определять важность знаний о составе клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Оборудование и реактивы:

  • весы с набором разновесов
  • спиртовка
  • пробирки
  • держатель пробирок
  • штатив для пробирок
  • пипетки
  • пластиковые стаканчики
  • препаровальные иглы
  • клубни картофеля (сырой и вареный)
  • семена пшеницы
  • семена подсолнечника
  • листы белой бумаги
  • пресное тесто
  • листья капусты (сырой и сухой)
  • раствор перекиси водорода
  • раствор йода
  • вода
  • марля
  • набор «Клетка» для магнитной доски
  • компьютерная презентация к уроку
Деятельность педагога Деятельность детей УУД

I. Организационный момент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне.

Презентация (электронное приложение) - слайд 1

Готовность к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению.

- Давайте вспомним строение клетки

Презентация (электронное приложение) - слайд 2

Презентация (электронное приложение) - слайд 3

- Учащиеся класса (работа в парах) решают кроссворд по теме «Строение клетки» (Приложение 1). Взаимопроверка.

- Строение клетки (один ученик - на магнитной доске). Взаимопроверка.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока.

На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции.

Презентация (электронное приложение) - слайд 4

Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Презентация (электронное приложение) - слайд 5

Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) - слайд 6

Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

Презентация (электронное приложение) - слайд 7

И в очень малых количествах - остальные элементы.

Презентация (электронное приложение) - слайд 8

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Презентация (электронное приложение) - слайд 9

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА - это вода и минеральные соли.

Презентация (электронное приложение) - слайд 10

Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Наличие воды можно доказать двумя способами:

Презентация (электронное приложение) - слайд 11

- Демонстрационный опыт: нагревание семян пшеницы.

- Второй опыт: У меня два листа капусты.

- Для чего нужна вода в клетке?

Презентация (электронное приложение) - слайд 12

Минеральные соли так же содержатся в клетке.

Презентация (электронное приложение) - слайд 13

Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

Демонстрационный опыт: продолжаем нагревать семена пшеницы.

Презентация (электронное приложение) - слайд 14

Презентация (электронное приложение) - слайд 15

Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Презентация (электронное приложение) - слайд 16

А в каких растениях больше углеводов?

Презентация (электронное приложение) - слайд 17

Какие углеводы вы знаете?

Презентация (электронное приложение) - слайд 18

Опыты - работа в парах.

Презентация (электронное приложение) - слайд 19

Кроме крахмала и сахара в состав растений входят: клетчатка и целлюлоза.

Презентация (электронное приложение) - слайд 20

А в каких растениях больше жиров?

Презентация (электронное приложение) - слайд 21

Опыты - работа в парах.

Презентация (электронное приложение) - слайд 22

А в каких растениях больше белков?

Презентация (электронное приложение) - слайд 23

Опыты - работа в парах.

Презентация (электронное приложение) - слайд 24

Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты.

Презентация (электронное приложение) - слайд 25

Какие вещества вы знаете?

Что вы видите? Какое это вещество?

Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать?

Предположения детей.

ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении опытов.

Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные соли вы знаете? В каких растениях их больше всего?

А каких веществ органических или неорганических больше в клетке?

Определение крахмала (проведение опытов парами) (Приложение 2- лаборатория 1). Вывод.

Определение жира (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 2). Вывод.

Определение белка (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 3). Вывод.

Вывод по работе.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии. Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий. Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний.

Презентация (электронное приложение) - слайд 26

Презентация (электронное приложение) - слайд 27

Презентация (электронное приложение) - слайд 28

Презентация (электронное приложение) - слайд 29

1. Вставьте пропущенные слова.

  • В состав семян входят __________и __________вещества.
  • К органическим веществам клетки относятся __________, U, __________и __________.
  • Неорганические вещества клетки - это __________и __________.
  • В присутствии йода крахмал __________.
  • Много крахмала в семенах таких растений, как __________.
  • Много белка в семенах таких растений, как __________.
  • Масличными культурами являются __________.

Взаимопроверка.

2. Заполните схему «Химический состав клетки». Взаимопроверка.

3. Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»?

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки.

V. Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узналU
  • было интересноU
  • было трудноU
  • я выполнял заданияU
  • я понял, чтоU
  • теперь я могуU
  • я почувствовал, чтоU
  • я приобрелU
  • я научилсяU
  • у меня получилось U
  • я смогU
  • я попробуюU
  • меня удивилоU
  • урок дал мне для жизниU
  • мне захотелосьU
Владение основами самоконтроля, самооценки.

VI. Домашнее задание

Презентация (электронное приложение) - слайд 30

4.1. Выучить тему «Химический состав клетки».

4.2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

4.3. Дополнительное задание:

4.3.1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда)

4.3.2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда)

4.3.3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда)

С. П. Хибученко, МБОУ Кашарская СОШ, сл. Кашары, Кашарский район, Ростовская область

Метки: Биология