Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок биологии в 8 классе по теме: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Урок биологии в 8 классе по теме: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Урок биологии в 8 классе по теме: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека

Задачи урока:

- Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

- Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

- Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

- Формировать логическое мышление.

- Формировать навыки самонаблюдений.

- Развивать навыки здорового образа жизни.

Оборудование урока: Модели «Скелет человека», «Скелет кролика», «Позвонки скелета человека», микроскоп, микропрепарат костной ткани

Тип урока: Комбинированный урок

Этап урока

Деятельность учителя Планируемая деятельность учащихся Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные универсальные

1.Оргмомент Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности уча¬щихся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки Регулятивные учебные действия

2.Проверка домашнего задания

На доске «магический квадрат» из 9 клеток.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

Каждая клетка имеет свое число, под которым спрятана буква. Учитель задает вопросы, на которые предлагает два варианта ответов, каждый из которых подразумевает свою букву.

А С Е

Л К В

Е Ф Т

Вопросы учителя:

1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас (опорная или двигательная)

2. Какая функция опорно-двигательной системы возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета? (защитная или двигательная)

3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны (5-10 лет или 20-30 лет)

4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости? (подкостница или надкостница)

5. Кости плеча, предплечья, бедра и голени - это трубчатые или губчатые кости?

6. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей? (20-25 лет или 50-55 лет) Слушают условия игры

Отвечают на вопросы

Верный вариант:

Опорная С-2

Двигательная К-5

20-30 лет Е-7

Надкостница Л-4

Трубчатые Е-3

20-25 лет Т-9

Неверный вариант:

Двигательная Е-3

Защитная В-6

5-10 лет Л-4

Подкостница К-5

Губчатые Ф-8

50-55 лет Е-7 Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях

Логическое мышление

3.Целеполагание Итак, ключевое слово «Скелет».

- Как вы думаете, почему именно это слово является ключевым?

Записывает тему урока на доске «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

- Что мы уже знаем о скелете?

Записывает на доске то, что уже знаем:

- образует каркас;

- выполняет опорную, двигательную, защитную функции;

- функционирует вместе с мышцами.

Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам дать определение скелета. Варианты записывает на доске.

Верно ли вы сформулировали определение, давайте посмотрим в учебнике на стр. 50

Итак, тема сегодняшнего урока «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» и мы уже знаем, что такое скелет, тогда давайте сформулируем цель нашего урока

Отвечают на вопрос - это тема урока

Ответы учащихся.

Дают определение.

Находят определение в учебнике и сравнивают его с записанным на доске. Верный вариант записывают в тетрадь

Изучить приспособления скелета к прямохождению, трудовой деятельности

Умение применять имеющиеся знания, обобщать их

Умение работать с учебником

Умение четко формулировать свои мысли Логическое мышление

4.Изучение нового материала Начнем с того, что человек является млекопитающим. Я предлагаю сравнить скелет человека со скелетом другого млекопитающего животного - кролика.

- Что общего в рассмотренных скелетах?

- Чем они отличаются?

- В скелете человека различают осевой скелет и добавочный (рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске).

Скелет

Осевой Добавочный

Череп Скелет туловища Пояса конечностей Свободные конечности

Позвоночник Грудная клетка Плечевой пояс Тазовый пояс Скелет руки Скелет ноги

- Для чего служит череп?

Череп имеет мозговой и лицевой отделы.

- Чем они отличаются?

Кости черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

- Как вы думаете, почему?

Основу скелета туловища составляет позвоночник (рассказ сопровождается показом на модели).

Он имеет S-образную форму, образован отдельными позвонками (показ моделей), которые имеют тело, дугу и отростки. Межпозвоночные хрящевые диски придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при ходьбе и беге. Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый) и 5 отделов (шейный - 7 позвонков, грудной - 12, поясничный - 5, крестцовый - 5 сросшихся позвонков, копчиковый - 4-5 сросшихся маленьких позвонков).

Итак, мы рассмотрели строение скелета человека, но цель наша: изучить его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности.

- Какие приспособления из рассказа вы уже можете назвать?

- Кроме этого, приспособлением к прямохождению является массивность костей нижних конечностей, широкая стопа. А преобладание мозгового отдела над лицевым говорит о приспособлении человека еще и к трудовой деятельности.

Таким образом, скелет человека состоит примерно из 208-210 костей (это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека) весом около 10-15 кг. Самая маленькая кость 3 мм (стремечко), самая большая 70 см (бедренная). Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большеберцовая кость - 1,6 -1,8 т, бедренная кость -1,5 т, плечевая кость - 850 кг. 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич.

- Так почему же наши кости не ломаются от таких нагрузок, что же способствует прочности костной ткани?

Рассматривают модели скелетов человека и кролика

Отвечают на вопрос (Отделы скелетов, строение костей, внешняя форма некоторых костей)

Ответы учащихся (человек стоит на двух конечностях, кролик - на четырех, кости человека крупнее)

Выполняют схему в тетради

Ответы учащихся (Защита головного мозга, органов слуха, обоняния, зрения)

Ответы учащихся (в мозговом - находится головной мозг, в лицевом - находятся органы зрения, обоняния)

Ответы учащихся (нижняя челюсть выполняет жевательные движения, благодаря ее движению люди разговаривают)

Слушают учителя и рассматривают модель «Скелет человека» и «Позвонки скелета человека»

Отвечают на вопрос учителя (S-образная форма позвоночника, 4 изгиба позвоночника (у других млекопитающих - 2).

Умение работать с моделями

Умение четко формулировать свои мысли

Умение работать с источником информации - схемой

Умение работать с моделями

Умение работать с учебными моделями

Умение формулировать выводы

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия

6.Закрепление изученного материала Обратимся к микропрепаратам костной ткани. Рассмотрите микроскопическое строение костей и постарайтесь ответить на этот вопрос. Рассматривают микропрепарат с помощью микроскопа

Отвечают на вопрос (органические и минеральные вещества придают кости прочность и упругость) Умение работать с микроскопом

Умение обобщать и формулировать выводы Коммуникативные учебные действия

Личностные учебные действия

7.Рефлексия Итак, мы сегодня на уроке познакомились со скелетом человека. Я думаю, после проделанной работы, вы без труда сможете ответить на вопрос:

- Какие знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни?

- А сейчас я раздам вам смайлики (веселый, равнодушный, грустный). Если все было понятно на уроке и справились со всеми заданиями - поставьте веселый смайлик. Если справились, но не со всей работой - равнодушный, если было очень трудно - грустный.

Отвечают на вопрос

Оставляют свои смайлики на магнитной доске, по желанию, объясняя свой выбор

Умение анализировать Коммуникативные учебные действия

8.Домашнее задание Домашнее задание §11, стр. 50-55 Записывают в дневник.

9.Итог урока - Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать!

- Спасибо за урок!

М. Г. Вайс, МКОУ "Покровская СОШ", с. Покровка, г. Славгород, Алтайский край

Метки: Биология